«Новые люди» в русской литературе XX века (по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» ) Выполнили: Занкина Александра, Симонова Анастасия Чернакова Тамара, Лаптун Елизавета
История создания романа Замысел романа «Отцы и дети» возник у И. С. Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И. С. Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.
В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник» .
Общественно-исторический контекст «Отцы и дети» написаны во время сближения России с Европой. Была осуществлена великая реформа отмена крепостного права. Происходило проникновение новых философских и общественных теорий из Европы. Европейская философия того времени находится в плену глубокого материализма. Тургенев демонстрирует трагизм такого восприятия в своем произведении. Базаров – воплощение трагического миросозерцания. После опубликования «Отцов и детей» слова «нигилисты» , «нигилизм» стали в России общеупотребительными, так как отражали важнейшие общественные явления и тенденции.
Оценка романа в русской критике Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И. С. Тургенева. Критик М. А. Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты» . Д. И. Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру» , хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.
Композиция романа • • Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. д. ) меняются его взгляды и убеждения.
Хронология событий Роман состоит из 2 частей (28 глав) В I части ( I – XIII главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой). Во II части ( XIV – XXVIII главы) происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.
Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)
Прием контраста Аристократизм одного противопоставлен демократизму другого. В их спорах раскрываются замечательные черты Базарова: зрелость ума, глубина суждений, непримиримая ненависть к рабству и барству. В отношениях с Анной Сергеевной мы открываем в Базарове умение глубоко и по-настоящему любить. Герой проявляет цельность своей натуры, силу воли и чувство собственного достоинства Последовательность, убежденность, воля Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.
Две части – два круга странствий Первый круг помогает понять положения теории нигилизма Второй круг «развенчивает» все отрицания Базарова
Создание психологического портрета Портрет – одно из основных художественных средств для создания литературного образа. Тургенев – признанный мастер портрета. Он использует прием собирания отдельных штрихов, создающих неповторимый внутренний мир героя. Внешние черты являются своеобразными сигнальными флажками, по которым писатель ведет своих читателей к пониманию героя. Портрет Базарова вырисовывается постепенно, каждый раз с добавлением к нему какой-нибудь новой яркой детали: то «красную руку» (неаристократическое происхождение), то «спокойную улыбку» (вызывает доверие), то «широкий лоб» (говорит об уме).
Сильные стороны Базарова Слабые стороны Базарова Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств. в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила и слабость. Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убежденность, смелость, готовность идти да конца. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему. У него не существует никакой положительной программы ( «Мы расчищаем место, строить будут другие» ). Хотя человека не может не волновать, что будет построено на развалинах. Отрицая то, что на самом деле заслуживает отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию, музыку), поэтому вступает в конфликт с самой человеческой природой. В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова (тогда как его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствует свое бессилие). Наделен острым критическим умом, но лишен широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он признает лишь естественные науки, которые просто и ясно объясняют все жизненные явления. До предела сужает всю красоту и многообразие жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. В эпизоде смерти герой показан сильным, стойким, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и черствости. В финале перед нами титаническая личность. Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство сожаления и жалости от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий.
Сравнение Чацкого и Базарова Александр Андреевич Чацкий Евгений Васильевич Базаров
• Личные трагедии Базарова и Чацкого происходят изза любви. Именно это чувство помогает показать их простыми людьми, которым свойственны обыкновенные человеческие чувства, с их достоинствами и недостатками. • Любовь не спасает ни Чацкого, ни Базарова. Оба умерли для России, она не приняла их. Они ей были не нужны, так как оба героя являлись передовыми людьми своего времени, несущими новые идеи, мировоззрение, а общество предпочитает всегда старое, устоявшееся, поэтому Чацкий и Базаров оказываются “лишними” в своем времени и кругу. • Но “лишние” люди появляются снова и снова, пытаясь бороться за правду “ истину, но при этом их всегда ждет поражение. “Лишние люди” существуют во все времена, они будут появляться всегда при смене времен и поколений. Таков закон жизни.
Создание образа «нового человека» «Новый человек» внешне не привлекателен, он пренебрегает одежде. Красоту и эстетическое наслаждение отрицает начисто. Главный конфликт «нового человека» - это конфликт с самим с собой. Именно поэтому его глаз почти не видно. Он скептично относится к политическим взглядам своего времени и выступает с резкой критикой существующего положения в стране. Этот человек умеет обращаться с людьми, просвещать их. У него самого народный склад речи: простота и меткость выражений, обилие в ней пословиц и поговорок. Хотя он сам пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма. Он уверен, что прожить можно и без чувств, переживаний, веры и любви. Однако в душе героя существуют зародыши всех чувств, которые он отрицает, среди них и способность любить. Руки «нового человека» очень активны, потому что он физически очень силен и невероятно работоспособен. Он самобытен и очень уверен в себе, именно поэтому он крепко стоит на ногах и может двигаться вперед без малейших трудностей.
Кино