Невербальная сторона делового общения.pptx
- Количество слайдов: 31
НЕВЕРБАЛЬНАЯ СТОРОНА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ Умение читать приобретается чтени ем книг, но гораздо более необходи мое умение — познание мира — мож но приобрести, только читая челове ка и изучая самые разные его изда ния Честерфилд Письма к сыну Пантомимика Жестикуляция Мимика
ВОПРОС 1. ПАНТОМИМИКА Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику и т. п. ) Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела» . Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
В НЛП ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ГРУППЫ ПОЗ, КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТ ОТНОШЕНИЕ К ПАРТНЕРУ (СОБЕСЕДНИКУ): Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Поза которая указывает на готовность к общению (собеседник улыбается, голова и тело развернуты в сторону партнера, тело наклонено вперед). Закрытую же позу отражают: скрещенные на груди руки; сплетенные в замок пальцы, которые фиксируют колено собеседника, сидящего «нога на ногу» ; отклонение тела назад и т. д. Доминирование или зависимость. Эта поза невербального общения показывает влияние на собеседника ( «нависание» над собеседником, «забытая» рука на плече собеседника) или же зависимость от него (заискивание, сутулость). Гармония или противостояние. Поза показывает отношение к собеседнику - благоприятное ( позы синхронизированы, свободны, открыты) или же наоборот (стоя, сжав кулаки, выставив плечо вперед).
ПАНТОМИМИКА ДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О ПСИХИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И НЕКОТОРЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА Поза собеседника, у которого равномерно распределен вес тела, твердая и гибкая стойка характеризует его как личность с твердой и уравновешенной позицией. Этому человеку свойственны такие черты личности как: внутренняя свобода, спокойствие, благоразумие. Такое состояние в языке телодвижений свойственно для конгруэнтных людей, которые готовы к эффективному общению или уже находятся в нем.
Неподвижная, застывшая поза при сильной напряженности собеседника говорит о твердости, упрямстве, плохой адаптации к новым условиям, инертности и негибком самоутверждении в общении.
Концентрация веса тела на одной ноге, редкая смена позы собеседника, совместно с небольшой расслабленностью характеризуется бдительностью, подвижностью, гибкостью реакции в управлении своими эмоциями, хорошей адаптацией к данной ситуации, непринужденностью собеседника.
Переменчивая поза собеседника при недостатке напряжения, частая смена основной опорной ноги в позиции ступней означает неуверенность, недостаток твердости, дисциплинированности, слабой воли, мягкости, стремлении к комфорту, боязливости, внушаемости, ненадежности. Покачивание и приподнимание на носки, постоянное резкое приподнимание собеседника может означать подготовку активного движения вперед, готовность к действию, агрессивная установка или борьба, заносчивость. В любом случае, язык тела гороворит о том, что ему не хватает «устойчивости» в управлении эмоциями.
Поза собеседника с широко расставленными ногами означает в потребность к самоутверждению, сильная потребность в высокой самооценке, как компенсации чувства агрессии и неполноценности.
Заметно развернутые наружу носки ног собеседника ( «походка павлина» ) означает сомнения, самоуверенность, самодовольство, самомнение, тщеславие в управлении эмоциями. При этом возможно, также, выпячивание живота, отклонение назад верхней части туловища (ходьба в развалку). Так же может означать абсолютную наивность. Поза собеседника в языке тела, при которой носки ног «смотрят» во внутрь может означать внутреннюю слабость, неуверенность в себе.
ПОХОДКА Походка человека - важный информативный аспект в невербальном общении. Через походку передаются отношение как к собеседнику, так и к самому себе. Походка человека характеризуется ритмичностью, величиной шага, скоростью, степенью напряжения тела, давлением на поверхность, формой и протеканием движений.
Ритмичная походка человека (расслабление и напряжение сменяются ритмично, движения плавно перетекают друг в друга) - означает приподнятое и уравновешенное настроение, готовность к действиям. Нарушение в ритмичности (запинающиеся, заминки, спотыкания) - значат что человек ощущает себя не в «своей тарелке» , неуверенность, замешательство, уход в себя, задумчивость, недостаток внутренней свободы, робость. Все эти черты говорят о внутреннем противодействии человека в управлении эмоциями. Равномерная походка человека (прямолинейный напряженный тип движений, преобладание напряженности) - означает волевую деятельность, стремление к цели. Чем более равномерна походка, шире шаг, прямолинейнее линия движения, более наклонена вперед верхняя часть туловища - тем больше эти желания выражены. Широкий шаг походки (у мужчин чаще) - означает направленность движений на собеседника, целеустремленность, эмоциональность, предприимчивость, деловитость, непринужденность, рвение.
Короткий маленький шаг походки (чаще у женщин) значит направленность движений на свои переживания и мысли. Осторожность, расчет, быстрое мышление, приспособляемость, быстрые реакции, сдержанность. Подчеркнуто широкая, медленная походка человека означает демонстративность, пафос. Если сильные и тяжелые движения - демонстрация окружению своей силы и значимости. Мелкие и быстрые шаги с нарушением ритмичности походки - означают боязливость, взволнованность, уклонение от контакта, движение от опасности. Расслабленность походки - может означать безразличие, отсутствие интереса, отвращение к принуждению и ответственности. У молодых людей, как правило - незрелость, снобизм, недостаток самодисциплины. Шаркающая «провисающая» походка, несколько тяжелые и расплывающиеся движения - означают отказ от волевых усилий, стремлений, медлительность, вялость, леность. Твердая, угловатая, «деревянная» походка (неестественное напряжение в ногах) - означает робость, зажатость, неспособность к проявлению и управлению эмоциями, излишняя твердость, перенапряженность. Неестественно прерывистая походка, большие и быстрые шаги, размахивание руками взад-вперед - демонстрируемая и реальная активность, страдания по поводу реализации своих желаний, бессодержательная занятость.
СИДЯЧИЕ ПОЗЫ ЧЕЛОВЕКА Закрытая посадка (ноги и ступни сомкнуты) означает боязнь идти на контакт в эффективном общении, педантичность, восприимчивость, корректность, неуверенность в себе и своих силах. Беззаботно открытая посадка (широко расставленные ноги) - означает крайнюю беззаботность, стремление к уюту, леность, недостаток дисциплины, невоспитанность, бесцеремонность в общении. Ноги положены одна на другую - означает стремление устроиться поудобнее, самоуверенность, независимость. Так же от ситуации: благодушное настроение, применяется так же в виде компенсации, чтобы побороть чувство неполноценности, обрести внутреннюю уверенность, преодолеть зажатость или некоторый эффект симптома напряженности.
Ступни цепляются за ножки стула или одна нога лежит на другой, верхняя цепляется за нижнюю - означает в языке телодвижений интенсивно-неосознанное желание обретения внутренней уверенности либо просто поудобнее расположиться. Удобная широкая посадка, на всю поверхность стула, одинаково широко, расслабившись (чтобы встать, необходимо сначала изменить позу) - означает позитивный настрой, внутренний покой, доверительность, защищенность, бесхитростность, наивность, пассивность, может также быть внутренняя физиологическая слабость. Посадка на краю стула, спина выпрямлена и полная обращенность к партнеру в общении - означает высокую степень интереса к предмету, которая основана на сильной концентрации воли в процессе долгого промежутка времени. Она чаще всего заметна во время переговоров, в которых речь идет об актуальных или важных проблемах, с активным руководителем переговоров либо во время концентрации на партнере, находящемся в таком же самом состоянии. Хорошая непринужденная осанка, прямая спина сидящего человека - означает высокую открытость и восприимчивость к окружению, способность немедленного использования внутренних сил, управление эмоциями, свобода от ограничений, чувство безопасности и доверие к себе. Отжимание плеч назад - означает чувство силы, собственные возможности, предприимчивость, активность, решимость к действиям, возможная собственная переоценка в управлении эмоциями.
Посадка с постоянной готовностью к действию, с напряженностью во всем теле, верхняя часть тела прямая но чуть-чуть наклонена вперед, позиция ног и ступней в готовности к моментальному подъему человека. Эта поза характеризует неуверенных и боязливых натур (пассивная реакция) либо злобно-недоверчивых (активная реакция). Плохая вялая осанка, сутулая спина сидящего человека - означает смирение, угодничество, покорность. Поза конвенционного рода (две или одна рука в кармане, руки за спиной либо скрещены на груди) означает несамостоятельность, необходимость в тайном включении себя в общий порядок. Поднятые высоко плечи с немного сутулой спиной и немного втянутым подбородком (наклоненная голова, «втянутые плечи» ) - означает чувство угрозы и как следствие, защитное поведение, беспомощность, хронический страх, боязливость, нервозность, неуверенность в общении. Попеременное опускание и поднимание плеч означает сомнения, скепсис, раздумья.
ВОПРОС 2. Жестикуляция
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ 1. Жесты иллюстрирования К первой группе жестов в языке телодвижений относятся те, движения которые собеседник использует при иллюстрировании своего сообщения в общении. 2. Жесты приветствия и прощания Ко второй группе в языке телодвижений относятся жесты приветствия и прощания, привлечения внимания, угрозы, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразнящие. Они замещают в речевом сообщении элементы языка жестов и телодвижений и понятны без речевого контекста. 3. Жесты –знаки
Жесты адаптеры - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Ими могут быть: подергивание или почесывание собеседником отдельных частей тела; похлопывание собеседника, подергивание; перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой, поглаживание. Жесты оценки - почесывание подбородка собеседником, вытягивание указательного пальца вдоль щеки. Жесты уверенности - соединение пальцев рук в пирамиду куполом вверх. Жесты неискренности прикосновение к носу, прикрытие рта рукой, потирания глаз собеседником.
Знаки силы: пальцы согнуты или сжаты в кулак. Говорит о желании придать словам значимость Хватающее знаки: пальцы растопырены и вытянуты в согнутом положении говорит о поиске идеи Протягивание рук: ладонь вверх, означает просьбу Указательный палец: вверх обратить внимание, в сторону – угрожающий жест. Ладони вниз: защита от чего-то неприятного
Руки за спиной: выжидательное поведение, стремление никого не беспокоить Руки перед туловищем: готовность к манипуляциям В карманах: безразличие, отсутствия интереса Пальцы (ручка) во рту: неуверенность, беспомощность, задумчивость, замешательство Поглаживание лба – желание избавиться от мыслей. Жест рука-рука: необходимость защиты, попытка найти решение, нервозность, скованность, смущение.
ВОПРОС 3. Мимика
МИМИКА БЫВАЕТ ВЫРАЖЕНА В ТРЕХ ПОДВИЖНОСТЯХ: Сильно подвижная. Свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, а так же о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая мимика характерна для импульсивного поведения. Малоподвижная мимика. Указывает на постоянство психических процессов. У таких людей редко изменяющееся устойчивое настроение. Монотонность и редкая смена форм. Слабая импульсивность, часто меланхолические двигательные реакции, скованность. Такое поведение характерно при монотонных душевных состояниях (скука, печаль, равнодушие, депрессивный ступор)
ЛОБ продольные морщины над переносицей часто называются морщинами концентрации. Напрягается внутренняя мускулатура глаза и фиксируется зрачок. Взгляд направляется в определенную точку. Такое поведение говорит о физическом или психическом напряжении. Причинами возникновения таких морщин становятся решимость, упрямство, своенравие, недовольство или раздраженность. Этот вид морщин появляется по двум причинам: защита глаз и фиксация направления взгляда. поперечные морщины. Возникают приподнятых бровях и широко раскрытых глазах. Свидетельствуют о желании воспринимать как можно больше. Такие морщины часто называют морщинами внимания. Отображают страх, ужас, непонимание, удивление, неожиданное просветвление. волнистые морщины. Если вертикальные и горизонтальные морщины сливаются друг с другом то образуются волнистые морщины. Это говорит об удрученности или беспомощности.
ГЛАЗА. СТЕПЕНЬ РАСКРЫТИЯ: Вытаращенные глаза, часто при этом отмечается и раскрытие рта. Эта мимика свидетельствует, что из излагаемой информации ничего не хотят упустить. Причиной такого раскрытия глаз могут быть как положительные (восхищение, удивление) эмоции так и чувство угрозы, страха, ужаса, сильное любопытство, надежда. Полностью раскрытые глаза. Говорит о готовности вступить в контакт, открытости по отношению к внешнему миру и внимании. Такое раскрытие говорит о готовности к интеллектуальному восприятию, свидетельствует об интересе. Потупленные глаза Такое положение верхнего века не позволяет получить четкого изображения на сетчатке, поэтому в этот момент у человека отсутствует активный интерес. Причина либо утомление, либо скука. В качестве привычной мимической формы свидетельствует о равнодушии, вялости, надменности. Приоткрытые глаза Это позиция между потупленными и прищуренными глазами. Как непосредственная реакция означают концентрацию умственных процессов. Для того чтобы не отвлекаться фиксируется та или иная точка пространства. Прищуренные глаза. Показывает вынужденную меру защиты и вызывается, как правило, болезненными или обременительными раздражителями. Кроме этого, служат выражением общего дискомфорта: физической болью, неприятными мыслями. Прищуривание одного глаза. Используют для тайного изъяснения. Воспринимается как кокетство, особенно если голова наклонена набок и мимика сопровождается улыбкой. Так же типично такое прищуривание для лукавых. Глаза, закрытые без напряжения. Выражают самоизоляцию от внешних впечатлений и уход в себя. Обычно, тот кто закрыл глаза не хочет, чтобы его беспокоили. Так же закрытие глаз говорит о том, что дальнейшее обсуждение не
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ПРАВША СМОТРИТ НА ВАС Визуальное конструирование Аудиальное конструирование в том числе речь Кинестетическое вспоминание Визуальное вспоминание Аудиальное вспоминание Внутренний диалог, контроль речи
РЕАКЦИЯ ЗРАЧКА
ВИДЫ ВЗГЛЯДОВ Глаза в глаза. Предполагает большую открытость и высокую степень доверительности взаимоотношений. Свидетельствует о согласии. Взгляд прищуренным глазом. Служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и агрессии. Взгляд глаз параллельно направленных на небольшое расстояние. Характеризует задумчивого человека, погруженного в свой мир. Часто используется в тех случаях когда хотят продемонстрировать, что человек для вас пустое место. Прямой взгляд. Свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении. Если при этом глаза широко открыты и человек смотрит в лицо, то это говорит о готовности к общению и откровенности. Взгляд сверху вниз. Увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину чувство превосходства. Возникает из-за высокомерия, гордости, стремления властвовать и презрения. Взгляд снизу выражает подчинение Блуждающий взгляд. Выражает интерес ко всему сразу, либо ни к чему. Если взгляд блуждает вертикально по лицу это свидетельствует об повышенном интересе. Если другая мимика отсутствует, тогда этот взгляд выражает оценку, трезвое взвешивание. Фиксированный взгляд. Сопровождается сужением зрачка и концентрированным напряжением мимики, говорит об ощущении собственной силы. Часто выражает непосредственный конкретный интерес.
ОБЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ Эмоциональные состояние протеста - уголки рта чуть приподняты, рот слегка приоткрыт. Эмоциональные состояние удивления - максимально открытый рот - если же это выражение лица сопровождается широкооткрытыми глазами, поднятыми вверх бровями, горизонтальными складками на лбу, то она выражает наивысшую степень удивления. Эмоциональные состояние озабоченности (вытянутые в «трубочку» губы) очень часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту. Открытый рот ( «отвисающая» челюсть) - означает на только эмоциональное состояние удивления, но и так же неспособность в данный момент принимать какиелибо решения. Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) - свидетельствует о твердом характере, часто об нежелании продолжать разговор, об отрицании возможности идти на компромисс о не эффективном общении. Сжатый рот (вытянутые побелевшие губы, узкая полоска рта) - значит отказ, упорство, отрицание и возможную жестокость, досаду и упрямство. Вытянутое лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ - такое расслабление в языке телодвижений показывает обиду, разочарование, тоску, пессимизм, грусть. Опущенные уголки губ при напряженном рте (сомкнутые губы) характеризуют активно-негативную позицию собеседника в общении, злость, пренебрежение, отвращение, насмешку, досаду, издевательство. Испытующее выражение лица собеседника (вытянутые вперед губы, возможно, приоткрытые или неплотно закрытые) - это эмоциональное состояние в языке мимики возникает при экспертизе, оценивании.
Элементы Эмоциональное состояние в языке мимики Части лица Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость Положение рта Открыт Закрыт Обычно закрыт Губы Уголки опущены Форма глаз Раскрыты, сужены Сужены Яркость глаз Блестят Положение бровей Сдвинуты к переносице Уголки приподняты Сужены Широко раскрыты Прищурены или раскрыты Тусклые Не блестят Блестят Сдвинуты к переносице Подняты вверх Уголки бровей Внешние Внутренние приподняты приподняты Лоб Вертикальн Горизонталь ые складки ные складки Подвижность Динамичное Застывшее лица лицо Застывшее лицо Динамичное лицо
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Невербальная сторона делового общения.pptx