некрасов.pptx
- Количество слайдов: 26
Николай Алексеевич Некрасов
Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября ) 1821 года на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство — среди яблонь обширного сада, вблизи Волги. Село Немиров Памятник Н. А. Некрасову, установленный в Грешневе на месте усадьбы.
Детство Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия. Его мать-Елена Андреевна. Любовь к матери описана в многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшкибаю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотнашения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком он приехал в Петербург. "За славой я в столицу торопился", - шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.
На взятые взаймы деньги поэт совместно с писателем Иваном Панаевым зимой 1846 года берет журнал «Современник» в аренду. В журнал стекаются молодые передовые писатели и все те, кому крепостное право было ненавистно. Первый выпуск нового «Современника» состоялся в январе 1847 года. Это был первый в России журнал, выражающий революционнодемократические идеи и, самое главное, имеющий стройную и четкую программу действий. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов в 1868 приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866 -1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871 -1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1878).
1847 -1866 - наивысший расцвет творчества Некрасова приходится на время его редакторской деятельности в журнале «Современник» . Некрасов спасает высокую репутацию «Современника» и в годы «мрачного семилетия» (1848— 1855), когда придирки цензоров доходили до неле пости и даже в поваренных книгах вычеркивалось словосочетание «вольный дух» . Случалось, что перед выходом «Современника» цензура запре щала добрую треть материала, и Некрасову приходилось проявлять невероятную изобретательность, чтобы спасти журнал от катастрофы. Именно в этот период Николай Алексеевич совместно с гражданской женой А. Я. Панаевой пишет два объемистых романа «Три страны света» (1848— 1849) и «Мертвое озеро» (1851), призванные заполнять запрещен ные цензурой страницы журнала. В суровых условиях оттачивается мастерство Некрасова-редактора, его умение ловко обходить цензурные препятствия.
Накануне реформы 1861 г. вопрос о народе и о его исторических возможностях со всею остротою и противоречивостью встал перед людь ми революционно-демократического образа мыс ли. В 1857 г. Н. создает поэму «Тишина» . Кресть янская Русь в ней предстает в едином собира тельном образе народа-героя, великого подвиж ника отечественной истории. Но когда проснет ся народ к сознательной борьбе за свои инте ресы? На этот вопрос нет в «Тишине» опреде ленного ответа. Нет его и в последующих стихо творениях Н. от «Размышлений у парадного подъезда» до «Песни Еремушке» (1859), став шей гимном нескольких поколений русской революционной молодежи.
Первое пореформенное лето 1861 г. Некрасов провел, как обычно, в Грешневе, в кругу своих прияте лей, костромских и ярославских крестьян. Осенью поэт вернулся в Петербург с целым «ворохом стихов» . Его друзей интересовали настроения пореформенной деревни: к чему приведет недо вольство народа грабительской реформой, есть ли надежда на революционный взрыв? Поэт отве чал на эти вопросы поэмой «Коробейники» (1861). В ней Некрасов-поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его - творчество было адресо вано в основном читателю из образованных кру гов общества. В «Коробейниках» он смело рас ширил предполагаемый круг своих читателей, непосредственно обратился к народу.
После 1861 г. в стране начался спад общест венного движения, лидеры революционной демократии были арестованы, прогрессивная мысль обезглавлена. Осенью 1862 г. в тяжелом настро ении Некрасов навестил родные места, побывал в Грешневе и в соседнем селе Абакумцеве на могиле матери. Итогом этих событий явилась лиричес кая поэма «Рыцарь на час» (1862) —одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сы новней любви к матери, перерастающей в любовь к Родине, о драме русского человека, наделен ного жгучей совестливостью, жаждущего опоры для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда «со слезами в го лосе» . Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чер нышевский, читая «Рыцаря на час» , «не выдер жал и разрыдался»
Особенно трудным для Некрасова оказался конец 60 гг. : нравственный компромисс, на который он пошел во имя спасения журнала, вызвал упреки со всех сторон: реакционная публика ули чала поэта в корыстолюбии, а духовные едино мышленники — в отступничестве. Тяжелые пе реживания Н. отразились в цикле так называ емых «покаянных» стихов: «Ликует враг. . . » (1866), «Умру я скоро. . . » (1867), «Зачем меня на части рвете. . . » (1867). Однако эти стихи не вписываются в однозначное определение «пока янных» : в них звучит мужественный голос поэта, исполненный сложной внутренней борьбы, не снимающий обвинений с себя, но клеймящий позором и то общество, в котором честный че ловек получает право на жизнь ценой унизи тельных нравственных компромиссов.
О неизменности гражданских убеждений поэта в эти драматические годы свидетельствуют его стихи «Душно! без счастья и воли. . . » (1868). Тогда же, в конце 60 гг. расцветает сатиричес кий талант Н. (завершение цикла «О погоде» , 1865; создание «Песен о свободном слове» , 1865— 1866, поэтических сатир «Балет» , 1866, и «Недавнее время» , 1871). Используя изощрен ные приемы сатирического разоблачения, поэт смело соединяет сатиру с высокой лирикой в пределах одного произведения, он широко при меняет полиметрические композиции — сочета ние разных размеров внутри одного стихотво рения. Вершиной и итогом сатирического твор чества Н. является поэма «Современники» (1865), в которой поэт обличает новые явления русской жизни, связанные с бурным развитием капиталистических отношений.
Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень силь ны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!
В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки» . Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога» . Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.
"Рассказ ямщика" стал первым антикрепостническим стихотворением Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: "Родина", "Тройка", "Перед дождем", "Огородник", "Еду ли ночью по улице темной…", "Псовая охота". "Родина" была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно популярным было стихотворение в революционных кругах. Некрасов вспоминал, что Белинский высоко ценил эти стихи: "Приношу к нему стихотворение "Родина", напечатано было только начало, Белинский пришел в восторг…" "Родина" — автобиографичное произведение. Это стихотворение навеяно детскими воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм. "Псовая охота" также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта тема была ему близка. В нем обличется деспотизм помещиков на примере псовой охоты.
У Некрасова есть несколько стихотворений, посвященных русским писателям, среди них "Блажен незлобивый поэт", написанное на смерть Гоголя. Оно является первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы "чистого искусства". В стихотворении "Памяти Белинского", написанном в то время, когда имя критика находилось под строжайшим запретом, Некрасов вспоминал своего учителя: Наивная и страстная душа, В ком помыслы прекрасные кипели, Упорствуя, волнуясь и спеша, Ты честно шел к одной высокой цели… В стихотворениях, посвященных русским писателям, Некрасов говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского Некрасов писал: Узы дружбы, союзов сердечных — Все порвалось: мне с детства судьба Посылала врагов долговечных, А друзей уносила борьба…
Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков ("В дороге", "Родина", "Псовая охота"), чиновников ("Чиновник", "Колыбельная песня", "Современная ода"), богатеев — купцов ( "Секрет" ). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах.
Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40 -е годы появляется очерк "Петербургские углы", который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы. Очерк является частью большого романа " Жизнь и похождения Тихона Тростникова", так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает жизнь самого Некрасова в молодости, его становление.
Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние
Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. Великий русский поэт оставил замечательный лирический цикл, связанный с сильным и долгим чувством, соединявшим его в течение шестнадцати лет с Авдотьей Яковлевной Панаевой.
ПАНАЕВСКИЙ ЦИКЛ Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами.
“Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. В центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать”
Далее необходимо проанализировать основные мотивы “панаевского цикла”. Это прежде всего мотивы ссоры; расставания, разлуки или их предчувствия воспоминания; писем и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср. , например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг…» и «Тяжёлый крест достался мне на долю…» , «Прости» и «Прощание» ). Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения. В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.
Герои Некрасова Лирический герой Некрасова почти всегдачеловек надломленный, раздираемыйвнутренними противоречиями, мучимый своим несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял его искатьсреди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха иупрека". То, что мы привыкли определять как "образ положительного героя', и вмалой степени непередает возвышенный идеал некрасовской лирики, воплощенный то в собирательном образе Гражданина, призывающего Поэта: "на благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего "любить - ненавидя '. . .
Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянно меняется: ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот ГЕРОЙ в пореформенную эпоху, в некрасовском творчестве 6 О-х годов. Прошло совсем немного времени после проведения демократических реформ - и стало ясно: общество обмануто. И Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит нечто новое: надлом, разочарование. И не только в возможности все разом изменить: переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся, - в самом НАРОДЕ: Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих добродетелей -он меняется. В зависимости от требований эпохи, в зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя народа".
Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни". Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н. с. ) в Петербурге. Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Петербурге приобрели характер общественно-политической манифестации.