Презентация - Геоцивилизационная парадигма.pptx
- Количество слайдов: 18
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Геоцивилизационная парадигма в геополитике Доклад Выполнил: студент группы 8301 Лукьянов Дмитрий Научный руководитель: Шойдина Г. В. Новосибирск 2012
Парадигма в методологии науки это совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
Основные научные парадигмы в геополитике: институционально правовая геоэкономическая геоидеологическая геоцивилизационная геоинформационная
После окончания «холодной войны» рухнул железный за навес, и геополитика оказалась перед необходимостью опре деления новой парадигмы, способной объяснить геополити ческую картину мира определенное соотношение сил, мощи акторов, субъектов геополитики, каждый из которых владеет и контролирует определенную территорию и акваторию. Это место заняла геоцивилизационная парадигма
Ключевое понятие Цивилизация (от. Лат. Civilis – гражданский, государственный) – устойчивая развивающаяся система духовных и материальных основ единого общества (начиная с появления городов и государств), делающая его субъектом всемирной истории.
Не существует общих, одинаковых для всех народов закономерностей, каждая человеческая общность уникальна. Применительно к геополитике данный подход означал, что основой, связывающей народы с территориями, являются цивилизациями. Взаимодействие государств и народов в глобальной политике обусловлено их принадлежностью к определенной культуре и религии, являющихся ядром цивилизации.
В геополитике цивилизационный анализ впервые был использован русским ученым Н. Я. Данилевским (1822— 1885) в работе «Россия и Европа» , вышедшей в свет в 1869 г.
Данилевский объяснял, что каждая цивилизация основана на какой то исходной духовной предпосылке, «большой идее» , «сакральной ценности» или первичном символе, вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы, а вслед за этим и материальная оболочка в виде государств, государственных объединений и союзов.
А. Тойнби, П. А. Сорокин, О. Шпенглер, подчеркивали особую роль религии в формировании цивилизационной идентичности. Они утверждали, что вера, почва и кровь для народов, принадлежащих к одной цивилизации, являются более значимыми, чем любые экономические или политические выгоды в ситуации геополитического выбора.
Основные мировые цивилизации: западное общество, объединенное западным христианством; православно христианское, или византийское общество, расположенное в Юго Восточной Европе и России; исламское общество – от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены; индуистское общество в тропической и субконтинентальной Индии; конфуцианского буддистское общество стран Азиатско Тихоокеанского региона.
Модель «столкновения цивилизаций» разработана американским политологом Сэмюэлем Хантингтоном (1927 2008)
Ø Ø Ø Ø Эта модель основана на том, что международная система, прежде состоящая из трех блоков, сегодня перестраивается и превращает ся в новую систему, состоящую из восьми главных цивили заций : Западная цивилизация; Индуистская цивилизация; Исламская цивилизация; Конфуцианская цивилизация; Латиноамериканская цивилизация; Православно славянская цивилизация; Японская цивилизация; Африканская цивилизация.
Модель «столкновения цивилизаций»
«. . . в конечном счете, для людей важна не политическая идеология или экономические интересы. Вера и семья, кровь и убеждение — это то, с чем люди себя идентифицируют и за что они будут биться и умирать. И поэтому столкновение цивилизаций заменит холодную войну как главный фактор глобальной политики»
Концепция С. Хантингтона В целом концепция С. Хантингтона очевидно направлена на то, чтобы доказать мировой общественности, что центральной осью геополитики в будущем станет конфликт между Западом и другими цивилизациями. «Запад против остального мира» — этот красноречивый заголовок одного из разделов статьи Хантингтона весьма подходит для названий всей работы в целом.
Выводы Сегодня, как и столетие назад, мир на планете во многом зависит от доброй воли и усилий разных народов и их политических лидеров. Концепция «столкновения цивилизации» уводит геополитиков от перспективы разрешения международных конфликтов в сторону однозначной конкуренции и противостояния. Опасность такого подхода очевидна. Вопрос необходимо перевести в принципиально иную плоскость: цивилизационный анализ в геополитике должен стать основой диалога цивилизаций.
1. 2. 3. 4. 5. Василенко И. А. Геополитика современного мира: учеб. пособие. М. : Издательство Юрайт, 2010. Мухаев Р. Т. Геополитика. М. : Юнити Дана, 2007. 624 с. Исаев Б. А. Геополитика: Учебное пособие. — СПб. : Питер, 2006. — 384 с. Василенко И. А. Политическая глобалистика: Учеб. пособие для студентов вузов. М. : Логос, 2000. 358 с. Huntington, Samuel P. , The Clash of Civilizations? , Foreign Affairs, Vol. 72, № 3, Summer 1993, pp. 22 -49. Перевод на русский язык подготовлен журналом «Полис» — № 1, 1994.
Презентация - Геоцивилизационная парадигма.pptx