О телевидении (П. Бурдье)
«Я бы хотел здесь, на телевидении, попытаться поставить ряд вопросов о телевидении. »
Беркли говорил: «Быть — значит быть воспринимаемым» . Для некоторых из наших философов (и писателей) «быть» значит быть показанным по телевизору, т. е. в итоге быть замеченным журналистами или, как говорят, находиться на хорошем счету у журналистов (что невозможно без компромиссов и самокомпроментации) При поддержке внешних сил, они обретают славу, которую не могли бы получить среди себе равных. Такие писатели для всех, кроме писателей, философы для всех, кроме философов, будут иметь рейтинг на телевидении и вес в журналистском мире, не соответствующие их специфическому весу в своем специфическом универсуме.
НЕВИДИМАЯ ЦЕНЗУРА • В телепрограммах сценарий дискуссии определяется заранее, тема очень ограничена, узкие временные рамки • Экономическая цензура(зависимость произнесенного с экрана от владельца канала) Но цензура распростроняется не только на гостей телестудии, а и на самих журналистов. «Составляющие ее(телевизионную сис-му) люди манипулируемы в той же степени, что и манипулируют. Они тем лучше манипулируют, чем больше манипулируемы и чем меньше отдают себе в этом отчет. »
Телевидение является особой формой символической агрессии. Символическая агрессия — это агрессия, которая реализуется благодаря молчаливому согласию тех, кто ее на себе испытывает, а также тех, кто ее оказывает, при условии, что и первые и последние не отдают себе отчет в том, что они ее испытывают или оказывают.
Телевиденье , как когда-то давно желтая пресса, гонится за сенсациями и зрелещами. Поэтому журналисты видят мир сквозь свои «очки» , и эти «очки» они пытаются навязать нам.
Журналисты, совершенно искренне и наивно, в поисках интересующего их материала, движимые своими предрассудками, категориями восприятия, оценки и подсознательными ожиданиями могут вызвать эффект реальности и изменить эту реальность Пример, забастовки в лицеях в 1986 г. Мало-помалу телевидение, которое по идее является инструментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности. Мы все больше и больше приближаемся к пространству, в котором социальный мир описывается и предписывается телевидением.
Круговорот информации. • Сильная конкурентность в телевизионной сфере порождает чрезвычайную замкнутость и ограниченность тем. Одна и та же информация, рассмотренная под разными углами, кружит с одного канала на другой. Отличаться стараются незаметными для обычного зрителя акцентами. • Информацию подают заботясь о коммерческом успехе(рейтинг)
Экономика Телевиденье Журналистика Другие сферы жизни СМИ подводит итоги в темах, в которых не достаточно разбирается. Поэтому часто вводит в заблуждение профанов.
На телевидении нет времени для анализа ситуации, журналист воспроизводит уже обдуманные кем-то вещи. У журналистов на каждую тему существуют уже определенные готовые собеседники. Рейтинг оказывает на телевидение совершенно особое влияние, которое проявляется в необходимости оперативности. Конкуренция в погоне за сенсацией. Цель ее — опередить остальных.
Мир постоянно приглашаемых на телевидение — это замкнутый круг, где все друга знают, функционирующий согласно логике постоянной взаимной поддержки.
Закон Жданова: чем более независим тот или иной производитель культурной продукции, чем более он богат специфическим капиталом и обращен к узкому рынку, на котором клиентами являются его собственные конкуренты, тем более он склонен к сопротивлению. И наоборот: чем больше он предназначает свою продукцию для широкого рынка (как эссеисты, писатели-журналисты и романисты-конформисты), тем больше он склонен сотрудничать с внешней властью: государством, церковью, партией, а в настоящее время — с журналистами и телевидением, и подчиняться их спросу и требованиям.
Эффект телевидения: 1. Снижает плату за вход в некоторые поля: философское, юридическое и т. п. : оно может способствовать признанию в качестве социологов, писателей, философов и т. п. людей, не заплативших за право на вход с точки зрения внутреннего определения профессии. 2. Способно затронуть самые широкие круги зрителей. .
Чтобы избежать альтернативы между элитарностью и демагогией, необходимо одновременно поддерживать и даже повышать плату за право на вход в поля культурного производства — я только что говорил о том, что мне бы хотелось, чтобы именно так обстояло дело с социологией, большинство несчастий которой связано с весьма незначительной платой за вход в нее — и упрочивать обязанности выйти, сочетающиеся с улучшением условий и возможностей выхода