Западная Европа 17-18в.pptx
- Количество слайдов: 34
Образование в Западной Европе и США в 17 -18 вв.
В 17 веке формируются новые общественные и духовные ценности, решительно пересматривается концепция отношений человека и природы. Новый идеал личности — человек, постигающий окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. В духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека".
Появляется огромное количество трактатов, в которых философы провозглашают новые идеалы современного общества — стремление сделать личность свободной, желание обновить природу человека посредством воспитания и образования духовную. Педагогике уделяется особое внимание, она становится приоритетной областью научных исследований.
XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и его воспитания. В этот период нарастает роль образования в процессе вхождения личности в общество, что также получило отражение в педагогической мысли. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Яркий пример проявления указанных тенденций — творчество ряда мыслителей.
• Так, английский ученый Френсис Бэкон целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. • Немецкий педагог Вольфганг Ратке также отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному. • Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом.
Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал Ян Амос Коменский. Он создал первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, главная идея которой – всестороннее развитие личности
В научном труде Яна «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» заложена идея пансофии – всеобщей мудрости, дословно – «знании всех вещей» . Коменский считал, что возможность улучшения социальной жизни и воцарение справедливости кроется в совершенствовании системы воспитания и образования людей - это позволит совершенствоваться каждому человеку, а, значит, и всему миру.
В течение всей жизни Ян старался создать программу всеобщего воспитания и комплексного метода формирования личности, основанных на непрерывном процессе усовершенствования всех и всего посредством творческого труда. В ХХ в. этот постулат Я. А. Коменского был развит в теории и практике непрерывного образования.
В своих трудах Коменский изложил универсальную теорию «обучения всех всему» , основанную на принципе природосообразности, исходя из которого образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Коменский разработал научно обоснованную систему школ в соответствии с возрастом учеников. Педагог также считал, что в благоустроенном обществе должны существовать школы для обоих полов.
• 1 -ая ступень – материнская школа (от рождения до 6 лет). В этот период ребенок получает начальные знания об окружающем мире; главные направления – трудовое и нравственное. • 2 -ая ступень – начальная школа (от 6 до 12 лет). В этот период – школа родного языка, в которой детей знакомят с довольно широким кругом знаний (естественнонаучные и общественно-политические знания начального уровня). • 3 -я ступень – средняя школа (от 12 до 18 лет). Гимназия или латинская школа, которая предназначалась для юношей, достигших успехов в учебе. • 4 -я ступень – высшая школа (от 18 до 24 лет). На этом этапе – академия.
В организации обучения Я. А. Коменский вначале отдавал предпочтение предметному. Впоследствии он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире, и создал учебник нового типа – «Открытая дверь языков и всех наук» , в котором явления окружающего мира давались в их целостности и единстве с позиций различных наук. В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы.
1. «Золотое правило» дидактики (использование всех чувств для закрепления знания). 2. Содержание учебного материала должно идти от простого к сложному. 3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом (расположение учебного материала по возрасту). 4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.
Эти принципы послужили основой для классно-урочной системы обучения, актуальной и поныне. Ключевыми понятиями этой системы являются: – класс (постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели) – урок (четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком) Большую роль в этой системе также играет процесс закрепления и повторения знаний (экзамены, домашняя работа).
Вопросы воспитания и обучения Я. А. Коменский рассматривал вместе, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к этому он видел в познании окружающего мира, в умении владеть собой, в гармонии внешнего и внутреннего.
Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств. В процессе воспитания Я. А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.
Педагогика XVIII в. По своему содержанию XVIII в. стал продолжением предыдущего и эпохи Возрождения. Он резко противопоставил себя «мрачному» Средневековью, еще более возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма. Однако он вовсе не был простым повторением предыдущего. XVIII в. завершил Новое время и создал все необходимые предпосылки для последующего развития западного мира.
В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты плеядой мыслителей: Дж. Мильтоном, У. Петти, Дж. Локком, Д. Беллерсом, Т. Пейном, Дж. Пристли и др. Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования. Так, Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши — выходцы из всех социальных слоев — воспитываются в духе трудолюбия.
Творчество философа и педагога Джона Локка составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском сочинении «Об управлении разумом» , ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда.
Локк утверждал, что человеческое знание является прежде всего следствием внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи «чистой доской» , готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлексию. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться «утонченностью в обращении» . Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» .
Основные принципы воспитания по Локку: – Окружение, среда, личный пример – главные воспитательные средства. – Выработка полезных привычек с раннего возраста. – Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание (но не в школе). – Индивидуальный подход к каждому ребенку. – Отсутствие телесных наказаний (за редким исключением). – Занятие ремеслом.
Философ очень негативно относился к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния “грубой массы”, от детей простолюдинов. Нескрываемое презрение Локка к народу отчетливо выражено в его записке о рабочих школах для Комиссии по делам промышленности и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических вопросов, разрабатывала “метод привлечения бедных королевства к труду”.
Локк составил проект закона о бедных, в котором указывал, что следует применять жесткие меры против нищих и бродяг. По мнению Локка, в каждом приходе следует организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращаются за пособием в приход.
Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — «для деловых занятий в реальном мире» . Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.
Развитие практики образования в XVII–XVIII вв. происходило под влиянием идей Реформации, Контрреформации и Просвещения. В XVII в. идея индивидуального познания веры и Бога потребовала от человека развития мышления посредством образования. В Западной Европе формировалась система школ, обучение в которых соответствовало этим принципам.
Существенные изменения претерпело в Западной Европе и США в XVII -XVIII вв. полное общее образование. Главным учреждением такого образования становится учебное заведение классического типа: в Германии — городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и США — грамматическая школа, во Франции — коллеж. Эти учреждения впитали прогрессивные традиции Возрождения, Реформации и Просвещения. Вместе с тем в их деятельности получила отражение и консервативная традиция, так как эти учреждения были адресованы имущим слоям общества.
В развитии практики образования в XVIII в. выделяются следующие главные тенденции: – постепенный переход школы от церкви к государству – светская власть должна обеспечивать обучение и воспитание граждан, школы и библиотеки должны финансироваться государством – возникновение начального народного образования – введения всеобщего начального обучения – цель средней школы — подготовка протестантского духовенства и государственных служащих.
Во Франции начальные школы организовывались как церковью, так и государством, но их положение было плачевным, в содержание обучения входили лишь навыки грамоты и катехизис. Средняя ступень была представлена иезуитскими школами, учебными заведениями Пор-Рояля и колледжами, в которых господствовал классический идеал образования. Университеты представляли высшее образование.
В Англии начальная школа имела церковную или частную принадлежность и давала знания чтения, письма и счета. Средними повышенными школами в этот период оставались грамматические школы, в программу обучения которых входили два древних языка, грамматика, риторика, классическая литература. Кроме того, было создано несколько академий, в которых преподавались наряду с классическими и реальные дисциплины. Высшее образование сосредоточивалось в университетах.
В Северной Америке в XVII -XVIII вв. школа развивалась (особенно поначалу) под сильным воздействием европейского, прежде всего английского, опыта. Первая городская школа здесь была создана в Бостоне в 1635 г. Из появившихся затем аналогичных учебных заведений вырастают грамматические школы, которые к середине XVIII в. становятся ведущими среди общеобразовательных учреждений.
Первые школы начального образования появились в общинах пуритан в XVII в. Так, в 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации. Педагогические идеи здесь пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, видевшие в просвещении общества путь его преобразования.
Т. Джефферсон полагал, что распространение просвещения послужит укреплению республиканских институтов, и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования. Б. Франклину принадлежала инициатива разработки плана обеспечения регулярного посещения неграми школ, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры. Верой в образование проникнуты слова Дж. Вашингтона: «Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия» .
Во второй половине XVIII в. в ряде североамериканских колоний возникают академии. Первое такое заведение основал в 1749 г. в Пенсильвании Б. Франклин. Академия Франклина предлагала учебную программу современного образования. Помимо предметов классического цикла, предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия Франклина была образцом для подражания, и в конце века академии уже стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы
Существенные изменения были внесены в организацию высшего образования. На протяжении XV–XVII вв. появились конфессиональные университеты, в которых получила развитие система постоянных, оплачиваемых государством лекций, некоторые университеты целиком финансировались правительством. Благодаря значительному повышению уровня среднего образования факультет свободных искусств освободился от задач подготовки к университетскому образованию и трансформировался в самостоятельный философский факультет.
XVII век — время рационализма и индивидуализма, что выразилось в соответствующем осмыслении природы человека и его воспитания. Следуя новым идеалам Просвещения, философам и педагогам Нового времени удалось создать новые принципы отношений между учеником и учителем, которые имеют место быть и в наше время.
Западная Европа 17-18в.pptx