ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА.pptx
- Количество слайдов: 21
О СЕБЕ: Останин Вадим Владимирович: теолог-преподаватель (Алт. ГУ, 2003), кандидат философских наук (Томск 2008), доцент кафедры философии АГАУ (стаж 11 лет), председатель совета общины вайшнавов г. Барнаула (руководитель департамента образования)
Главный редактор книг
Основные достижения: Дочь Рита – 8 лет Дочь Диана – 3 года Супруга Елена – в браке более 10 лет
ИСТОЧНИКИ «Нити-шастра» «Бхакти-расамрита-синдху» «Вишну-смрити»
Любой социальный аспект, согласно ведическому подходу, должен быть вписан в концепцию общественного устройства – ВАРНАШРАМА Согласно концепции варнашрамы, общество имеет: 1. Горизонтальную структуру (варны) 2. Вертикальную структуру (ашрамы)
Горизонтальная структура (варны) замечательно описана в «Бхагавад-гите» (4. 13) чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах тасйа картарам апи мам виддхй акартарам авйайам «В соответствии с тремя гунами [качествами] материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре варны [социальных уклада]. Но знай же, что являясь создателем этой системы, Сам Я не вхожу в нее, ибо всегда остаюсь неизменным»
Образно данная сбалансированная структура может быть представлена в виде человеческого тела: Интеллектуалы (брахманы) Торговцы (вайшьи) Управленцы (кшатрии) Разнорабочие (шудры)
Таким образом, родившийся ребенок не представляет собой Tabula rasa ( «чистая доска» ), напротив, от рождения (но не по рождению!!!) он обладает свойственными именно ему личными характеристиками
Вертикальная структура (ашрамы) отражает четыре стадии жизни, и детство является первой из них 1. Брахмачари – стадия возрастания и ученичества (0 – 25 лет) 2. Грихастха – стадия семейной жизни (25 - 50 лет) 3. Ванапрастха – стадия отхода от дел (50 – 60 лет) 4. Санньяси – стадия отречения (60 - … лет) Ведическая мудрость гласит: нужно быть молодым на каждой стадии жизни!!!
Согласно «Бхакти-расамрита-синдху» ( «Нектару преданности» ) можно выделить 4 общих этапа детства 1. Балья – младенчество (0 – 5 лет) 2. Пауганда – отрочество (5 – 10 лет) 3. Кайшора – юность (10 – 16 лет) 4. Яувана – молодость (16 – 25 лет) Иногда балью именуют каумара
В большинстве случаев возрастная шкала выглядит следующим образом: № Название Возраст Образ Опекун Аспект существования Круг общения 1 Балья младенчество 0– 5 «Царь» Мать Чувства «все нужно попробовать» Родители 2 Пауганда отрочество 5 – 10 «Тигр» Отец Ум (рассудок) «хочу» Родители, друзья 3 Кайшора юность 10 – 16 «Тигр» Учитель Разум (интеллект) «надо» Родители, друзья, против. пол 4 Яувана молодость 16 - 25 «Друг» Эго «я - моё» То же Все трое
В «Нити-шастре» утверждается: lälayet païca varñäëi daça varñäëi täòayet präpte tu ñoòaçe varñe putraà mitravad äcaret «Будь снисходительным к сыну, пока ему не исполнилось пять лет. В последующие десять лет будь с ним очень строгим. Когда же сыну исполнится шестнадцать лет, обращайся с ним как с другом»
Знаменитая ведическая пословица гласит: сарва дхарма питри пада сарва сукха матри пада «Отец является основанием всех духовных принципов ребенка. Мать является основанием всего счастья ребенка»
В «Нити-шастре» также утверждается: lälane bahavo doñäs täòane bahavo guëäù tasmät putraà ca çiñyaà ca täòayen na tu lälayet «Чрезмерная снисходительность порождает много недостатков, в то время как строгость позволяет сформировать хороший характер. Поэтому будь строгим с сыном или учеником: не будь с ними снисходительными»
Возраст Кайшора (юность – 10 -16 лет) является самым принципиальным, его можно разбить на 3 локальных периода: № Название Условный возраст Критерий 1 Ади начало юности 10 - 12 Появление первичных признаков половой зрелости 2 Мадхья середина юности 12 - 14 Ребенок начинает нравится противоположному полу 3 Шеша (нава-яувана) цветущая юность 14 - 16 Ребенку начинает противоположный пол нравится У девочек критерии из 2 -го и 3 -го столбца нужно поменять местами!!!
Необходимо помнить, что некоторые дети развиваются намного быстрее – феномен акселерации! № Название Возраст Образ Опекун Аспект существования Круг общения 1 Балья младенчество 0 – 3, 4 (40 мес. ) «Царь» Мать Чувства «все нужно попробовать» Родители 2 Пауганда отрочество 3, 4 – 6, 8 «Тигр» (80 мес. ) Отец Ум (рассудок) «хочу» Родители, друзья 3 Кайшора юность 6, 8 – 10 (120 мес. ) «Тигр» Учитель Разум (интеллект) «надо» Родители, друзья, против. пол 4 Яувана молодость 10 – 15 (180 мес. ) «Друг» Эго «я - моё» То же Все трое
Наиболее важным периодом является кайшора (10 – 16 лет), поэтому трудно переоценить отношения ребенка с учителем! Учитель (ачарья) – это тот, кто воспитывает, прежде всего, собственным примером (ачар)!!! Существуют две реакции, вызванные демонстрацией примера со стороны учителя: 1) Анучара – «подражание» внешним аспектам (не эффективно) 2) Анусара – «следование» внутренней сути (гораздо эффективнее), бывает двух видов: а) Вапу – следование при «физическом» присутствии учителя б) Вани – следование наставлениям учителя
Согласно учению мудреца Капилы все в материальном мире можно классифицировать по т. н. гунам, или 3 -м внутренним качествам, и воспитание детей не является исключением: № Гуна Содержание Метод Быстрый результат Долгосрочный результат 1 Тамас Невежество Насилие «Горечь» 2 Раджас Страсть Мотивирование «Нектар» «Горечь» 3 Саттва Благость Дисциплина «Горечь» «Нектар»
ВЕДИЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА.pptx