Образный строй языка.pptx
- Количество слайдов: 27
Образный строй языка
Приемы выразительности Делятся на: 1. Тропы – это приемы выразительности, которые реализуются на уровне слова или словосочетания 2. Фигуры – это приемы выразительности, которые реализуются на тексте, равном предложению или большем, чем предложение
Речевая выразительность тропов Эпитет – образное определение предмета(явления, действия), характерный его признак. Пример: «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов…. »
Метонимия – троп, в основе которого лежит принцип смежности. Она представляет собой наложение на нетипичное значение слова его основного значения. Пример: «Я три тарелки съел»
Синекдоха – словесный примем, по средством которого целое выявляется через свою часть (нечто меньшее, входящее в большее) Пример: «Эй, борода!» - совмещены значения «человек с бородой» и «борода»
Сравнение – это сопоставление двух явлений с целью пояснения одного через другое. Пример: «Пыль столбом»
Метафора – вид тропа, предполагающий перенесение свойства одного предмета на другой по принципу их сходства в какомлибо отношении или по контрасту. Пример: «Живая колесница мирозданья»
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Пример: «Ветер, ветер, ты могуч!»
Гипербола – обычное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и тд. Какого-либо явления. Пример: «Сто лет в театр не ходил»
Литота – выражение, содержащее противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение. Пример: «Ты и копейки не стоишь!»
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Пример: «Трусливый, как заяц»
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления, описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Пример: Автор «Героя нашего времени» подразумевают М. Ю. Лермонтова
Синекроха – риторическое средство для краткого выражения мыслей через переименование. Пример: «Если немцы хотят войны, они ее получат!»
Антитеза – разкое противопоставление образов и понятий. Пример: Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень.
Оксюморон – сжатое и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимичных существительного с прилагательным или глагола с наречием. Пример: «Живой труп – горькая радость»
Риторические фигуры Фигуры – приемы выразительности, которые реализуются в тексте, равном предложению или больше, чем предложение.
Анафора – «единоначатие» , повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. Пример: Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни броздят чело морщины.
Эпифора – единоконцовка, повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф, фраз.
Сипмлока Симплока – одновременный повтор начальных и конечных слов в смежных стихах или ритмических частях. Пример: Жизнь в разлуке с лозою – ничто, Жизнь в разладе с певучей мечтою - ничто
Параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые создают единых образ. Пример: Направо пойдешь, коня потеряешь, налево пойдешь, голову сложишь.
Анадиплосис – повтор последнего слова (или последних слов) стиха в начале следующего.
Градация – каждое последующее слово содержит усиливающее значение, благодаря чему создается впечатление нарастания или угасания признака.
Элипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Пример: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Риторический вопрос- стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится с целью привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых ими членов предложения, для усиления выразительности речи.
Бессоюзие- стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.
Образный строй языка.pptx