О технике Процесс изготовления офорта начинается со шлифовки и полировки медной (цинковой, железной) пластины нужного размера, снимая кромки и закругляя углы для удобства и слаженной работы. Основные инструменты: иглы, шабер, гладилка. После подготовленной уже для печати доски необходимо помыть, высушить пластину, нанести специальную краску поверх и поместить на офортный станок. Сверху накладывается сырая бумага из хлопка и производит давление с помощью валиков офортного станка. Смотрит на оттиск и затем процесс повторяется заново, пока мастер не достигнет воплощения задуманного. Количество пробников может достигать десятка экземпляров. Существует множество техник гравюры по меди. Из изучаемых в ВУЗе: • Офорт или «травленый штрих» . Доска покрывается слоем кислотоупорного лака со всех сторон. По закатанной стороне художник с помощью специальных инструментов процарапывает лак, воплощая будущую картину. Опускается пластина в раствор кислоты или хлорного железа на необходимое время, пока кислота не углубит царапины на нужную глубину. Обычно изготавливается шкала травления для точной глубины штриха.
• «Сухая игла» - эта техника проще травленого штриха, не требует грунтовки и травления. Штрихи наносятся на отполированную доску из металла гравировальной иглой. Отличие от «травленого штриха» : художнику приходится прикладывать значительные усилия для получения глубоких штрихов. Краска втирается не тампоном, а кистью. • «Акватинта» – разновидность офорта, позволяющая создавать тональные равномерные пятна, по технике похожие на акварель. На печатную форму наносится канифольная или асфальтовая смола (пудра, порошок), которая не взаимодействует с кислотой. После нагревания формы, смола плавится, образуя покрытие, через которое металл протравливается на разную глубину. Подбирая размеры зерен можно варьировать градацию тонов. Акватинту редко используют в чистом виде, обычно сочетают этот метод с «сухой иглой» и «штрихом» . • «Мягкий лак» . Гравюра мягким лаком напоминает рисунок карандашом или мягким материалом. Вначале офортный грунт смешивается с жиром: от этого он становится мягким и легко отстаёт. Затем загрунтованная печатная форма покрывается зернистой бумагой, и на бумагу наносится рисунок твердым карандашом. От давления карандаша частицы грунта прилипают к бумаге и затем легко снимаются вместе с ней. После этого печатная форма подвергается травлению.