Новая детская литература.ppt
- Количество слайдов: 30
Новая детская литература • Иллюстрации к роману Мариам Петросян «Дом в котором» (2009)
Новая детская литература (НДЛ) / problem fiction – термин, предложенный исследователем Марией Скаф в 2012 году: «Новая детская книга – это огромный пласт «проблемной» подростковой, младше-школьной и дошкольной литературы, писавшейся по всему миру (для России, впрочем, особенно актуальны США, Скандинавия и Япония) на протяжении последних пятидесяти лет» (Скаф М. Новая детская литература // Октябрь - 2012. – № 12. – С. 148 -154). Одним из первых произведений problem fiction считаются книги Р. Кормье «Шоколадная война» (1974); Г. Мебс «Воскресный ребенок» (1983); У. Старка «Чудаки и зануды» (1984) и др. Однако основной корпус произведений problem fiction был написан в 1990 -ые годы Для России этот круг литературы в определенном смысле является действительно новым, т. к. издавать и переводить произведения problem fiction у нас начали только 2000 -ые годы. Отдельные авторы, работавшие в этом направлении в 1990 -ые годы, такие, например, как Екатерина Мурашова, не создавали самостоятельного течения в общелитературном процессе.
Одни из первых книг «НДЛ» Гудрун Мебс. Воскресный ребенок Ульф Старк Чудаки и зануды • 1983 / 2015 1984 / 2002
• Критерии выделения НДЛ в потоке детской литературы В отличие от многих направлений детской литературы, выделяющихся на основе жанровой специфики (фэнтези, детектив, триллер, романы для девочек, школьная повесть и др. ) произведения НДЛ выделяются прежде всего своей тематикой. Российские и зарубежные авторы, пишущие в русле НДЛ, обращаются к темам ранее табуированными в детской литературе – терроризм, гомосексуальность, суицид, этнические конфликты, педофилия, интеграция инвалидов, Холокост, сталинский террор, физиология человека и пр. , или по-новому осмысляют темы для детской литературы уже достаточно привычные – насилие, семейное неблагополучие, смерть близких, старость, болезнь, сексуальный опыт, фашизм, сиротство и т. д. Можно сказать, что большинство авторов НДЛ стоит на позициях «нового гуманизма» , основанного на идеях толерантности, интеграции, приоритета личной свободы, гласности и пр. Разумеется, многие из этих книг вызывают у взрослых (родителей, библиотекарей, критиков и пр. ) бурное возмущение. В данной презентации книги расположены в порядке от вызывающих наибольший негативизм к менее «сканадльным» )))
Инцест, насилие, гомосексуальность
Книги о смерти
Книги с сюжетом о смерти • • Э. Э. Шмидт Оскар и Розовая дама Кэтрин Патерсон Мост в Терабитию Ульф Старк Чудаки и зануды; Звезда по имени Аякс ; Умеешь ли ты свистеть, Йоханна? Юлия Кузнецова Выдуманный жучок • Ютта Рихтер Щучье лето
Фашизм, Холокост, войны
Петер ван Гестел Зима, когда я вырос Джон Бойн Мальчик в полосатой пижаме Эдуард Веркин Облачный полк Виктор Драгунский Он упал на траву (1961 /2013)
«Коричневое утро» Ф. Павлофф • Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социалдемократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать. Мартин Нимёллер
Политический террор, репрессии, авторитаризм
Сюжет об аресте отца в наши дни
Сиротство: тема традицоная и новаторская • • Е. Мурашова Полоса отчуждения; Одно чудо на всю жизнь Д. Сабитова Где нет зимы; Три твоих имени К. Паттерсон Великолепная Гилли Хопкинс • Т. Михеева • Легкие горы
Инвалидность: интеграция vs депривация Екатерина Мурашова • Изюмка; Гвардия тревоги Шэрон Дрейпер Привет, давай поговорим Синтия Лорд Правила. Не снимай штаны в аквариуме Штайнхёфель Андреас Рико, Оскар и тени темнее темного
«Дом в котором» Мариам Петросян (2009). – роман-провокация
Ролевая игра «Дом. Интермедиа» (2013, Спб)
Наркомания, алкоголизм, социальное неравенство и неблагополучие • • • Давид Гроссман С кем бы побегать? Эдурад Веркин Друг Апрель Эндре-Л. Эриксен Осторожно! Питбуль. Терье Ульф Старк Пусть танцуют белые медведи.
Книги-курьезы – нужны ли они? (Пернилла Стальфельд, Вернер Хольцварт)
Где пишут об НДЛ: издания пролиберального (? ? ))) характера: лит. журнал и научный альманах
«Вестник детской литературы» : издание охранительноконсервативного направления • -
«Вестник» об НДЛ К сегодняшнему дню в ДЛ не осталось тем, на которые нельзя было бы говорить с детьми. Обычными для ДЛ проблемами стали насилие в школе, педофилия, наркотики, развод родителей, суицид. Приведу примеры книг последнего десятилетия. О травле одноклассников, избиении изгоев, проблеме терроризма написал М. Шойбле в книге «Джихад» , Пернилла Стальфельт решилась говорить с детьми трех-пяти лет о смерти ( «Книга о смерти» ), о любви во всем ее многообразии ( «Книга о любви» ), о толерантности (книга «Одного поля ягоды» ), повесть Беаты Терезы Ханеке «Скажи, Красная шапочка» посвящена сексуальному насилию в семье, Мария Парр в книгах «Тоня Глиммердал» и «Вафельное сердце» жестко и прямо говорит с детьми о смерти близких, Мони Нильсен-Бренстрем в серии книг о Цацики рассматривает нестандартную семейную модель. Все эти произведения можно отнести к жанру книг-зеркал, в которых герой является отражением читателя, читатель видит в героях самого себя. Жестокие, чудовищные, разрушительные процессы, показанные в этих книгах, часто откровенный натурализм, внимание к кризисным состояниям психики и воспроизведение сырой реальности жизни вполне вписываются в постмодернистскую картину мира, копирующую фрагменты реальности в отрыве от системы все упорядочивающих высших смыслов и показывающую мир как каталог экстремальных ситуаций, с которыми писатели лишь знакомят ребенка, не давая им никакой оценки. Многие из перечисленных книг демонстрируют постмодернистскую деконструкцию ценностных оппозиций, так как главное в них не столько недетскость тем и проблем, но сама трактовка этих тем – далекая от представлений о нормах традиционной морали как системы универсальных кодов в понимании мира. Например, в повести французской писательницы Мари–Од Мюрай «OH, BOY!» (2000, перевод на русский «Самокат» , 2006) рассказывается история усыновления детей-сирот после смерти их матери-алкоголички их дядей – лицом с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В книге он характеризуется как веселый, любящий, бесшабашный дядя Барт. Писательница призывает сочувственно относиться к явлениям, которые раньше однозначно воспринимались как отрицательные. Обосновывается это идеей равенства всех людей и тем, что дядюшка Барт таким уродился. Устоявшиеся нормы этики и морали заменяются таким образом идеями терпимости и уважения к чужой индивидуальности, какой бы она не была – даже если это опасно для психики и жизни ребенка. В этих книгах вечная и столь актуальная для детской литературы проблема борьбы добра и зла сменяется мыслью о их неконфликтном сосуществовании. В этом не видят опасности ни наши критики и издатели, ни тем более зарубежные. Детям по существу внушают мысль о необходимости смирения перед злом, их уже не учат отличать хорошее от плохого, видимо, потому, что взрослые сами утратили эту способность. Ребенок таким образом помещается взрослыми на территорию свободы, свободы от любых нравственных постулатов, это провозглашается правом ребенка на самоопределение
Статьи об НДЛ • Вильке Д. Кричи, Красная Шапочка! // Переплет - 2012. - № 2. – С. 10 -15. • Костюхина М. С. Детская книга как провокация: интервью // Детские чтения, 2015. – Т. 7. (в печати); • Кузьмина Е. Новая детская литература: взгляд библиотекаря // Детские чтения, 2013. – Т. 4. – № 2. – С. 201 -213. (обзор) • Ленковская Е. «Можно я не буду это дочитывать? . . » (Заметки о новой детской литературе) // Детские чтения. – 2012. – Т. 1. – № 1. – С. 179 -190. • Скаф М. Новая детская литература // Октябрь. - 2012. – № 12. – С. 148 -154