ОБРАЗЫ МУЗЕЯ.ppt
- Количество слайдов: 33
ОБРАЗЫ МУЗЕЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Кочкина Елена, III курс КГПУ им. В. П. Астафьева
МУЗЕЙ • «Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения, а также для удовлетворения духовных потребностей» . • Устав Международного совета музеев (ИКОМ)
Хранитель старины и место вдохновенья • Астафьев В. П. «Затеси» : «Кружево» • Брюсов В. Я. «Я путешественник случайный…» , «Замкнутые» , «Семь земных соблазнов» , «Табакерка» • Зорин Л. Г. «Варшавская мелодия» • Набоков В. «Другие берега» • Солоухин В. «Письма из Русского музея» • Тарковский А. «В музее» • Эренбург И. Г. «В римском музее»
Виктор Петрович Астафьев • О выставке кружев: «Я много раз глядел на это рукотворное чудо, и всякий раз посещала меня мысль: вот бы всем нам, современным писателям, художникам, кинорежиссерам, операторам, научиться у этих кружевниц убирать все лишнее, оставляя открытой и чистой лишь мысль и красоту» .
Валерий Яковлевич Брюсов Я путешественник случайный, Бродяга в мире, дикий скиф, Любуюсь на земные тайны, На храм, на башню, па залив. И медлю пред душой безвестной, Внимательно любуясь ей, Как перед статуей чудесной, Жалея покидать музей. 1902
Владимир Алексеевич Солоухин • «Это целая страна, в которую можно совершить путешествие, так же как в любую другую страну. […] Кроме того, это путешествие во времени. Побываешь и на берегах Иртыша вместе с казаками, покорителями Сибири, и в Заволжском скиту во время торжественного и печального обряда, и в XVIII веке…»
Дом, убежище, храм, святыня • • Макиавелли Н. «К Франческо Веттори» Гете И. В. «Из моей жизни. Поэзия и правда» Цветаева М. И. «Музей Александра III» Успенский Г. И. «Выпрямила» Ремарк Э. М. «Тени в раю» Орхан П. «Музей невинности» Пикуль В. «Портрет из Русского музея»
Никколо Макиавелли • «С наступлением вечера я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; у дверей я сбрасываю будничную одежду, запыленную и грязную, и облачаюсь в платье, достойное царей и вельмож; так должным образом подготовившись, я вступаю в старинный круг мужей древности и дружелюбно ими встреченный…»
Иоганн Вольфганг Гёте • «Все это вместе создавало впечатление единственной в своем роде торжественности, тем более напоминавшей чувство, с которым мы вступаем в дом господень, что украшения различных храмов, свято чтившиеся многими поколениями, здесь были выставлены напоказ, но лишь во славу искусства»
Эрих Мария Ремарк • «Я заучивал наизусть цвета и композицию, хотя никогда не видел ни одного цвета днем. Это был лунный Сезанн и ночной Дега» . […]. Умиротворенность и тишина, какую имел в виду пророк, говоря, что бог являет себя не в буре, а в тишине» .
Памук Орхан • «Я за последние пятнадцать лет посетил в мире тысячу семьсот сорок три музея и билеты к ним сохранил» . […]. «Я постепенно понимал, что домом настоящего коллекционера должен быть его собственный музей» .
Бессмыслица, «обеспредметившаяся предметность» • • Брюсов В. Я. «Балаганы» Валерии П. «Проблема музеев» Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» Ильф И. и Петров Е. «Двенадцать стульев» Набоков В. «Посещение музея» Пелевин В. «Золотая комната» Цветаева М. И. «Лавровой венок» Эко У. «Маятник Фуко»
Поль Валерии • «Я не слишком люблю музеи. Многие из них прекрасны, но нет среди них очаровывающих. Идеи классификации, сохранности и общественной пользы, точные и ясные, плохо вяжутся с очарованием. Первый же шаг к прекрасным вещам — и чья то рука отбирает у меня трость, а надпись воспрещает мне курить. »
Владимир Дмитриевич Набоков • «Все было, как полагается: серый цвет, сон вещества, обеспредметившаяся предметность; шкап со стертыми монетами, лежащими на бархатных скатиках, а наверху шкапа — две совы […]; покоились заслуженные минералы в открытых гробах из пыльного картона» .
Валерий Яковлевич Брюсов Раритеты раритетов Показать я вам готов: Две находки — из предметов Отдаленнейших веков. […]. Это — царская корона (Крест — один, алмазов — сто). Ей могли во время оно Делать Некиим — ничто.
Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров • «Эта категория посещает музеи исключительно потому, что они расположены в прекрасных зданиях. Эти люди бродят по ослепительным залам, завистливо рассматривают расписанные потолки, трогают руками то, что трогать воспрещено, и беспрерывно бормочут: — Эх! Люди жили!» .
Экскурсионная среда • Довлатов С. «Заповедник» • Самойлов Д. С. «Дом-музей!» • Толстая Н. Н. «Свободный день» , «Культурный шок» • Хаттон У. Дневник
Уильям Хаттон • «-Уж не хотите ли вы, чтобы я рассказал вам обо всем, что есть в музее? Разве это возможно? Кроме того, разве под большинством предметов не написаны названия? » • Я почувствовал себя слишком униженным, чтобы произнести хотя бы еще одно слово» .
Наталия Никитична Толстая • «Высокая гостья вяло побродила вдоль прилавков, попросила показать яйцо из яшмы, колечко из бересты, полистала календарь с изображениями рыб России — и ни чего не купила. До окончания экскурсии оставалось пятнадцать минут. Я успела показать только мумию египетского жреца, потому что он лежал недалеко, за углом, — сам черный, зубы белые» .
Сергей Донатович Довлатов • «Туристы из Риги самые воспитанные. Что ни скажи, кивают и улыбаются» . • «Кавказцы ведут себя иначе. Они вообще не слушают. Беседуют между собой и хохочут» . • «Работягам излагать коротко и просто. К служащим быть повнимательнее. Среди них попадаются весьма эрудированные. Интеллигенция наиболее придирчива и коварна» .
Давид Самуилович Самойлов Дом-музей …Вот позднейший портрет — удалой. Он писал тогда оду «Долой» И был сослан за это в Калугу. Вот сюртук его с рваной полой — След дуэли. Пейзаж «Под скалой» . Вот начало «Послания к другу» . Вот письмо: «Припадаю к стопам. . . » Вот ответ: «Разрешаю вернуться. . . » Вот поэта любимое блюдце, А вот это любимый стакан…
Идеология режима • Астафьев В. П. «Затеси» : «На дне реки» , «Стоящая надпись» • Кириллов В. «Мы» • Ленц З. «Краеведческий музей» • Маяковский В. В. Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» , «Радоваться рано» • Михалков С. «В Музее В. И. Ленина»
Зигфрид Ленц • «Бригадефюрер не подавал поначалу вида, производит ли на него музей впечатление, он оглядывал все экспонаты с неизменным выражением лица, задумчиво, словно бы сравнивая их с установленными нормами и образцами» .
Владимир Тимофеевич Кириллов Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля; Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты", Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Владимирович Маяковский «Будущее ищем. Исходили вёрсты торцов. А сами расселились кладби щем, придавлены плитами дворцов. Белогвардейца Найдете – и к стенке. А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время Пулям По стенке музея тенькать» .
Виктор Петрович Астафьев • «Медленно, по частям завозили в заполярный станок громадный памятник великому вождю, торжественно возводили стеклом сверкающее сооружение, внутрь которого, будто жемчужина в раковину, была всунута приземистая, с баню величиной избушка» .
Место преступления • • • Велтистов Е. «Приключения Электроника» Баррэдж А. М. в «Музее восковых фигур» Бенцони Ж. «Слезы Марии Антуанетты» Браун Д. «Код да Винчи» Карр Д. Д. «Убийство в музее восковых фигур»
Джон Диксон Карр • «…Вам известно, где нашли мадемуазель Мартель? • — В некоем музее восковых фигур, насколько я знаю, — громко произнес безжалостный голос. — Ее закололи в спину. Говорите внятно. Жена вас не слышит!»
Дэн Браун • «Знаменитый куратор Жак Соньер, пошатываясь, прошел под сводчатой аркой Большой галереи и устремился к первой попавшейся ему на глаза картине, полотну Караваджо» .
Жюльетта Бенцони • «Все направились к главной витрине, возле которой попрежнему дежурили псевдолакеи в напудренных париках. Альдо протянул руку, чтобы показать свое сокровище, и вдруг отдернул ее с возгласом: • — «Слеза» ! Она исчезла!»
Образы музея: • хранитель старины и место вдохновенья • дом, убежище, храм, святыня; • бессмыслица, «обеспредметившаяся предметность» ; • экскурсионная среда; • идеология власти; • место преступления.
Спасибо за внимание!
ОБРАЗЫ МУЗЕЯ.ppt