8 класс Запорожская сечь.pptx
- Количество слайдов: 27
Образование Запорожской Сечи
Запорожская Сечь Запоро жская Сечь — название ряда последовательно сменявших друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII век, называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.
Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени). Название места нахождения штаб-квартиры казаков — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти» , «высѣкать» , и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края.
Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош» . Запорожцы, употребляя слово «Сечь» , подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь.
Начало Запорожской Сечи
Сведения о появлении казаков в низовьях Днепра датируются концом XV в. (возможно, это произошло и ранее см. Первые упоминания и происхождение). Первое письменное упоминание (от 1489 г. ) о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским. По рассказу хрониста, казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др. ), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько вооружённых огнестрельным оружием и пушками казаков.
Никитин перевоз — место Никитинской Сечи В зависимости от военнополитической обстановки Запорожская Сечь время от времени изменяла свое расположение.
Условия приёма в Сечь
Прием в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий: он должен был быть вольным и неженатым ; должен был хорошо говорить на «казацком языке» ; если прибывший был иноязычен, он должен был разговаривать «казацким языком» (в XVII веке язык надднепрянских украинцев называли руським или казацким); должен был исповедовать православную веру, знать «Символ веры» и молитвы (если пришедший был католиком или протестантом, то должен был принять православие, если иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);
должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь — изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству» ), и только после этого записываться в «испытанные товарищи» , что могло произойти не раньше, чем через семь лет. Женатые казаки жили на территории владений Запорожской Сечи и считались в её «подданстве»
Устройство Сечи
Казаки Запорожской Сечи составляли Кош (товарищество, общину). В войсковом отношении Запорожский Кош делился на 38 куреней. Численность куреня в разное время могла составлять от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. Слово курень имело и второе значение. Оно также означало у запорожцев жилое здание, в котором, собственно, и располагался в Сечи тот или иной курень-подразделение.
По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров.
Первые военизированные казацкие поселения (для отпора кочевникам Дикого Поля) появились на территории современной Донецкой обл. в Святогорске (до 1964 — с. Банное, 1964− 2003 — Славяногорск) и Бахмуте (Артёмовск) в середине − второй половине XVI в. , а со временем добрались до устья Кальмиуса
Вся территория Сечи разделялась на 8 [изначально на 5] паланок (окру г): Кодакскую, Бугогардовскую, Ингульскую (Перевознинскую; на правом берегу), Самарскую, Орильскую, Прогноевскую, Протовчанскую, Кальмиусскую (на левобережье Днепра). То есть, владение Сечи 3 апорожской охватывали земли современной Днепропетровской, Запорожской и Херсонской обл. , частично — Кировоградской, Одесской, Николаевской, Донец кой областей.
КАЗАЧЕСТВО
На протяжении своего существования Запорожская Сечь (Войско Запорожское Низовое) находилась в той или иной зависимости от Речи Посполитой, Русского государства (затем Российской империи), или Османской империи.
Сечевая рада. В верхней части изображения — хоругвь Запорожской Сечи (Войска Запорожского Низового). Гравюра XVIII в.
Войсковая рада на Сечи. Диорама в Музее истории запорожского казачества, остров Хортица
Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган того или иного уровня.
Атаманы Коша Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Символ власти кошевого атамана — булава .
Военные звания, иерархия: кошевой, кошевой атаман, атаман — глава войскового управления (коша) в Запорожской Сечи; в случае, если атаман не избирался на сечевой раде, а был назначен по решению старшины или гетмана /например, во время войсковых походов/, его называли наказны м; генеральная (кошевая) старши на; есаул, генеральный есаул (обычно, их было два); генеральный (войсковой) писарь, толмач (тлумач); бунчужный, генеральный бунчужный; генеральный хорунжий; генеральный обозный; генеральный (кошевой) судья ; генеральный подскарбий — казначей.
Вооружение казаков
На вооружении у запорожских казаков были пушки, гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы.
Современная реконструкция костюма казака
Сторожевая башня Сечи, Музей истории запорожского казачества
8 класс Запорожская сечь.pptx