Точка 1 - Культура - Образование - Личность.pptx
- Количество слайдов: 12
Образование в традиционном обществе
Образование в традиционном обществе • Материальные, экономические причины, повлияли на возникновение классов и формирование соответствующих институтов, в том числе и института образования. Однако, это явление было длительным и не всегда непосредственным: процесс развития первобытного общества был чрезвычайно медленным.
Образование в традиционном обществе является частью жизни человека, включенного в коллективную жизнь всего сообщества. Традиция во всей ее сложности правил и регулятивов представляет собой интегративный комплекс, обеспечивающий целостность жизни индивида, единообразие ценностей и смыслов, организующий поведение и задающий нормы общения.
• Механизм передачи социального опыта в первобытном обществе служит культурная традиция. • градация средств воздействия на ребенка базируется на естественно-биологических основах: это естественное, "натуральное" воспитание (образование). • Субъект воспитания дифференцируется только по полу и возрасту, и основные усилия общества направлены на перевод его из одной возрастной группы в другую.
Субъект образования • Что касается "натуральной" (естественной) формы традиционного образования, то, общим во всех этих системах является то, что средства воздействия на ребенка базируются на естественнобиологических основах. Основные усилия общества направлены на перевод его из одной возрастной группы в другую. Этому служат самые различные обряды "посвящения", "инициации". • "Учителя" выделяются либо по возрасту, либо по личным качествам (храбрость вождя, восприимчивость психики у шаманов). Старейшины племени имеют максимальный авторитет и влияние, так как обладают самым богатым опытом. • Формы передачи - обычаи, ритуалы, магические действия, подчинение либо подражание старшим : все они целиком основаны на традиции. Общественные связи первобытного коллектива были одновременно связями родовыми, "естественными", основа социальных связей - родственные отношения. Вся жизнь общества выступает в виде единого целого, регулируемого кровнородственными отношениями. Нет социальных институтов.
• Какие свойства субъекта воспитываются таким типом образования? Собственно личности еще нет. Именно те качества, которые мы приписываем личности в современном понимании: самосознание своей индивидуальности , отличной от других, ее самоценности, волевые установки, осознанная направленность, принятая как ценность, даже если эта направленность противоположна коллективу и т. д. . Преимущество равенства, равного отношения одного к другим и всех к одному своей обратной стороной имеет нерасчлененность, недифферецированность, неразвитость индивида, отсутствие личности.
• Неизбежность перехода на следующий по сложности уровень взаимоотношений личность-общество через регулярное образование связана с формированием "пространства свободы" личности в нетрадиционном обществе.
Свобода • Логически свобода возникает тогда, когда индивид находит опору своему поведению, противостоящему коллективу. • Первый шаг к свободе - нахождение механизмов отстранения традиционного человека от коллектива, нахождение возможности поступать вопреки традиционным установлениям с опорой на собственный выбор. • Это оказывается возможным при разрушении традиции как сакральной целостности норм и правил общежития. Более значимо - Божественное или человеческое установление. Фактически эта возможность осуществляется в период появления "письменных законов", государственности.
• Человек традиционного общества не мог действовать вопреки правилам того сообщества, он жил. Чтобы разорвать традиционные отношения, нужна сила более мощная, чем та, что обеспечивала императив поведения, ориентированный на прошлое. Должны появиться некие притягательные объекты, представляющие ценность, стремление к достижению которых противоречит традиционным нормам. Очевидно, что это становится возможным тогда, когда некоторые области социальной жизни начинают приходить в упадок под влиянием традиционализма и, наоборот, они получают импульс к развитию, если традиции в этой области взрываются, нарушаются. •
Свойства переходного периода (революции) в образовании • При возникновении неравенства производство и воспроизводство непосредственной жизни качественно меняется: в него добавляется вопроизводство неравномерной (классовой) структуры общества. • Т. к. образование – одно из основных средств этого воспроизводства, то и оно качественно меняется: оформляется в социальный институт. • Группа, обладающая властью (богатством), для сохранения его нуждается в особых формах сохранения: учреждениях, осуществляющих управление, насилие, принуждения. • Образование теперь – одно из важнейших средств сохранения и упрочения неравенства.
• Традиционный способ социализации, безразличный к положению индивида в коллективе, становится недостаточен для воспроизводства более сложной структуры. Теперь каждый член группы стоит в неравном отношении ко всем другим его членам. Поэтому он не может довольствоваться примерами, подражанием в своей деятельности. Кроме традиции, появляются правила, нормы, предписания, регулятивы, законы, обосновывающие различный статус для разных групп индивидов внутри единого целого.
• Человек приобретает социальный статус в зависимости от принадлежности к тому или иному классу. Для сохранения этого статуса недостаточно прежних средств, основанных на традиции. • Новые средства социализации необходимо сохранять и передавать последующему поколению. Новые средства в виде норм, законов, правил для различных групп необходимо передавать последующему поколению. • Материализация этих средств требует специфических учреждений, лиц, ответственных за выполнение новых функций и т. д. . Таким образом возникает целая сфера(область) в жизнедеятельности общества с определенным содержанием, учреждениями , выделенной группой лиц и т. д. , которой не было прежде - социальный институт образования
Точка 1 - Культура - Образование - Личность.pptx