Обособленные обстоятельства.pptx
- Количество слайдов: 18
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.
Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами Выделяются запятыми, независимо от места расположения по отношению к глаголусказуемому. Набуянившись за ночь, лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями сосен. Девушки, тихо переговариваясь и передавая другу вещи, влезли в дилижанс.
Деепричастный оборот, находящийся после союза или союзного слова, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Исключение составляет союз а: в зависимости от контекста запятая ставится после союза а, перед деепричастным оборотом (такой деепричастный оборот можно опустить без ущерба для грамматической структуры предложения), либо не ставится, если союз а включается в деепричастный оборот.
Примеры Он улыбнулся отцу и, сойдя вниз на палубу, подошел к одному матросу, который, сидя на полу, раскручивал кусок каната. Левашов мельком взглянул на него, но ничего не сказал, а, придвинув телефон, стал крутить ручку. Наталья Сергеевна долго колебалась, возвращаться ли в город, а вернувшись, уже не застала ни прежней жизни, ни подруг.
Одиночные деепричастия обособляются при сохранении ими глагольного значения – обозначении действия Не слезая с коня, она взяла пакет, размахнувшись, кинула его в распахнутую дверь конюшни.
Если союзы соединяют однородные обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, то запятая между ними ставится (или не ставится) на общих основаниях. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Дельфины дружным стаями мчались за пароходом, то обгоняя его, то отставая…
Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются 1. Если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия. Такие деепричастия по функции сближаются с наречием. Пример: Сергей долго лежал не шевелясь.
Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются 2. Если деепричастие включается в устойчивый оборот ( работать спустя рукава; работать не покладая рук; бежать сломя голову; слушать затаив дыхание и др. Пример: В трудные дни он работал с нами рук не покладая.
Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются 3. Если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи. Пример: В трудные дни он работал с нами рук не покладая.
Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются 4. Если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который. Пример: Перед нами стоит задача, не решив которую мы не можем двигаться дальше.
Обороты со словами смотря по, начиная с, потерявшими свое глагольное значение и перешедшими в предлоги и предложные сочетания, не обособляются. Будем действовать смотря по обстоятельствам. Начиная со вторника погода резко изменилась.
Обычно обособляются обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами благодаря, ввиду, вследствие, вопреки, согласно, во избежание, за неимением, по причине и др. , если они выделяются интонационно. Благодаря исключительности своего положения, своей фанатической независимости, Хорь говорил со мной о многом. Вопреки предсказанию моего путника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
Обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на выделяются запятыми практически всегда. Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ Дополнение – второстепенный член предложения, который называет предмет (в широком понимании), участвующий в обозначаемой ситуации в качестве объекта, адресата, орудия и т. П.
Обычно обособляются обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, наряду и др. со значением включения, исключения, замещения. Кроме чаек, в море никого не было. За исключением немногих незначительных недостатков, Полутыкин был отличный человек. Все лето, исключая, конечно, непогожие дни, я прожил в саду.
Альберт увлеченно и ни на кого не обращая внимания ходил вдоль фортепиано и не спеша настраивал скрипку, прижав ее к плечу, а настроив ее , он бойко взял аккорд и, с повелительным жестом обернувшись к пианисту, кротко улыбнулся , как бы прося прощения за этот жест. Спустя несколько секунд Альберт , вскинув волосы рукой, плавным движением смычка провел по струнам. В комнате пронесся чистый, стройный звук, остановившись и замерев где-то в вышине. Затем звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым, каким-то неожиданноясным и успокоительным светом вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя. Все звуки были ясны , изящны и значительны. Слушатели молча следили за развитием темы , переносясь из состояния скуки в совершенно другой, забытый ими мир. В душе их возникало, окрыляя , то чувство страстного воспоминания чего-то прекрасного , то чувство безграничной потребности власти и блеска, то неудовлетворенной любви и грусти. То грустно-нежные, то порывисто-отчаянные звуки, свободно перемешиваясь между собой, лились друг за другом так изящно и волнуя душу, что не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого какой-то прекрасный поток давно знакомой, но в первый раз высказанной поэзии. Играл Альберт, вырастая выше и выше. Прижав скрипку и с выражением страстного внимания прислушиваясь к своим звукам, Альберт нервно передвигал ногами. Глаза его горели , выражая непрерывную и восторженную радость. Он играл, то выпрямляясь во весь рост, то старательно сгибая спину. Все слушатели, храня покорное молчание , жили и дышали, казалось, только его звуками. Отчаянно размахнувшись всем телом и встряхнув волосами , Альберт, опустив скрипку и с улыбкой гордого величия и счастия оглядев присутствующих , удалился, поклонившись.
Я, прислушиваясь, разбирал ясно дальние , сладко колеблющиеся в вечернем воздухе полные аккорды гитары и несколько голосов, которые, перебивая друга, не пели тему, а , кое-где выпевая самые выступающие места, давали ее чувствовать. Тема была чемто вроде грациозной мазурки. Слышался то тенор, то бас , то горловая фистула с воркующими тирольскими переливами. Это была не песня, а легкий мастерский эскиз песни. Я стоял не шевелясь и не мог понять, что это такое, но это было прекрасно. Звучали, и волнуя , и привораживая , сладостные слабые аккорды гитары. Одинокая фигура черного человечка ярко и не смущаясь выделялась среди фантастической обстановки темного озера. Все было странно, но невыразимо прекрасно или показалось мне таким. Подойдя ближе, я разглядел музыканта. Маленький человечек был с виду странствующий тиролец. Он стоял перед окнами гостиницы, выставив ножку, закинув кверху голову, и, бренча на гитаре, пел на разные голоса свою грациозную песню. Спустя секунду я чувствовал нежность к этому человеку и благодарность за тот переворот, который он произвел во мне. Чего хотеть? Чего ждать? Вот она со всех сторон обступает, и облагораживая, и насыщая жизнь, красота и поэзия. Вдыхай не торопясь в себя широкими полными глотками, насколько у тебя есть силы, наслаждайся не уставая – чего тебе еще надо! Все твое, все благо…
По какому-то странному сцеплению впечатлений, первые звуки скрипки Альберта перенесли Делесова к его первой молодости, заставив почувствовать себя семнадцатилетним красивым и бессознательно счастливым существом. Делесов испытывал непривычное чувство. Какой-то холодный круг , то суживаясь, то расширяясь , сжимал его голову. Что-то, все выше и выше подступая к горлу, кололо в носу и нёбе, и слезы незаметно мочили ему щеки. Он встряхивался, стараясь незаметно отирать их, но, выступая опять, они текли по его лицу. Ему вспомнилась первая любовь к кузине в розовом платьице, первое признание в липовой аллее, жар и непонятная прелесть случайного поцелуя. Воображение, возвращая его назад, рисовало ее в тумане неопределенных надежд и несомненной веры в возможность невозможного счастья. Все неоценимые минуты того времени одна за другой вставали перед ним, оживая. Делесов пригласил музыканта поселиться у него. Спустя ночь Альберт был такой же, как и накануне, та же красивая улыбка глаз и губ, тот же светлый вдохновенный лоб. Чистый длинный воротник живописно откидывался вокруг его тонкой белой шеи, придавая ему что-то особенно детское и наивное. Он молча присел у постели Делесова и смотрел на него улыбаясь. Делесов посмотрел в глаза Альберта , почувствовав себя во власти его улыбки. Ему перестало хотеться спать, а захотелось веселиться, слушая музыку до утра или дружески болтая с Альбертом.
Обособленные обстоятельства.pptx