Образование, воспитание и культура.ppt
- Количество слайдов: 59
ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
План 1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры. 2. Подходы к образованию (педагогический, философский, экономический, социологический). 3. Модели образования. 4. Исторические типы образования и воспитательные системы. 5. Функции образования. 6. Понятие самообразования. Виды и функции самообразования. 7. Свойства современного образования.
1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры Соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах: - в рамках культурологической парадигмы педагогической системы; - через формирование поликультурного образования; - в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы); - как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран; - через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;
- в рамках путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся); - описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; - через раскрытие специфики культурнообразовательной среды растущего человека; - обобщения, сохранения и возрождения культурнообразовательных традиций народа, этноса, нации.
Социокультурные функции образования: • вхождение человека в мир науки и культуры; • социализация человека; • обеспечение преемственности поколений; • обеспечение трансляции культурных ценностей; • обеспечение сохранения и развития национальных традиций; • способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.
2. Подходы к образованию Педагогический подход Исторически первый подход к образованию в системе научного знания. Сформировался в XVII - XIX вв. в теориях Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. , в том числе отечественных педагогов К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева.
С точки зрения педагогического подхода образование – это создание, формирование человека, осуществляемое в ходе учебновоспитательного процесса с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности, точнее, педагогического взаимодействия, базирующегося на признании различных типов отношений между его субъектами.
Философский подход Образование – это самостоятельная область научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах – ценностно-целевых, системных, процессуальных и результативных.
Использование философского подхода к образованию дает понимание основных направлений и перспектив его развития, без чего нельзя выстроить ни стратегии, ни практики, ни политики в этой сфере общественной жизни. Применение философского подхода к образованию позволяет анализировать мировое образовательное пространство, без осмысления интеграции в которое вряд ли можно рассчитывать на заметные достижения в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки, социализации, развития личности.
Экономический подход Впервые вопросы экономики образования были подняты во II пол. XVIII в. А. Смитом и Дж. Ст. Миллем. Смит приравнивал человека, получившего образование и затратившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин, а Милль выводил развитие образования за пределы рыночной экономики, которая не в состоянии сама по себе диктовать ему свои законы.
Суть экономического подхода к образованию может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: 1. как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансовоэкономических отношений; 2. как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом. На экономический подход к образованию в XX в. оказали влияние 2 ведущих направления мировой экономической мысли: неоклассическое и кейнсианское.
В рамках неоклассического направления образование рассматривалось как свободное предпринимательство. Основой развития образования как отрасли экономики признавался потребитель, его интерес и выбор. Образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого и не должно активно вмешиваться в сферу образования.
Представители кейнсианского направления выступали за вмешательство государства в образование и его экономику. Они исходили из того, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своих личных и общественных интересов и это мешает развитию образования как производственного процесса. Оба направления сменяли друга в своем влиянии на экономику образования вплоть до 1980 -1990 -х гг. , пока не произошла их определенная интеграция.
Социологический подход нацелен на определение роли и места образования в обществе. Это означает выявление диалектики, взаимодействия, взаимовлияния образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных и культурных, а также изучение образования как одного из наиболее значимых элементов образа жизни людей. Социология обращает внимание на взаимосвязи образования с различными общественными структурами, институтами и организациями.
Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей, как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней.
3. Модели образования Модель образования как государственноведомственной организации. Система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др. ) предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня.
Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др. ) — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу.
Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др. ) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Неинституционная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др. ) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на "природе", с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др.
Образовательные модели: Американская модель: младшая средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета — магистратура — аспирантура. Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет — магистратура — аспирантура. Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт — университет — аспирантура.
Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет — магистратура — аспирантура. Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.
4. Исторические типы образования и воспитательные системы Мифологическое образование - освоение мира в форме сказок, былин, мифов, песен и пр. Схоластическое образование - культура текста и словесной природы знания о земле и небе, тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого существования. Просветительское образование — возникло в период возникновения классификатора наук и художеств, в период рождения светского регулярного образования. С начала XX века в мире наблюдается процесс разнообразия образовательных парадигм, типов и видов образования.
Вид или тип современного образования определяется прежде всего типом образовательновоспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, специальное и высшее образование.
В результате выделяют виды образования по разным основаниям: • по типу и качеству освоения научных знаний — биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т. д. ; • по виду доминирующего содержания образования — теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др. ; • по виду и мастерству освоения человеческой деятельности — музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское образование и т. д. ; • по типу освоения культурных ценностей — классическое образование, художественноэстетическое образование, религиозное образование и др. ;
по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества — национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование и др. ; по типу образовательной системы — университетское, академическое, гимназическое образование и др. ; по сословному признаку — элитное и массовое образование; по типу преобладания направленности содержания образования — формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование и т. д. ; по уровню образования — начальное, неполное среднее, неполное высшее, высшее образование.
Воспитательные системы Воспитательная система - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.
Воспитательная система - это специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения.
- Черты воспитательной системы: система социальная; система педагогическая; система ценностно-ориентированная; система целостная; система открытая; система целенаправленная; система сложная и вероятностная; система саморазвивающаяся и самоуправляемая.
Воспитательные системы вальдорфских школ. Воспитательная система школ глобального образования. Воспитательная система «справедливое общество» . Воспитательная система общей заботы. Воспитательная система школы диалога культур. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Воспитательная система школы-комплекса.
Воспитательные системы вальдорфских школ Вальдорфские школы существуют с начала XX в. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы.
Главный принцип трудового воспитания - видеть результаты своего труда. В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура.
Воспитательная система школ глобального образования Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина, которые не противоречат, а дополняют друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.
По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора. Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми.
Воспитательная система «справедливое общество» Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960 -е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.
"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем.
Воспитательная система общей заботы Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50 -х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы.
Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие. Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление.
Воспитательная система школы диалога культур Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов. В этой системе находят свое воплощение идеи М. Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.
Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером: • переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры «; • школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще; • процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало;
• основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друга.
Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.
В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе. Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки.
Воспитательная система школы-комплекса Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.
Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы. Создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования. Школа-комплекс - образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства.
5. Функции образования Основные функции образования можно условно поделить на: - социально-культурные, направленные на развитие духовной жизни общества; - социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией; - социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и включенность в общецивилизационные процессы; При этом необходимо отметить, что взаимодействие и переплетение вышеназванных функций достаточно высоко.
Социально-культурные функции образования - гуманистическая (человекообразующая) функция - в единстве противоположных, но органически связанных процессов: социализации и индивидуализации личности; - социальный контроль. Образование в конечном итоге определяет позицию человека в обществе, его возможности, цели, достигаемые в обществе и способы вознаграждения за труды, сам труд, мировоззрение и т. д. ; - трансляция и распространение культуры в обществе; - воспроизводство социальных типов культуры;
- инновация в сфере культуры осуществляется через образование избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре; - формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности); - формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе; - воспитательная функция образования - обеспечение процессов социализации личности и ее гражданского становления, передача новым поколениям отечественного и мирового культурноисторического опыта;
- обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.
Социально-экономические функции образования - формирование профессиональноквалификационного состава населения; - формирование потребительских стандартов населения; - привлечение экономических ресурсов; - внутреннее распределение экономических и иных ресурсов; - социальная селекция; - профессиональная функция; - активизация социальных перемещений.
Социально-политические функции образования: - государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, религиозных, научных и прочих разногласий; - контроль со стороны государственных институтов, политических и общественных партий и движений за содержанием учебного процесса и учебных программ; - формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества.
6. Понятие самообразования. Виды и функции самообразования Самообразование это - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала. Самообразование получило широкое распространение в эпоху капитализма главным образом среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня для практического применения и улучшения условий жизни.
К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Также выделяют такие виды самообразования, как бытовое, самореализация и др.
Функции самообразования: 1) экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний); 2) ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе); 3) компенсаторная (преодоление недостатков в полученном (школьном, вузовском и др. ) образовании); 4) саморазвития (развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей); 5) методологическая (формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия и т. п. );
6) постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, её технологиям; 7) коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами); 8) развитие творческого потенциала личности; психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия); 9) омолаживания (преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте); 10) геронтологическая (поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма).
7. Свойства современного образования Гуманизация образования – это ориентирование образовательной системы и всего образовательного процесса на осуществление следующих моментов: развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, ориентирование его независимо от уровня и типа на изучение социальных проблем, на благо человека, на умение его свободно общаться с людьми других национальностей и народов, имеющими любые профессии и специальности, на хорошее знание родного языка, истории и культуры, на свободное владение иностранными языками, на юридическую и экономическую грамотность человека и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся.
Дифференциация – это ориентирование учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся. Диверсификация – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность - создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе уровня образованности, соответствующего интересам человека.
Фундаментализация предполагает усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовок молодого человека к современной жизнедеятельности. Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с внедрением вычислительной техники и информационных технологий в учреждения образования, в образовательный процесс. Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность образования – это философскопедагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социо-культурного опыта, самообразование человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Образование, воспитание и культура.ppt