Nevsky_prospekt.pptx
- Количество слайдов: 11
Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. . . Н. В. Гоголь
Из истории создания повести «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). Повести Гоголя «Невский проспект» , «Записки сумасшедшего» , «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).
Тематика повести Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.
В 1830 -х годах Н. В. Гоголь пишет "Петербургские повести". В "Петербургских повестях" сюжеты сосредоточены вокруг одного места - столицы Российской империи - Петербурга. Петербург, в изображении Гоголя, странный город, живущий обманом и ложью. В повести "Невский проспект" автор нарисовал очень скудную картину. Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а лишь заменяющую лицо или личность часть - волосы или талию, усы или бакенбарды - всё что угодно, но только не лицо. "Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером неизобразимые. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков. . . " Петербург - это город без лиц, в котором нет личности, в котором есть только толпа, не имеющая даже собственного мнения. "О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом. . . "
Петербург — «самый предумышленный город на свете» . «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё» , — так начинает Гоголь своё повествование. Невский оказывается не просто улицей — «красавицей нашей столицы» , он — главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. «Только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет» .
Проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ» : «русские мужики, спешащие на работу» , «сонный чиновник. . . с портфелем под мышкою» . Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом» : сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами» . Послеобеденное время — время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям» .
Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, — это желание праздности. Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем» : «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле» . Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги» , «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром» , «греческий прекрасный нос» , «превосходные бакенбарды» , «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка» .
Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным. Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет» , а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное» . Сам Невский «оживает и начинает шевелиться» , преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется» .
Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим — петербургский художник Пискарёв. Герои противопоставлены другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма ( «Знаем мы вас всех» ), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что. . . даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, — всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах» . Каково же оказывается разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.
Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она. . . так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту» . «Лучше бы ты вовсе не существовала» , — «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах» , — думает Пискарёв. Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица» . Пирогов не сомневается в успехе ( «Ты, голубушка моя!» ) и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу — грубияну и пьянице.
В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности. «Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо» , — таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» человека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.
Nevsky_prospekt.pptx