Презентация 11 Нотация.ppt
- Количество слайдов: 24
Нотация «Письмо – есть способ связи между творцом и обществом» Р. Барт. В эпоху раннего средневековья вплоть до конца IX века господствовала устная традиция передачи песнопений богослужебной практики. Устность – это особое состояние культуры в определенный исторический период.
Реформы нотации o Невменная нотация - IX век o Линейная нотация - Гвидо из Ареццо - XI век o Смена модальной нотации на мензуральную – Франко Кельнский – XIII век. Филипп де Витри – система пролаций – XIV век. o Тактовая нотация – рубеж XVI-XVII вв.
НЕВМЫ Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex 9543» , записанный между 817 -834 гг. Neuma - с латинского кивок, знак. Знаки, появившиеся над латинским текстом рукописей, ассоциировались с движениями руки кантора, управляющего хором.
Рneuma – с греч. дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.
Виды невм Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.
Простые невмы o punctum ( «точка» ) и virga ( «прут» ) обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощи punctum, более высокий – virga. o Две невмы означали двухзвучные фигуры: podatus ( «шаг» ) – для нотирования восходящего движения, clivis ( «сгиб» ) – для нисходящего.
Простые невмы Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам. o Scandicus ( «подъем» ) дает восходящий рисунок, o climacus ( «приставная лестница» ) – нисходящий. o torculus ( «изгиб» ) передает рисунок вверх-вниз, o porrectus ( «усилие» , «растяжение» » ) – вниз-вверх.
Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, virga subtripunctis – к вирге присоединяются три пунктуса, torculus praepunctis – фигура torculus перед punctum.
o Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм. o Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации.
Буквенная нотация применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудам Боэция (ок. 480 - ок. 525) - римского философа, государственного деятеля, богослова. Трактат «О музыке» ( «О музыкальных установлениях» , на латинском языке) посвящен проблемам акустики и гармонии в греческой музыке и долгое время считался самым полным теоретическим музыкальным трудом поздней античности и Средневековья.
Буквенная нотация Боэций o. A B C D E F G H I K L M N O P Хукбальд, Одо и др. o. A B C D E F G a b c d e f g a
Линейная нотация Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате “De harmonica institutione”. Между линиями он ставил буквы t (tonus - тон) и s (semitonium - полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий
____________ta_____ t__________li/____ t___Ec____Isra___/_____ s_____ce_____/____he_____ t____vere_________
Гвидо Аретинский (990 -е гг. – 1050) Идеи невменной, буквенной и линейной нотации усовершенствовал и соединил в единое целое Гвидо Аретинский. Он не столько изобрел, сколько завершил искания предшественников в области нотации.
Трактаты Гвидо Гридо Аретинский является автором 4 -х трактатов: Пролог к антифонарию (1020 -25) Правила Пролога к Антифонарию (10251027) Микролог (1020 -е гг. ) Письмо Гвидо (1028 -1030).
Нотация Гвидо Невмы были помещены на линейную лестницу, а сами линии были снабжены ключами – буквенными обозначениями. Позднее, в середине 12 века невмы заменили знаками черной квадратной нотации. (идея ключей появилась у Гвидо в трактате «Пролог к Антифонарию» )
Линии Линиям у Гвидо предпосланы либо буквы монохорда Монохорд – это звукоряд, который соответствует 7 звукам A B C D E F G, ибо, по утверждению Гвидо, «во всякой мелодии всего лишь 7 звуков» Либо линии раскрашивались в определенные цвета. Всего четыре линии: сверху жёлтая линия для звука с, ниже – чёрная для а, ещё ниже красная для f, четвёртая чёрная линия добавлялась по мере надобности сверху или снизу и предназначалась для верхнего е или нижнего d.
ГЕКСАХОРДЫ Гвидо сформулировал учение о гексахорде – звукоряде из 6 звуков. Названия ступеням гексахорда даны по первым слогам строк текста гимна святому Иоанну Крестителю, приписываемому Павлу Диакону:
Гимн Святому Иоанну Ut queant Laxis Resonare fibris Mira gestorum Famuli tuorum Solve polluti Labii reatum Sancte Iohannes
Русский перевод «Чтобы слуги смогли воспеть открытыми сердцами чудесные твои деяния, сними вину с нечистых уст, Святой Иоанн» .
Три вида гексахордов o Натуральный гексахорд naturale – ut re mi fa sol la - c d e f g a o твердый гексахорд durum – ut re mi fa sol la - g a h c d e; o мягкий гексахорд molle – ut re mi fa sol la - f g a b c d. Тоновый состав внутри гексахордов постоянен – Т – ½ т – Т.
Во всех 3 видах гексахордов слоговые названия соответствовали ut re mi fa sol la, а абсолютная высота менялась. Самыми важными были ступени mi и fa, ибо с их помощью обозначалось место полутона.
Мутация Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация) в другой гексахорд.
Презентация 11 Нотация.ppt