Образ Богоматери.pptx
- Количество слайдов: 28
Образ Богоматери. Православная иконография Богоматерисовокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.
Типы икон Богородицы : Оранта Елеуса Одигитрия Панахранта Агиосоритисса
Оранта(от лат. Orans – молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Оранта Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах.
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству.
Изображение в полный рост Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193. 2 × 120. 5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия В православии небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства, носится епископами на груди (во время Богослужения - с наперсным крестом, а вне храма - не обязательно. Есть панагии с изображениями Троицы, Распятия, Вознесения. Бывают различные по форме — круглые, овальные, ромбовидные, квадратные. Мирожская икона Богородицы Название иконы Богородицы происходит от реки Мирожи в Псковской области, при устье которой располагался Спасский мужской монастырь. Здесь и явился образ Божией Матери в 1156 году. Позже на иконе прибавили изображения святого благоверного князя Довмонта, в крещении Тимофея (по правую руку от Богородицы), а по левую руку – его супруги, княгини Марии (в иночестве Марфы), внучки святого благоверного князя Александра Невского.
Изображение по пояс Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в. Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец - Спас. Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. Курско-Коренная икона Богородицы. православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Ора нта (Зна мение). Оригинал находится в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, США.
Неупиваемая Чаша. Серпухов. XIX в. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками. Считается, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании.
Елеу са (греч. — сострадание, сочувствие) один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична.
Влади мирская ико на Бо жией Ма тери (первоначально Вышгородская) — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; считается чудотворной. Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, Донска я ико на Бо жией Ма тери. Феофан Грек Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.
Феодоровская икона со сказанием. Кострома. Вторая половина XVIII в. Музей-заповедник «Коломенское» Без оклада С окладом Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её спискомрепликой. [10] Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа.
Оплечный вариант Елеусы Игоревская икона с деисусом и святыми на полях. Государственный Русский музей. Корсунская икона Божией Матери (Ефесская икона Божией Матери)
«Взыграние Младенца» Икона Елеуса-Киккская (1668 год), Симона Ушакова. Яхромская икона Божией Матери
Одиги трия (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь) Путеводи тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).
Казанская икона Божией Матери Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России. кви.
Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
Тихвинская икона Божией Матери Смоленская икона Божией Матери
Грузинская икона Божией Матери И верская икона Пресвятой Богородицы,
Ико на Бо жией Ма тери «Троеру чица» Страстная икона Божией Матери
Ченстохо вская ико на Бо жией Ма тери Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Торопецкая икона Божией Матери (Богоматерь Торопецкая и Никола)
Панахра нта (греч. Πανάχραντα — Всенепорочная, Пречистая) Всемилостивая, Всецарица — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Такой тип изображения появился в Византии в XI—XII вв.
Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, ок. 1288. Государственная Третьяковская галерея. Киево-Печерская икона Божией Матери, первообраз (1073) утрачен.
Икона Божией Матери «Державная» , XVIII в. Ярославская (Печерская) икона, XIX в.
Агиосорити сса(греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός(Агиа Сорос — святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе) Святорачица, Халкопратийская — один из типов изображения. Богородицы без Младенца, обычно в повороте тричетверти с молитвенным жестом рук.
Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу) в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского), которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду хе Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной. На таких иконах «восстанавливается» деисусная композиция, к части которой восходит икона Агиосоритиссы: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу. К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.
Агиосоритисса. (Халкопратийская икона Божией Матери). Из центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Византия. Конец XIV в. Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (? ). Конец XIV — начало XV вв.
Деисусная икона Богородицы. Тверь. Первая половина XV вв. ЦМи. АР, инв. № КП 441 Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими. Из старообрядческой молельной Волкова кладбища. Санкт. Петербург. XVII в.
Образ Богоматери.pptx