НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ В 17 «БУНТАШНОМ ВЕКЕ»
17._nighegorodskiykray_v_17_buntashnom_veke.pptx
- Размер: 601.1 Кб
- Автор: Антонина Крупнова
- Количество слайдов: 35
Описание презентации НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ В 17 «БУНТАШНОМ ВЕКЕ» по слайдам
НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ В 17 «БУНТАШНОМ ВЕКЕ»
« Бунташным » назвали современники XVII век: народные движения и восстания сотрясали Россию. Начало столетия ознаменовалось Смутой, в которой Н. Новгород остался оплотом порядка. Но край наш бунтовал не на шутку, об этом мы рассказали уже в теме « Нижегородцы и Смута » . Самые яркие, самые острые конфликты « бунташного века » вырастали на почве повседневного народного недовольства. Забывать об этом « фоне » никак нельзя.
Мы знаем яркую и трагичную судьбу Аввакума. Но стоит вспомнить и его последователей: леса нашего края стали прибежищем для сотен старообрядцев. За Волгу, на Керженец бежали недовольные едва ли не со всей России. Попытки царских отрядов обнаружить скиты и обложить их тяглом заканчивались самосожжением. Бегство от податей, от барщины было самой распространённой формой протеста. Пропадали, к примеру, целые артели будников с поташного промысла у боярина Б. И. Морозова: ушли в Москву, да на место так и не прибыли. Не слишком сладкой показалась им работа на морозовских будных станах.
Самые отчаянные беглецы брались за кистень. Тогда разбойничий свист оглашал просторы Волги, нашей « большой дороги » . Купеческие суда становились добычей нижегородских Робин Гудов, если пускались в путь без надёжной охраны. Имена некоторых из них — Матвея Бармы, Степаниды Ветлужской — сохранились в народных преданиях. Но привольная жизнь не могла быть вечной, наказание было неизбежным. Отчаяние толкало людей и к открытому мятежу. Известнен Медный бунт 1662 г. Алексей Михайлович, успокаивая народ в Коломенском, бил с предводителями толпы по рукам, обещая во всём разобраться. Интересно, что был там нижегородец Мартын Жедринский. После подавления бунта его ждали кнут, ссылка и отсечение руки – той самой, которую протягивал царю.
Осенью 1670 г. докатилось до нашего края восстание Степана Разина. Атаман, двигаясь вверх по Волге, встал у Симбирска, но его посланцы поднимали народ повсюду. В правительственном лагере царило смятение: воеводы не досчитывались служилых людей и отсиживались за крепостными стенами. Максим Осипов, товарищ Разина, двинулся на Нижний: в сентябре он занял Васильсурск и Лысково, бунтовали Мурашкино и Павлово. В сподвижниках не было недостатка: «предприимчивость» бояр вроде Морозова порождала в народе ненависть.
Целый отряд собрала вокруг себя Алёна Арзамасская , вчерашняя монахиня. По собщению иностранца, она отличалась, « подобно амазонке » , невероятной силой и мужеством. В бою Алёна разила без промаха, во время казни сама шагнула в горящий сруб, не издав в огне ни единого стона (она была обвинена в колдовстве). Правительство принимало меры. Арзамас стал центром сосредоточения царских войск под общим началом князя Ю. А. Долгорукова. В нескольких ожесточённых боях крестьяне были разбиты: вооружены они были кое-как, храбрость и сноровка не могли заменить военных навыков.
Последним успехом разинцев стало взятие Макарьевского монастыря. 10 октября 1670 г. повстанцы обстреляли обитель -безуспешно. Следующей ночью монахи ушли сами, тайком, поскольку разбежались их защитники – такие же крестьяне, что и осаждавшие. Монастырь был разграблен. Затем Осипов ушёл на юг, узнав о поражении Разина под Симбирском. Именно после 1670 г. выстроены « у Макария-чудотворца » каменные крепостные стены.
Подавление восстания сопровождалось жестокими казнями. И бунтовщики не отличались милосердием, но правительственные репрессии поражают своим размахом: в одном Арзамасе было казнено 11 000 человек. Следует признать, что успешное развитие России, рост её экономики и могущества в XVIIв. происходили в условиях острейших социальных противоречий.
Лето 1708 — в районе Нижнего Новгорода действуют отряды Гаврилы Старченко, примкнувшие к восстанию Булавина. Нижегородский край восстание Кондратия Булавина Атаман Кондратий Булавин рассылал «прелестные грамоты» с призывом «побить бояр, прибыльщиков и немцев» ( «немцами» тогда называли иностранцев, некоторые из них занимали важные государственные посты). Такие грамоты попали и в Нижний Новгород.
А 27 мая 1708 года на Дмитриевской башне кремля, на заборах домов Приказа монастырских дел и стрелецкого головы появились «воровские» надписи: «Быть бунту, что и в Астрахани!» . В Астрахани произошло восстание недовольных жёсткими реформами Петра 1. Воевода Никита Кутузов не знал, что делать. Послал донесение царю и поставил возле каждой надписи по стрельцу – чтобы охраняли «вещественное доказательство» .
Узнав о том, что призывы к бунту стали известны всем – от мала до велика, Петр I пришел в ярость. «Никита Кутузов, человек ты недалекого ума, — писал он, — допустил в сем деле немалую оплошку» . И прислал в Нижний другого градоначальника — Ивана Леонтьева. Но и тот ничего не мог противопоставить мятежникам. В десяти верстах от Нижнего они напали на казенный струг, убили целовальника и приказчика, разбойничали и под Балахной.
Отряд Булавина под началом Ганьки Старчонка грабил помещиков, грозился пойти в Нижний, чтобы «распустить тюрьму» . Для того чтобы искоренить крамолу, Петр послал нижегородских драгунов. И те выполнили возложенную на них задачу. Драгуны – кавалеристы, способные действовать в пешем строю. Такие воинские формирования были созданы Петром I. В том числе и Нижегородский 44 -й драгунский полк. Он был одним из лучших в российской армии, побеждал во многих сражениях. Особенно отличился в войнах с Персией и Турцией.
ВОССТАНИЕ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА 1773 – 1775 гг. И НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ 1773 — 1774 — Бегство в Нижний Новгород дворян со всей губернии, спасавшихся от пугачевского движения. 1774 — Проход через Нижегородскую губернию войска Емельяна Пугачева, крестьянские мятежи.
Губернатор А. А. Ступишин ещё весной укрепил кремль, но выступить навстречу самозванцу не решился : в гарнизоне было около 400 человек. 20 июля 1774 года Пугачёв вступил в уездный город Курмыш , а 26 -го – в Алатырь. Его встречали хлебом-солью и колокольным звоном, приводили на суд ненавистных чиновников и помещиков – тех, что не успели разбежаться или спрятаться. Пугачёв был скор на расправу и щедр при раздаче казённого добра, однако долго не задерживался, а вслед за ним шли правительственные войска.
Пройдя ряд селений (Ардатово, Атяшево, Чамзинка, Большое Маресьево), войско Пугачева вышло за пределы Нижегородской губернии. Повстанцы не решились идти на Москву или Н. Новгород и повернули на юг, к Дону. Уже осенью движение, несмотря на его массовый характер, было подавлено. До 5 тысяч бунтовщиков было убито и казнено в Нижегородском крае.
РАСКОЛ И НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ ПРОТОПОП АВВАКУМ ПЕТРОВ
ПРОТОПОП АВВАКУМ 1620 -1682 РОДИЛСЯ В СЕЛЕ ГРИГОРОВО Макрьевского уезда Нижегородской губернии В 1646 году Аввакума избивают и выгоняют из села вместе с семьёй (сыном и женой). Он переезжает в Москву, активно включается в деятельность нового кружка русских богословов под названием «Ревнители древнего благочестия» , возглавляемое царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Уже в 1653 году протопоп Аввакум начинает открытую борьбу с патриархом Никоном , резко выступая против исправления церковных книг.
ПРОТОПОП АВВАКУМ В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3 -е суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд. Однако тот духом не сломался и на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника, того сослали в Тобольск. Он полностью отказался принимать изменения в богослужении за что в 1654 году был сослан в ссылку на 10 лет в Тобольск, Забайкалье, Нерчинский острог к жестокому Еремею Пашкову (бил его железными прутьями с кожаными «хвостами» — 72 удара). После ссылки, в 1664 году Аввакум возвращается в Москву. Царь Алексей Михайлович, рассорился с Никоном, принял его со всей милостью и поселил его в Кремле, около Новодевичьего монастыря. Аввакум обращается с челобитной к правителю, требуя исправления содеянной ереси и демонстративно отказывался посещать церкви в которых служили по новым обрядам.
Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. В 1664 году его сослали на север Архангельской губернии в город Мезень , а в 1666 году привезли в Москву, где шёл церковный суд над патриархом Никоном. Все надеялись, что вольнодумец одумается и признает церковную реформу, но тот остался при своём мнении. Тогда церковный суд лишил его степени священства , что вызвало недовольство у многих людей, в том числе и у матушки царицы. Подобное действие формально означало отлучение от церкви. Поэтому Аввакум впал в гнев и предал анафеме высшее церковное руководство. После этого сторонника старой веры сослали в Пафнутьево-Боровский монастырь, находящийся в Калужской губернии. Там держали его в тёмной келье почти год, надеясь, что он всё же одумается. Когда же власть имущие поняли, что всё бесполезно, то отправили старовера в 1667 году на самый далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск , расположенный в нижнем течении реки Печоры. НА 14 ЛЕТ. Там он заключён в деревянный сруб, а потом в земляную тюрьму, но это его не переубедило. Во время этого пятнадцатилетнего заточения в Пустозерске он пишет два больших сборника богословских сочинений : «Книгу толкований» и «Книгу бесед» , много грамот и посланий старообрядцам.
Он написал автобиографическую книгу под названием «Житие протопопа Аввакума « — первое биографическое произведение. При этом всячески досаждал светскому и духовному руководству поучениями. Вскоре представители высшей иерархии убедились, что дерзкий священник является не врагом Никона, а категорически выступает против реформирования церкви. Он продолжал креститься 2 -мя перстами, хотя все признали троеперстие. Выступал за осьмиконечный крест и хождение посолонь. 14 -го апреля 1682 года Аввакум с ближайшими друзьями были сожжены в деревянном срубе.
Памятник АВВАКУМУ В СЕЛЕ ГРИГОРОВО
ПАТРИАРХ НИКОН 1605 —
ПАТРИАРХ НИКОН (1605— 1681) — с едьмой патриарх Московский и Всея Руси с 1652 г. Родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово (Княгининский район) под Нижним Новгородом в семье мордовских крестьян. Имя его в миру — Никита Минов ( Минин). Нижегородская земля родила двух Мининых ( Кузьма и Никон )
В 20 лет стал священником в своем селе, а в 30 постригся в монахи. Благодаря энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру и в 1652 года стал патриархом Русской церкви. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол.
Последователей Никона стали называть «никониане» , его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы» , или раскольники. Войдя во вкус власти, Никон выдвинул тезис «Священство выше царства» . Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно.
Церковный собор (1666— 1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге в 1682 году он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.
ПИТИРИМ около 1665– 1738 гг. епископ Нижегородский
ПИТИРИМ
Архиепиископ Питириим (в миру Петр; 1665, Горицы — 8 (19) мая 1738) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Нижегородский и Алатырский. Первоначально был старообрядцем ( «расколоучителем» ), проповедовавшим «древлее благочестие» по скитам и лесам, затем вернулся в лоно государственной церкви, стал гонителем «раскольников» . В начале XVIII века, Петр 1 обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима.
Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов, изданные, по повелению Петра I, под заглавием : «Пращица противо вопросов раскольнических» «Пращица» опираясь на свидетельствах, возбуждавших сомнения, должна была сильнее укрепить раскольников в той мысли, что раскольническое учение истинное и утверждается на непоколебимых основаниях.
В 1715 г. Петр I издал указ на имя Питирима, в котором угрожал смертной казнью всем, кто будет препятствовать ему в деле обращения раскольников. В 1718 г. Питирим предложил Петру целую систему действий против раскольников. В своем «доношении» Питирим убеждал, что раскольники — вредные люди не только с религиозной, но и с государственной точки зрения, как противники гражданского и церковного порядка. Этих врагов церкви и государства много, до 200 тысяч.
В помощь ему Петр назначил капитана гвардии Ржевского ; командированы были светские чиновники и к другим духовным лицам, занимавшимся борьбой с расколом. Инструкция, данная Ржевскому, являлась не чем иным, как повторением «доношения» Питирима. С приездом Ржевского, который должен был действовать по совещаниям с Питиримом, начались преследования раскольников; многие из них бежали; Питирим изыскивал меры, чтобы предупредить эти побеги.
С 1718 по 1725 гг. — «ПИТИРИМОВО ЗОРЕНИЕ » : • в нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тысяч человек; • из них до 9 тысяч приняли православие; • часть записалась в двойной оклад, • так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тысяч человек около 18 тысяч рублей; • упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу.
Первым из иерархов решил открыть духовное училище в своей епархии – в Н. Новгороде. Произвёл преобразование в двух нижегородских школах, присоединив к ним третью новую, высшую, под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться духовными семинариями. Всего в своей епархии он учредил тринадцать приготовительных к семинарскому образованию школ. С 21 июля 1730 года — член Святейшего Синода. Умер в 1738 году