Нивхи.pptx
- Количество слайдов: 10
Нивхи Подготовила презентацию Меткина Наталья Ирина Байкова Ольга Ситкина
Ни вхи (нивх, ивах, нивух, нивхгу, н ньигвнгун; устар. гиляки) — малочисленная народность на территории Российской Федирации. Самоназвания: нивх — «человек» , нивхгу — «люди» . Проживают около устья реки Амур (Хабаровский край) и на северной части острова Сахалин. Языки: нивхский и русский. Численность — 4652 человека (2010).
Численность нивхов в России:
История Нивхи заселили Сахалин в период позднего плейстоцена, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но с окончанием ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделенными Татарским проливом на 2 группы. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники XII века. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII в. , когда здесь побывали казакиземлепроходцы. Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их — гиляки. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849— 1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне. Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1856 г. и Пекинского договора 1860 г.
Впервые русские услышали о нивхах весной 1640 года: от одного пленника– эвена томский казак И. Москвитин узнал о существовании реки Амур, в устье которой и на островах жили гиляки (устар. наименование нивхов). В. Поярков во время своего амурского плавания обложил амурских нивхов ясаком. Во второй половине 17 века непосредственные контакты русских с нивхами прервались и были возобновлены лишь в середине 19 века, когда Амурская экспедиция Г. Невельского присоединила Сахалин к России. Экономическое и культурное освоение нижнего Амура и Сахалина сопровождалось изучением живущих этнических групп, на этих территориях. Поскольку с начала двадцатого века происходит процесс размывания традиционной культуры нивхов, большое значение имеют данные, собранные этнографами второй половины XIX - первой половины XX в. Это, прежде всего, работы Л. И. Шренка и Л. Л. Штернберга. Некоторые материалы в трудах этих исследователей играют роль источников: приводимые ими тексты, диалоги, опросы, иллюстративный материал. Они были опубликованы Шренком в его трехтомной работе «Об инородцах амурского края» , Штернбергом - в работах «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора» , «Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора» . Хотя исследование Шренка не посвящено специально нивхам, он уделяет им особое внимание. Ученый собрал важные сведения по семейным отношениям, обычаям, магическим обрядам, календарю, праздникам. При изложении материала Шренк избегал теоретизирования, предпочитая описательный стиль. Основная его задача - сбор и классификация материала. Работы Л. Штернберга можно разбить на две группы: одна из них посвящена вопросам социального строя и религиозных верований, другая – фольклору и языку. Штернберг первым попытался дать системное описание нивхского этноса.
Продолжили исследование нивхского этноса А. М. Золотарев и Е. Л. Крейнович выступил в печати с рядом статей, которые касались вопросов родовой собственности, группового брака, морского зверобойного промысла и верований нивхов. Наиболее крупное произведение Крейновича – «Нивхгу» - написано в стиле дневниковых записей по материалам, собранным в период учительства на Сахалине в 1920 -х годах. Начатое Крейновичем изучение структуры нивсхского языка было продолжено В. З. Панфиловым. В ряде своих работ он выходит за рамки чисто филологических проблем и пробует выявить связи между языком и мышлением, впервые специально рассматривает данную проблему на материале нивхского этноса. В 1960 – 1980 гг. наиболее значительный вклад в изучение нивхской культуры внесли Ч. М. Таксами, Г. А. Отаина, В. М. Санги. В работах Ч. М. Таксами прослеживаются те же тенденции, что и в работах Крейновича. Таксами принадлежит наиболее подробное системное описание материальной и духовной культуры нивхского этноса (Таксами Ч. М. «Основные проблемы этнографии и истории нивхов» ). Г. А. Отаина, будучи лингвистом, занималась проблемами отражения коллективных представлений в языке нивхов. Также эти проблемы нашли отражение в трудах П. Я. Гонтмахера. Изучение материальной и духовной культуры, языка, истории нивхов и других малых народов России является важной задачей, способствующей сохранению и возрождению этих этносов, находящихся сейчас в кризисном состоянии.
Религия Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи.
Социально-культурные особенности нивхов Еще в середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством. Русская колонизация оказала серьезное влияние на социальноэкономическую и культурную жизнь нивхов. Происходит интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственной деятельности: домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы. В начале 30 -х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла — рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство в конечном счете привели к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80 -х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.
Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90 -х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности — рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя. Наряду с традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Например из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6 вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новой хозяйственной структуры пока не смогло решить проблему занятости нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами. В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55, 6 %, в Хабаровском крае — 44, 2 %. Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, поэтому и отношение к ним со стороны местных властей соответствующее. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции, нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994 -1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.
Нивхи.pptx