Скачать презентацию Новые понятия и термины постмодернизма Шизоанализ Постмодернизм Скачать презентацию Новые понятия и термины постмодернизма Шизоанализ Постмодернизм

shiza_prez.pptx

  • Количество слайдов: 10

Новые понятия и термины постмодернизма. Шизоанализ Новые понятия и термины постмодернизма. Шизоанализ

Постмодернизм Постмодерни зм (фр. postmodernisme — после модернизма)— термин, обозначающий структурно сходные явления в Постмодернизм Постмодерни зм (фр. postmodernisme — после модернизма)— термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Роберт Раушенберг, «Велосипеды» , Берлин, Германия, 1998 Умберто Эко — яркий представитель постмодернизма в литературе

Шизоанализ — направление в философии и одновременно в психиатрии, сознательно противопоставляющее себя психоанализу и Шизоанализ — направление в философии и одновременно в психиатрии, сознательно противопоставляющее себя психоанализу и вырастающее на базе его критики. Разработан Жилем Делезом и Феликсом Гваттари в их работах «Анти-Эдип» и «Тысяча плато» Основная идея шизоанализа состоит в том, что наше психическое, бессознательное функционирует по аналогии с производством, у которого есть инвестиции, машины производства (машины желания), собственно производство, воспроизводство и все с ними связанное. Этой аналогии с производством шизоанализ обязан марксизму.

Шизофреник — не психиатрическое, но социокультурное понятие, субъект, фундаментально отвергающий капиталистический социум. Его прототипы Шизофреник — не психиатрическое, но социокультурное понятие, субъект, фундаментально отвергающий капиталистический социум. Его прототипы — абсурдистские персонажи Беккета, Кафки, Арто — «позвоночно-машинные животные » . Понятие машины, производства желания вообще одно из важнейших: «Если желание — производитель, то исключительно как производитель реального и в реальности. Желание есть совокупность пассивных синтезов, которые собирают частичные объекты, потоки и тела, действуя как производственные единицы. Как результат имеем реальность, что исходит из пассивных синтезов желания как само-продуцирование бессознательного. Желанию не недостает чего-либо, оно не лишено объекта. Скорее, оно лишено субъекта; фиксация же субъекта означает подавление желания. Желание и его объект составляют одно целое, единый механизм, машину машины. Машиной является желание, объект желания — тоже машина, которая к ней подключена, а потому продукт исключается из производства, оно выделяет определенную долю продукта, остаток достается блуждающему, номадному субъекту» .

Машина — это система прерываний, которая связывает идеальное с материальным. Искусство, в этом смысле, Машина — это система прерываний, которая связывает идеальное с материальным. Искусство, в этом смысле, имеет особое место. Именно ему под силу, — через групповые фантазмы — объединять общественное производство и производство желаний. Апофеоз творчества — в сжигании либидозной энергии (каковая движет и историческим процессом вообще). Искусство же представляется машиной желаний, производящей фантазмы, в каждом жанре по-своему Так, литературные машины через процесс чтения готовят «общий взрыв» шизофрении, высвобождающий революционную силу текста. В театре важна фигура «оператора» , «хирурга» , который благодаря производимым им «ампутациям» (например, «вычитание» главного героя — Гамлета) воздействует на зрителя помимо текста и традиций режиссуры. Здесь близки к идеалу Арто и продолжатели его театра жестокости — Living Theatre, Е. Гротовский, Б. Уилсон. Живописная машина предназначена для декодирования желаний, и здесь главный шизоартист — Ван Гог. Наконец, кинематограф наиболее восприимчив к безумию и его внешней репрезентации — черному юмору, ибо способен обозреть все поле жизни со всеми ее нелепостями.

Living Theatre В целом, искусство для шизоанализа — единое пространство, подчиненное единому же бессознательному Living Theatre В целом, искусство для шизоанализа — единое пространство, подчиненное единому же бессознательному шизопотоку, его скорости, принимающей различные формы — театра или кино. Четыре увядающих подсолнуха (1887)

Если же брать машину-орган (как часть машины желания), то она функционирует, вдохновляемая инстинктом жизни. Если же брать машину-орган (как часть машины желания), то она функционирует, вдохновляемая инстинктом жизни. Инстинкт смерти — параноидален, он влечет к остановке машины, возникновению тела без органов, на котором машина записывает свои импульсы. Тело без органов, наряду с машиной желания, один из самых знаменитых терминов Делеза. Его художественный аналог — отстраненное восприятие своего тела как отчужденной вещи (кстати, имеющее место в клинической картине шизофрении) у Арто, Камю, Сартра, Кафки.

Классификация тел составляет основу социальных и исторических интенций Ш. Всего типов тел — три. Классификация тел составляет основу социальных и исторических интенций Ш. Всего типов тел — три. Тело земли, или территориальная машина. Соответствует стадии дикости. Именно на поверхности этого тела происходит кодификация желания. Это — «система жестокости» : тело человека служит лишь дощечкой, на которой оставляет свои знаки новосозданный социальный кодекс, а человеческие органы символически крепятся к тому же телу земли. Тело деспота, или имперская машина — соответствует стадии варварства, однако вне привязки к oпределенной эпохе, — это тело успешно функционирует во все века, воплощаясь, то в ранних государавах Междуречья, то в абсолютизм XVII века, то в фашизме и коммунизме. Это уже — «система террора» : осуществляется ни много ни мало, союз с Небом — через тело деспота. Тело капитала, или стадия цивилизации. Здесь капитал являете объективированным, неантропоморфным субъектом, субстратом Деспота, причем и капиталист, и пролетарий в равной мере являются eго рабами. Таким образом, снимается марксистская вражда классов: согласно шизоанализу, противостоят другу классовое-идеологическоепараноидальное-репрезентативное и шизофреническое-аутентичное (производство желания).

Весь сотканный из противоречий, шизоанализ по определению не мог породить развитую школу, как те Весь сотканный из противоречий, шизоанализ по определению не мог породить развитую школу, как те же марксизм с психоанализом. Трудно вообразить себе практикующего шизоаналитика, как и сколь угодно экзотическую партию, строящую программу на понятиях тела без органов и состоявшегося шизофреника. В русскоязычном мире шизоанализ пока что — довольно поверхностно — усвоен актуальным искусством, на уровне «шизоаналитического дискурса» , приемов «шизоиллюстрирования» , «шизо-Китая» , обыгрывания «шизоаналитических мест Москвы и Московской области» . Дальше терминологии дело не пошло. Шизоанализвсе еще остается слишком диковинной игрушкой, для которой необходимо стойкое оппонирование идеологиям, в постсоветском пространстве по разным причинам отсутствующих — марксизма и психоанализа, ведь первый остается уделом малоинтеллектуальных коммунистов, а второй и вовсе не усвоен. Нечего деконструировать, негде совершать шизофреническую диверсию при том, что сознание социума максимально догматизировано. Да и с окончательным крахом постмодернизма многие шизоаналитические построения выглядят, мягко говоря, наивно.

Но, все же, революцию начнет тот, кто первым, усвоив уроки Делеза, осознает себя шизофреником Но, все же, революцию начнет тот, кто первым, усвоив уроки Делеза, осознает себя шизофреником — неподконтрольным никому. [Д. Десятерик] Спасибо за внимание!