Скачать презентацию О предмете философии лекция Организационные вопросы Скачать презентацию О предмете философии лекция Организационные вопросы

Вводная лекция.ppt

  • Количество слайдов: 9

О предмете философии лекция О предмете философии лекция

Организационные вопросы • • Об отмечании, дисциплине и автоматах Об экзамене О программе курса Организационные вопросы • • Об отмечании, дисциплине и автоматах Об экзамене О программе курса и литературе О ведении семинаров и назначении экспертов (platonanet. org. ua ) • Письменная работа • Списки групп • О моих лекциях

Философия • Философия – это квинтэссенция мировой культуры. Философия включает в себя наиболее общие Философия • Философия – это квинтэссенция мировой культуры. Философия включает в себя наиболее общие и существенные положения человеческой цивилизации. Частные науки характеризуют различные аспекты мировой культуры. • Философия дает общую мировоззренческую картину мира. Философия содержит основания аксиом всех наук. Эти аксиомы составляют полные и непротиворечивые системы, определяющие исторические типы культуры. • Философия изучает культуру в ее историческом развитии, прослеживая смену различных исторических типов культуры. • Философия есть в то же время и введение в культуру, ибо она определяет предкультурное (животное) состояние и собственно культурное (человеческое) состояние.

О природе человека. Животная природа. • • Вся философия учит о существовании двух начал О природе человека. Животная природа. • • Вся философия учит о существовании двух начал в человеке. Это животное и разумное начала, низменная и возвышенная природы человека. Это есть в каждом из нас. Животная пирамида. Общая людям и животным. Постоянная борьба «за место под Солнцем» , за доступ к ресурсам и продолжению рода. Это закон биологической природы – выживают сильнейшие. Слабые должны умереть, не дав потомство. «Борьба всех против всех» . Так будет всегда, пока существует дефицит жизненных благ и неудовлетворенность базовых инстинктов. Животный человек пытается достигнуть доминирования внутри любого сообщества: на работе и в учебе (карьера), в семье (кто в доме хозяин? ), в кругу знакомых (необходимо быть максимально «крутым» ), на улице (выглядеть лучше всех, одеваться лучше всех, иметь самый дорогой автомобиль), даже моя любимая футбольная команда, мой город и моя страна должны быть круче других команд, городов и стран. Особенно это проявляется у детей и взрослых, которые минимально приобщены к культуре. Взаимоотношении полов (сфера продолжения рода). Мужчина стремится играть биологическую роль доминирующего самца в стае. Женщина стремится играть роль доминирующей самки. Животная влюбленность (страсть).

О природе человека. Животная природа. • Доминирование – это стремление доказать свое превосходство над О природе человека. Животная природа. • Доминирование – это стремление доказать свое превосходство над другими людьми. Получить от них признание своих прав при распределении благ. Утвердить свой эгоизм за счет других. Это есть у всех. Грех гордыни. Желание стать «круче» других! • Смысл жизни животного человека – это стремление к удовольствиям и избегание страдания. Удовольствие связано с движением вверх по иерархии животной пирамиды, страдание – с движением вниз. Ничто не имеет значение вне животной пирамиды. Удовольствие связано с возрастанием доминирования, а страдание – с утратой доминирования. • Животная природа. Ежесекундно мы оцениваем свое место внутри иерархии. Все наши мысли, фантазии, физические силы, деньги направлены на то, чтобы возвыситься в этой пирамиде, получать удовольствия и избегать страдания. Каждую секунду мы строим планы движения вверх или планы противодействия движению вниз. Для этого мы проводим мониторинг обстановки, постоянно оценивая окружающую ситуацию.

Животная природа. • • • Животное стремление – это врожденная способность нашего организма обеспечивать Животная природа. • • • Животное стремление – это врожденная способность нашего организма обеспечивать телесные потребности. Основные потребности – это пища, отдых (сон), безопасность (внешняя персонифицированная угроза и негативное природное воздействие), продолжение рода. Высокое место в иерархии гарантирует удовлетворение этих потребностей. С младенчества мы жестко требуем реализации этих потребностей (что-то больше, что-то меньше в зависимости от возраста). Ребенок только приобщается к культуре. Он воспринимает культуру формально, вписывая ее в свои полуживотные стремления. Инерция детства распространяется у многих и на взрослую жизнь. Все ценности любого общества «животной пирамиды» – это экстраполяции первичного животного стремления на новые ориентиры. Например, квартира, крутая работа, деньги и дорогая машина гарантированно позволяет мужчине иметь успех у современных женщин, а также заслужить уважение людей (учет именно моих интересов). Животное стремление может быть одинаково направлено как на потребительские материальные ценности, так и на духовные. И «Мерседес» , и картина Леонардо и место Святителя может быть в равной степени объектом животного вожделения. Мы используем культуру как средство для достижения более высокого статуса внутри пирамиды. В жизни мы можем прикрываться самыми возвышенными целями, хотя на самом деле удовлетворяем самые низменные, первобытные потребности. Животная пирамида порождает псевдо ценности и псевдо культуру (псевдо образование ради диплома, поп-культура, дружба по выгоде, религиозное ханжество, удовольствие от решения проблемы, современная наука ( «рыбак - мужики с сетями» )). Животное стремление – это вертикальный путь (вверх по иерархии пирамиды). Культура – это горизонтальный путь (Свобода, Равенство и Братство).

Животная природа и современное общество. • • Почему не стремятся студенты к изучению сокровищ Животная природа и современное общество. • • Почему не стремятся студенты к изучению сокровищ мировой культуры? Это вредно. Вы не под то «заточены» . Почемучки превращаются в двоечников, потому что они видят тоску в глазах родителей и учителей, отвечающих на их вопросы. Ведь их почемучки не нужны. Европейская цивилизация последнее столетие движется по инерции. О кризисе говорят философы и культурологи. Фундаментальные науки буксуют. Для бизнеса развиваются только прикладные науки. Нет финансирования – нет и науки. Начиная с 12 века, европейцы начали активно приобщаться к сокровищам мировой культуры. Было построено великое здание европейской культуры. Не животной пирамидой, а культурой добивается общество величия. Культура возвышает один народ над другим. Культура возвышает нас над животными. Но сейчас мы деградируем, паразитируя на прошлом величии. Мы не хотим знать смыслы своей культуры. Мы используем ее как средство примитивной внутривидовой борьбы. Животное начало победило культурную традицию. Паразитизм заключается также в эксплуатации других народ. Мы доминируем над ними, отбирая у них материальные блага. Мы хозяева «горы» , а не культурные герои. За счет этого мы живем не по средствам. Нас просто кормят как римлян времен упадка (бесплатные раздачи хлеба, лишние люди). Мы перестали производить ценности. Если кто-то еще случайно это делает, то он похож на сумасшедшего (Перельман). Реально нам это не нужно. Мы распродаем прошлые ценности, меняя былое величие на деньги. 110 доллар за баррель. 1984 -1985, 1991, 1998, 2008. Осведомленные люди в России понимают катастрофическую шаткость нашего положения. Паразиты умирают, когда отпадает возможность жить за счет других. Они сами не могут работать (так и европейцы, и американцы, и мы). Этому миропорядку уже пришел конец.

Разумная природа. • • Но человек выше этого. Он строит здание культуры. Это разумная Разумная природа. • • Но человек выше этого. Он строит здание культуры. Это разумная природа человека. Это подлинная свобода человека, свобода от животного начала. В этой свободе заключается величие человека. Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей. Она включает в себя философию (квинтэссенция), науки, искусство, религиозные представления, нравственные и социальные нормы, а также значимые исторические события. Культура – это особые переживания, духовное созерцание, возвышенная радость, катарсис. Эти переживания возникают при соприкосновении с культурными ценностями и в процессе творческого создания новых культурных ценностей. Материальные ценности порождают духовное созерцание через чувственное восприятие (картины, архитектура, музыка и так далее). Духовные ценности – через заложенные смыслы (философия, религия, нравственность, литература, исторические события). Человек способен воспринимать соразмерность, гармонию, высшую красоту сокрытую в мире. Сияние гармонии. Скрытые миры. Эта способность и есть наше существенное отличие от животных.

Разумная природа • Три типа человеческой культуры (то, что принципиально отличает нас от животных): Разумная природа • Три типа человеческой культуры (то, что принципиально отличает нас от животных): 1. Культура индивидуализма (атомизма). Высшие удовольствия атомизма: интеллектуальная радость как особое духовное переживание, радость от упорядоченных соразмерных физических упражнений ( «гормон счастья» ), истинная коммуникация (дружба). Необходимость вступить в коммуникацию с учителями (живыми или опосредованно через культурные ценности). 2. Культура всеобщего безличного начала. «Всеобщий Человек» есть единство всеобщего безличного духовного начала и всеобщей тотальности материи. «Всеобщий Человек» является носителем врожденных идей и априорных форм как основы единства всех «новых людей» . Свобода и сострадание. Ноуменальная природа. 3. Религиозная культура. Признание существования бессмертных божественных существ-личностей. Даймонионы (ангелы).