Тема Зап.фил.20 в..ppt
- Количество слайдов: 78
Новосибирский государственный медицинский университет Кафедра философии ФИЛОСОФИЯ Тема 7 ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ xx века
План лекции • Характеристика современной западной философии. • Неопозитивизм и постпозитивизм • Экзистенциализм: основные проблемы • Философия жизни: общая характеристика • Феноменология • Современная религиозная философия • Философия постмодерна
Основная черта развития философии ХХ ст. – плюрализм школ, направлений; появление новых нестандартных идей и концепций.
Особенности философии ХХ ст. Вышла далеко за пределы академических аудиторий постклассическая философия Получила распространение через издания, публичные лекции, симпозиумы, семинары Язык философии стал понятным для каждого человека, была обращена к массе Она разнообразна, насыщенна вариантами Радикальная переоценка идей, ценностей; тенденция минимализма не существует запрещенных тем Актуализация предыдущей философии.
Особенности постклассической философии • • • Практицизм Эволюционизм Релятивизм Сциентизм Противопоставление рационализма и иррационализма
Связь философии и естествознания • Утверждается идея развития бытия и его различных сфер • Дифференциация и интеграция наук • Изменение представлений о структуре мира
Новая структура мира и новая концепция бытия • Микромир – макромир подобны • Аристотелевско-птоломеевская система утверждает принципиальное различие подлунного и надлунного миров • В механицизме все состоит из атомов, одни законы природы • С к. XIX-XX в. в. выделяют структурные уровни бытия и материи • крушение ньютоновско-картезианской механистической картины мира и появление боровско-эйнштейновской картины мира
Новая структура мира, новая концепция бытия Макромир микромир мегамир Человек – мера всех вещей
Философия и наука • Принцип дополнительности Н. Бора (нельзя не учитывать наблюдателя и средств наблюдения) • Принцип неопределенности П. Гейзенберга (невозможно строго определить координаты и импульс микрочастицы) • Антропный принцип • Интеграция наук • В философии – это признание важнейшей роли субъекта • это дух плюрализма • Интерес к проблемам сознания • Появление человека связано с фундаментальными законами Вселенной • Усиление иррационализма, влияния восточной философии • Идея синергетики, междисциплинарные исследования
Философия и наука Достижения в науке • Развитие ракетостроения, освоение космоса • Использование науки в военных целях • Создание новых материалов • Возникновение генетики, открытие ДНК и РНК Философский отклик • Возникновение «космического мышления» , проблема человека в космосе, философия космизма • Волна мистицизма, эзотеризма • Философия глобальных проблем • Биоэтика
Основные течения - Неопозитивизм и постпозитивизм Структурализм Философия жизни Экзистенциализм Феноменология Герменевтика Неотомизм Персонализм Философия постмодерна
2. Неопозитивизм и постпозитивизм Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма.
Мориц Шлик (1882 -1936) • немецко-австрийский философ, один из лидеров логического позитивизма
«Большинство вещей и вопросов, выраженных по поводу философских проблем бессмыслица. Большинство пропозиций и вопросов философии появляется из-за того, что мы не понимаем логику нашего языка» . Л. Витгенштейн
«ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА» или радикальный эмпиризм Л. Витгенштейна • Терапевтическая задача философии – излечение языка от бессмысленностей и абсурдностей. • Язык – репрезентация мира, а мир состоит из фактов. Только высказывания науки соотносятся с фактами. Отсюда язык науки – подлинный язык. • «О чем нельзя говорить, о том должно молчать» .
Критерий верификации • Принцип верификации употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки
Непосредственная и косвенная верификация • Непосредственная верификация – это прямая проверка утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента. • Косвенная верификация – это установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями.
Бертран Рассел (1872 -1970) • «Философия логического атомизма» • «Искусство мыслить» • «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948) • «Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения» • «Брак и мораль» (1929)
Постпозитивизм или «философия науки» • • К. Поппер (1902 -1994) Т. Кун (1922 -1996) П. Фейерабенд (1924 -1974) И. Лакатос (1922 -1974)
Карл Поппер (1902 -1994) • Работы «Логика и рост научного знания» (1934), «Открытое общество и его враги» (1945), «Предположения и опровержения» (1969), «Я и его мозг» (1977) и др.
К. Поппер • Поставил проблему демаркации научного знания • Обратил внимание на науку не как на языковую систему, а на ее научный метод. • Ввел принцип фальсификации – опровержимости научной теории • Его теорию часто называют «фальсификационизм»
Фальсифицируемость как критерий демаркации • Научная теория не может быть принципиально неопровержимой
Научная теория – это фальсифицируемая теория • Научные высказывания истинны не благодаря верификации, а потому, что они оказывают сопротивление всякой попытке их опровержения. • Пока они сопротивляются проверке, научные гипотезы являются (предположения, высказывания) истинными.
Принцип фальсификации признал научное знание относительным, т. е. лишил абсолютности, неизменности и законченности научные теории
К. Поппер: критический метод применим не только к наукам о природе, но и в отношении к миру человека • Поппер критикует тоталитаристские концепции общества и государства. • Критикует концепцию истории, развивающейся по неизменным законам. • Отсюда идея открытого общества.
Учение К. Поппера – это реакция на сциентизм неопозитивизма и марксизма. Это реакция на утопизм науки и истории (политики)
3. Экзистенциализм или философия существования • • М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. Аббаньяно
Ветви экзистенциализма • Религиозный экзистенциализм • Атеистический экзистенциализм (Ясперс, Марсель) (Хайдеггер, Сартр, Камю)
Особенности философии экзистенциализма • Поворот к человеку • Изучение бытия человека – его экзистенции, т. е. существования • Описание свойств экзистенции • Иррациональные способы постижения действительности
М. Хайдеггер (1889 -1976) • Соч. «Бытие и время» (1927). • Ставит вопрос о смысле бытия, который осмысляется через бытие человека. • Человеческое существование – исходный момент осмысления всего сущего.
Экзистенциалы (категории) бытия человека • Бытие человека – это одновременно «бытиев-мире» (прошлое), «забегание вперед» (будущее) и «бытие-при-внутримировомсущем» (настоящее). • Эта трехчастная структура бытия человека называется ЗАБОТА.
Модус времени определяет • Подлинное существование (перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только "перед лицом смерти» ). • Неподлинное существование (перевес настоящего, мир вещей, бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает феномен усредненности: "средний « человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью "взаимозаменяемы".
Неподлинное существование влечет за собой неподлинное философствование Это метафизическое созерцание
Метафизика как способ мышления современной культуры • Подчинение мира человеку. • Обращение не к бытию, а к сущему. • Обезбожение мира, утрата им священного, святого. • Это субъект-объектное, утилитарное отношение, при котором любая действительность выступает в форме предмета (опредмеченной).
«Обиталище бытия» - это язык • Смерть языка – это потеря связи человека с бытием. • Не научное мышление, не логика понятий, не дискурсивное мышление, а поэтические символы могут открыть доступ к бытию.
Целый ряд своих статей и докладов последних лет Хайдеггер посвятил анализу произведений своих любимых поэтов.
Альбер Камю (1913 -1960) • «Миф о Сизифе» (1941) • Роман «Посторонний» (1940) • Роман «Чума» (1947) • «Бунтующий человек» (1951) • 1957 – Нобелевская премия по литературе
«Стоит ли жизнь труда быть прожитой? » • «Сизиф - абсурдный герой. . . Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказанных мучений - он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных страстей» .
«Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни» • «Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня» . • «Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. <…> Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела; о нем он думает вовремя спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение» .
Сизиф – абсурдный герой «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым» . А. Камю
Памятник Камю в городе Вильблевен
Жан Поль Сартр (1905 -1980) • «Бытие и ничто» (1943) • «Экзистенциализм – это гуманизм» • Худ. произведения: «Тошнота» (1938), «Мухи» , «Стена» • 1964 – Нобелевский лауреат премии по литературе
Ж. П. Сартр: Основной тезис экзистенциалистов «Существование предшествует сущности»
История любой человеческой жизни – это история поражения (Ж. П. Сартр) • Мы выдумываем ценности • Априори жизнь не имеет смысла. Мы его выдумываем • Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно то, что умираем • Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния • Я сам своя свобода
Свойства экзистенции • • • Бытие-в-мире Заброшенность в мир Неподлинное существование Абсурдность мира Темпоральная структура бытия человека Забота Экзистенциальный страх Свобода Бытие к смерти
Г. Марсель (1889 -1973) • Французский философ, критик, основоположник религиозного экзистенциализма • Соч. «Быть или иметь» (1935)
Основные идеи философии Г. Марселя • «Мыслить веру – значит уже не верить» . Философ отвергает рациональные доказательства бытия бога, научное обоснование религии. • Делит мир на мир подлинного бытия и неподлинный мир обладания. • 2 мира - это столкновение проблемы и таинства. В мире обладания существуют проблемы. В мире подлинного существования мир становится таинством, отношением S-S. • Вводит категории «быть» и «иметь» .
Интерсубъективность как главная черта существования • Объективность должна смениться интерсубъективностью, присутствием Ты. • «Быть – это быть любимым» . • Основные характеристики бытия-вмире: удивление, восхищение, причастность.
Г. Марсель о науке "Никогда не следует забывать, - пишет Марсель, - что если превосходство науки состоит в том, что она для всех, то этому превосходству сопутствует тяжкое метафизическое возмездие; наука для всех только потому, что она ни для кого в отдельности". "Как может, - риторически вопрошает Марсель, - то, что мы называем реальностью, или, если кому угодно природой, дать ответ человеку в его поисках истины? "
Хосе Ортега-и-Гассет “Философия экзистенциализма действительно поставила человека лицом к самым важным вопросам жизни, сделав внутренний мир человека единственным исходным пунктом для понимания всех аспектов жизни. Поэтому и не удивительно, что идеи данной философии вдохновляли многих людей в годы Второй Мировой войны”. Х. Ортега-и-Гасет
Х. Ортега-и-Гассет (1883 -1955) Испанский философ, публицист, общественный деятель Сочинения • «Дегуманизация искусства» (1925), • «Восстание масс» (1929)
Доктрина массового общества • «В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одномуединственному человеку можно определить, масса это или нет. Масса - всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью. Представим себе, что самый обычный человек, пытаясь мерить себя особой мерой - задаваясь вопросом, есть ли у него какое-то дарование, умение, достоинство, - убеждается, что нет никакого. Этот человек почувствует себя заурядностью, бездарностью, серостью. Но не массой. Обычно, говоря об "избранном меньшинстве", передергивают смысл этого выражения, притворно забывая, что избранные - не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно. И, конечно, радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить - это плыть по течению» .
Масса - это посредственность «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться – неприлично» .
Философия жизни В. Дильтей Георг Зиммель Анри Бергсон Фридрих Ницше Иррационалистическая философская школа, в центре которой понятие “жизнь”, как целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи.
Фридрих Ницше (1844 -1900) • Жизнь – проявление стихийного становления бытия, «воли к власти» , к самоутверждению, борьба за существование
Основные трактовки понятия «жизнь» Биологически-натуралистическое Л. Клагенс, Т. Лессинг, Ф. Ницше Исторический вариант В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер Жизнь как космическая сила А. Бергсон
Биологически-натуралистическое понимание жизни • склонность к культу силы, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, • прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что его ослабляет), • подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), • органицизм в социологии.
Историческая трактовка жизни • "жизнь" как непосредственное внутреннее переживание, раскрывающееся в сфере духовной культуры; • индивидуальные формы реализации жизни, её уникальные культурно-историческим образы; • релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке "жизни", истории; • разработка специальных методов познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т. п. ); • противопоставление культуры и цивилизации.
Психоанализ - философская и психологическая концепция, которая считает основой бытия человека бессознательное начало. Основатель – Зигмунд Фрейд
Сублимация (с лат. возвышаю) Переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально приемлемые цели и объекты
Влияние фрейдизма на общественную мысль в 30 -е г. г. ХХ ст. было огромным. Учение Фрейда содействовало «сексуальной революции» . Самым важным стало то, что оно доказывало: человека и его поведение нельзя свести к умственным расчетам. З. Фрейд (1856 -1939)
Неофрейдизм или гуманистический психоанализ В конце 30 -х годов 20 века возник неофрейдизм, представители которого (Э. Фромм, К. Хорни и др. ) попробовали отойти от биологизма Фрейда и создать социологическую и культурологическую доктрину психоанализа.
Эрих Фромм (1900 -1980) • «Бегство от свободы» (1941) • «Здоровое общество» (1955) • «Искусство любить» (1976) • «Иметь или быть» (1976)
Феноменология – учение о феноменах сознания • Любой познаваемый объект – лишь феномен сознания • «Вещи-в-себе» не существует • Задача феноменолога – выявить структуры и акты чистого сознания и отделить их от содержания сознания • Метод феноменологической редукции (очищение сознания)
Эдмунд Гуссерль (1859 -1938) • Сочинения: «Философия арифметики. Психологические исследования» (1891), «Логические исследования» 91900 -1901), «Идеи чистой феноменологии» (1913) и др. • Философия – та наука, которая поможет «найти путь к Богу и праведной жизни» .
Границы мира – это границы сознания • Метод эпохе ( с греч. остановка, воздержание от суждения) – воздержание от суждений о реальном объективном мире и в отказе считать состояния сознания «ущербной субъективностью» . • Изучение не физического, а интенционального строения мира • Предмет феноменологии не объективные законы действительности, а смыслы бытия
«Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов • «Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными» . Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.
Интенциональный акт – ноэма (что? ) и ноэзис (как? )
Причина болезни Европы забвение "жизненного мира" • Познание – поток сознания • Мир конституируется сознанием • Жизнь сознания есть процесс выработки (конституирования) значений мира. • Жизненный мир - это условие самого существования сознания, духа. • Главная структура жизненного мира — историчность. Он является нам в обличии какой-либо исторической традиции.
Религиозные течения в современной философии • Неотомизм - современный этап в развитии томизма - учение Фомы Аквинского; получил официальное признание Ватикана. Неотомизм: Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтыла и др. • Персонализм - течение в современной философии, которое признает личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Представители: Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Б. Боун и др.
Герменевтика • Центральная проблема – понимание • Общая герменевтика как искусство толкования текстов (экзегетика) и философская герменевтика • Философская герменевтика: Ф. Шлейермахер (1768 -1834), В. Дильтей (1833 -1911), М. Хайдеггер (1889 -1976), Ханс Георг Гадамер
Х. Г. Гадамер (1900 -2002) • Немецкий философ • «Истина и метод» (1960) • Понимание как центральная проблема герменевтики
Основные идеи герменевтики Гадамера • Метод и понимание как путь к пониманию самого человека • Герменевтический анализ – путь к истине • Новая трактовка понятия «герменевтический круг» (Шлейермахер) • «Предпонимание» , которое определяется языком и культурной традицией • Если в традиционной герменевтике понимание выступает как методологическая категория , то в философской — как онтологическая категория (изучение мироотношения). • Быть – значит понимать
Постмодернизм ( «постсовременность» ) обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце ХХ столетия. Постмодернизм: Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Р. Рорти, Ж. Делез, Ф. Гваттари
Философия постмодерна • Понятие «постмодерна» стало употребляться в связи с работами Ж. Ф. Лиотара. • Ж. Деррида ввел новый способ прочтения и осмысления текстов – деконструкцией. • В эпоху постмодерна не существует объективной истины, все что было до этого определенным становится неопределенным и несостоятельным. • Характерные черты: пессимизм, отчаяние, недоверие к действительности, самокритичность сознания.
ВОПРОСЫ? ?
Благодарю за внимание!!!!
Тема Зап.фил.20 в..ppt