Образ Троицы в древнерусской живописи.pptx
- Количество слайдов: 115
Образ Троицы в древнерусской живописи
Троица – богословский термин, говорящий о триединой ( Бог един в трёх лицах) сущности Бога – Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос, Христос- Мессия), Дух Святой.
Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции Вечного, Непостижимого, Всемогущего, Триединого Бога, поэтому, каноническими признаны только изображения в символическом виде, главным образом – Троица ветхозаветная. Изображения новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г. они были запрещены. С другой стороны, Собор делает исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым, и изображали Его в образе Старца, Ветхого днями (образ этот дан в откровении Иоанна Богослова)
Таким образом, канонические изображения Троицы в древнерусской живописи делятся на четыре вида икон: 1. )Сошествие Святого Духа на апостолов. 2. ) В ангельском виде, или ветхозаветная Троица. 3. ) Богоявление. 4. ) Преображение Господне.
-Сошествие Святого Духа на апостолов. Т. к. днём Святой Троицы в православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (50 дней после воскресения Господня), то праздничной иконой этого дня будет так же образ сошествия Святого Духа.
День Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа на апостолов.
- В ангельском виде, т. е. ветхозаветная Троица. Название происходит из библейского сюжета явления Авраму трёх ангелов. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. Бытие 18: 1 -8
Гостеприимство Авраама. Рим IV в. Одно из первых известных
Ветхозаветная Троица «Зырянская икона» XIV век, хранится в Вологодском областном музее.
Как считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы» . Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора(Москва, 1551 г. ), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица» . Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.
- Богоявление. Изначально Праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: Рождества Христа, поклонения волхвов, и крещения Иисуса Христа в Иордане в начале Его служения (во время крещения Дух Святой в виде голубя сошёл на него, и был глас с неба «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение» )
Икона крещения Господня.
- Преображение Господне. В Православной традиции праздник «Преображения Господня и Спаса нашего, Иисуса Христа» . В Евангелиях описано Преображение Иисуса Христа, когда, взяв с собой трёх учеников (Иоанна, Иакова и Петра), Иисус взошёл на гору, помолиться. Там, во время молитвы, «Он преобразился перед ними, лицо Его просияло как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» при этом явились два ветхозаветных пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» . Затем, явилось облако, осенившее всех, и из облака глас : «Сей, есть Сын Мой возлюбленный, в Котором моё благоволение, Его слушайте»
Преображение Господне.
«Новозаветная Троица» – изображение Троицы в постбытийной Икономии. Выделяют два основных типа иконографии новозаветной Троицы: - Сопрестолие - Отечество
Сопрестолие изображение Бога Отца в образе старца, Ветхого днями, Сына в виде мужа, восседающего на троне, по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном. Священным Синодом Константинопольской церкви в 1776 г. «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян» .
Еще за столетие до этого Большой Московский Собор постановил: «Повелеваем ибо отныне Господа Саваофа образ впредь не писати: в нелепых и неприличных видениих, зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда во плоти. Токмо якоже Христос виден бысть во плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти, а не по божеству… Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту „Саваоф“ толкуется от жидовска языка „Господь сил“, се Господь сил — Святая Троица есть: Отец и Сын и Святой Дух» . Главным аргументом в защиту изображения Бога Отца являются неверно истолкованные ветхозаветные пророчества.
Отечество – На Иконе Бог Отец, восседающий на престоле, на Его коленях – Спас Эммануил, держащий в руках синюю сферу в голубом сиянии, внутри которой изображён Святой Дух в виде голубя. За плечами Бога Отца два шестикрылых серафима, подножие трона поддерживают красные крылатые колёса с очами – один из ангельских чинов – «престолы» . Слева и справа на столпах колоннах избранные святые. Слева – Даниил, справа – Симеон. Предстоит пред Троицей один из юных апостолов. Нимбы у Отца и Сына крестчатые. Над плечами Бога-Отца в сфере над голубем повторена надпись IС ХС. Это, возможно, попытка обхода запрета на изображение Бога-Отца: Христос-старец, существующий предвечно во Отце.
Фреска церкви Воскресения на Дебре в Костроме
Распятие в лоне Отчем Для западноевропейской религиозной живописи характерна троичная композиция «Распятие в лоне Отчем» , в которой Бог-Отец держит крест с распятым Богом-Сыном. Появление подобной схемы в поздней русской иконописи вызвало бурные споры сторонников и противников сложных аллегорических сюжетов. Аллегорическая композиция «Распятие в лоне Отчем» может входить в состав более сложных композиций ( «Почи Бог в День Седьмый» ) и существовать в виде самостоятельных икон. Изображается Распятие, которое снизу (Голгофа, подножие Креста, ноги Распятого) полностью повторяет обычную сцену Распятия, но выше фигура Христа переходит в изображение одного из ангельских чинов —серафима. Тело Распятого прикрыто крыльями, лицо — юношеское (безбородое). Варианты именования подобной композиции — «Христос Распятый Серафим» или «Душа Христа» (по ветхозаветному пророчеству (Ис. 53: 12), Христос «предал душу Свою на смерть» и изображается практически распятие души). Крест покоится на двух херувимах, сзади крест поддерживает Бог Отец (? ) в митре и архиерейском облачении «по чину Мельхиседека, царя правды, царя мира» (Евр. 7: 2) (еще одно из названий композиции — Ты еси Иерей во век). В руке — меч. Ножны меча в руках у юноши в красных доспехах.
Саваоф. Икона, изображающая Господа Саваофа, формально является иконой Новозаветной Троицы: в медальонах изображены Бог Сын (Младенец Христос) и Бог Святой Дух (в образе голубя).
Единородный Сыне и Слово Божье Является частью христологического ряда, а не Троицы, хотя формально изображена именно она. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днём и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже — изгнанные за первородный грех из рая в Змея лукавого владения Адам и Ева. Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях.
Шестоднев. Центром композиции средника иконы являются шесть клейм с изображением шести дней сотворения мира. И что интересно, изображение пятого дня не соответствует тексту Библии. "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…" - сказано в книге Бытия. И только на шестой день - животных и человека. В данном случае на пятый день наряду с птицами представлены и звери, известные в христианской символике: лев - символ царской власти, белый осел - священное животное судей, царей и пророков, заяц - символ скоротечности земного бытия, пантера - олицетворение голоса Иисуса, слон - как образ Христа, воздвигающего хоботом падшего Адама. По вертикальной оси над шестодневом - в чаше лежащий Богомладенец, или Предвечный Младенец, Иисус Христос, охраняемый Небесным Воинством. Под шестодневом в иерархическом порядке представлена небесная и земная Церковь: Бог Саваоф, Еммануил (образ Иисуса Христа в отроческом возрасте), с двух сторон от них в четыре ряда ангелы, из земных людей представлены предстоящие Иисусу Христу Богородица и Иоанн Предтеча; далее сцена изгнания из рая и в самом низу фигура Иоанна Предтечи с двумя крылами ангельскими. В левой руке он держит свиток со словами из проповеди в пустыне иудейской: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 3, 2). Вокруг него группируются земные святые.
Всевидящее Око в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII в. как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее переходит в иконописное изображение. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным. Догматическим основанием такого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс 32: 18). Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение «Всевидящего Божьего глаза» , вписанное в треугольник — не каноничный символ Троицы. Позже масоны использовали этот символ для напоминания о всепроникающем взгляде божественного провидения, о присутствии Великого Архитектора Вселенной во всех трудах масонов. Символ присутствует в декоре почти каждой масонской ложи.
Христианская версия всевидящего ока, заключённого в тругольник
Образ Троицы в древнерусской живописи.pptx