Психофизические взаимосвязи дыхание пение.ppt
- Количество слайдов: 29
"Нет предела совершенству" Презентация студента 5 курса ф. Искусств ЧГУ ПОПОВА Р. В. по диплому на тему: ПСИХО-ФИЗИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕВЦА. Метод профессора Бутейко, применимо к певческому диафрагматическому дыханию. Культура и феномен сознания во взаимосвязи с певческим дыханием, как единый путь достижения результата.
ВВЕДЕН ИЕ В ВЕДЕН Творческий труд певца-вокалиста связан со множеством трудностей и открытий, что неразрывно с жизнью самого певца, как психической, физической так и духовной.
Так как искусство и культура в целом, а в частности профессия певца и актера, очень тесно связана с УПРАВЛЕНИЕМ ЧУВСТВАМИ – эта работа может натолкнуть на новые открытия в этих областях. Но возможности, открывающиеся этой работой видятся мне поистине безграничными: от исцеления практически любого физического заболевания до раскрытия в себе таланта, вдохновения, и харизмы.
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЧЕЛОВЕКА. ДЫХАТЕЛЬН ЫЙ ЦЕНТР ЧЕЛОВЕКА. ПСИ ХО-ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕНИЯ. ПСИХО-ФИЗИЧЕСК ИЙ АСПЕКТ ПЕНИЯ. Все элементы дыхательного центра обладают своими функциями (см. рисунок). Например, от центра 1 (в коре головного мозга) зависит произвольный вдох по сознательному желанию человека, а от шейного отдела 5 зависит бессознательный (автоматический) вдох диафрагмой.
Так, например, чтобы включить вокальный аппарат полного диафрагматического вдоха с последующей задержкой межреберными мышцами, необходимо как минимум не работать с 1 по 4 мозгу (см. в схеме, нумерация сверху вниз) и, наоборот, включить 5 и 6 мозги и т. д. Обычному человеку, все это сделать сознательно по ежеминутному желанию не представляется возможным, поэтому в ход вступают чувства, которые могут комплексно согласовать работу нескольких частей дыхательного центра в одном чувстве.
Например, у канатоходца, все знания его искусства могут вылиться в одно чувство уверенности в успехе, а опыт художника – в любви и вдохновении к своему мастерству. Так у профессионального певца вся сложная цепочка работы дыхательного центра интегрирована и сокрыта в его чувствах. Все знают вокальные установки, например, эффект удивления (который отключает головную часть дых. центра), чувство любви и свободы (комплексно включает 5, 6 части дых. центра и отключает 1
БОЛЕЗН Ь ЦИВИЛ ИЗАЦИИ БОЛЕЗ НЬ ЦИВ ИЛИЗА ЦИИ ГЛУБОКО ГО ДЫХАН ИЯ (ГД) И М ЕТОД В ЛГ Д БУТЕЙКО. И МЕТОД В Наш русский ученый К. П. Бутейко открыл, что главной причиной множества нарушений и болезней в организме (бронх. астма, хрон. бронхит, стенокардия, гипертония) является неправильное функционирование дыхательной системы, неправильное дыхание. Свое открытие назвал БОЛЕЗНЬЮ ГЛУБОКОГО ДЫХАНИЯ (ГД) – альвеолярная гипервентиляция легких, вызывающая возникновение дефицита СО 2 в легочных альвеолах и артериальной крови.
Причины возникновения этой болезни связаны с пассивным образом жизни современной цивилизации. (преобладающей жизнью в помещениях, отсутствием подвижности, тяжелой неестественной для организма пищи) Болезнь ГД определяется и исцеляется нормализацией процесса дыхания специальными упражнениями. Это открытие получило название метод Волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) и завоевало мировое признание. Дыхание является одним из главных факторов, определяющих обмен веществ в организме. Сделав автоматическое дыхание правильным, тем самым можно улучшить обмен веществ и исключить проявления ряда симптомов и синдромов, влияющих на профессионализм и жизнь певца.
На большом ряде исследований профессиональных певцов (а так же просто успешных и гармоничных людей) мною было замечено, что их профессионализм и успех прямым образом зависит от степени гармоничности их дыхания, а методика проф. Бутейко прямым образом воспитывает гармоничное, естественное, правильное, то есть вокальное дыхание.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И ДР. СИСТЕМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБМЕНОМ ВЕЩЕСТВ И РАБОТОЙ ДЫХАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА. Если в обмене веществ возникают диспропорции и нарушения, то неизбежно это сказывается на работе всех объектов модели, включая сознание и дыхание.
Дыхание, как способ саморегуляции, самоисцеления (как психического так и физического состояния) будет самым естественным, простым и действенным в условиях жизни современного человека. Др. кит. мудрость: "научись управлять своим дыханием и научишься управлять своей жизнью". По дыханию же можно определить уровень сознания, нравственности певца и наоборот: культурность и нравственная чистота певца будут влиять на естественность и профессиональность певческого дыхания. Научные открытия подтверждают, что за последние несколько тысяч лет содержание углекислого газа в атмосфере значительно уменьшилось, что и привело к уменьшению жизнеспособности человека и потребности дышать неестественно глубоко.
Но на спасение, в легких человека есть постоянный, не расходуемый объем воздуха, (около 2 л. ) который при вдохе не меняется. Именно здесь организм и поддерживает нужную концентрацию СО 2. Именно на эту цель и направлен Метод ВЛГД. Нормализация уровня СО 2 здесь – приведет к полному исцелению человека. Образно, весь процесс добычи энергии из кислорода можно сравнить с двигателем внутреннего сгорания, с выделением СО 2. Чем больше уровень СО 2 тем больше полезной энергии вырабатывается. Рассмотрим психо-физич. взаимосвязь: Нездоровое тело или отрицательное влияние внешних факторов на тело ведет к ухудшению психического состояния и неспособности эволюционировать (вспомните пример с больным зубом).
В таких случаях человек ищет способ удовлетворить естественное желание комфорта. Удовлетворению желания посвящена вся неэволюционная, эгоистичная жизнь. Таким образом – неправилное дыхание ведет к дискомфорту(нездоровью) тела, что вызывает чувство неудовлетворенности. Чаще всего человек не может определить истинную причину этого желания (причинанеправилное дыхание) и начинает пользоваться всеми способами развлечений «цивилизации» по удовлетворению желания. Нарушается эволюция (процесс познания мира, а не удовлетворение только тела), что ведет к еще б. Ольшему нарушению физического состояния и соответствующих процессов (в т. ч. Дыхания, а значит и пения). Вся эта цепочка неизбежно влияет на сознание человека, его культурный и нравственный уровень.
При физической или психической боли направленность мышления на общее благо общества заменяется личным желанием исцелиться (расслабиться, насладиться и т. д. ). Если оно не реализуется в действии, неудовлетворенность ведет к болезни тела и деградации психики, а так же к нарушению работы дыхательного центра и как следствие неспособности правильно, свободно дышать и петь. И наоборот: при полной удовлетворенности и комфорте – сознание способно очень глубоко и плодотворно изливаться на мир. Проктически не концентрируясь на теле. Это происходит при достаточном потенциале энергии, которая получается в организме из кислорода, путем его реакции в легких.
Из неудовлетворенности рождаются все отрицательные эмоции, они нарушают правильность дыхания (пения) и ведут к болезням.
И наоборот, положительные чувства влияют на гармоничность работы не только психики, но и здоровье самого человека (этот опыт, думаю, имел каждый). Дыхание (пение) становится естественным и правильным. Позитивные эмоции побуждают человека действовать ради общего блага, не думая о себе, что является необходимостью в профессии певца.
Обобщая, можно сделать вывод, что профессия певца, основанная на дыхании, как следствие тесно связанна с психикой и физикой. Певец должен знать и управлять этими процессами, найти некий ритм, постоянство и упорядоченность этих составляющих его равновесия, от которого зависит гармоничная работа сложного дыхательного центра человека.
К примеру: чем больше я ем сверх естественной потребности, тем больше организму требуется энергии на обменный процесс, растет недостаток энергии, как следствие психическая неудовлетворенность. Которая по сути является лишь иллюзией потребности, вызванной неправильной работой организма, в частности не удовлетворительным количеством углекислого газа в крови, нарушающим естественный обмен веществ. Это выливается, к примеру, в патологическую (иллюзорную) необходимость найти для себя развлечения и эмоции, включая мнимую потребность в еде, сне и др. функциях.
Для правильного преодоления болезни профессором Бутейко предлагается ОСОЗНАННО СТЕРПЕТЬ это мнимое желание и направить комплекс действий на устранение его причины - Глубокого дыхания. Иначе, естественного, эволюционного, автоматического (подсознательного, природного) хода всех процессов жизнедеятельности в организме уже не хватает. Человек может поддаться иллюзии желания, начнет реализовать свою неудовлетворенность (тратить время и силы организма), все больше уходя в сторону заблуждения, а соответственно и нарушения эволюционности и ественности всех процессов жизнедеятельности.
Вышеизложенное доказательство профессором Бутейко названо Болезнью ГД и является как физической так и психической проблемой. Системы тела вынуждены тратить энергию на излишний, непотребный обмен веществ, а психика на грубые, более низкие вибрации чувств, приносящие страдание. За нижние вибрации на шкале принимается вибрации телесного порядка, за высокие – эстетические чувства красоты, любви и т. д. Образуются привычки – признаки патологии, болезни психики, причины которых как уже доказано кроются в дыхании. И как следствие – дезорганизация всей жизни индивида и общества.
И наоборот: человек удовлетворенный (вдыхающий достаточно мало и редко кислорода, и потребляющий норму пищи) – живет достаточно автоматически, естественно и эволюционно (без участия сознания, которое таким образом, освобождаясь, может эффективно познавать мир) – организует свою жизнь не отвлекаясь на себя как тело, но сосредоточив все силы на эволюции сознания и службе обществу-своей главной человеческой составляющей.
Издревле все практики сводились к различного рода "лишениям" от излишков (желаний). Это ритмичный труд, посты и аскезы, отшельнические уходы в пустыню от общества, и закаливания холодной водой и употребление неприятной пищи с целью уменьшения излишков, спорт и т. д. Все эти способы вели к некоторой жертве личными желаниями и установлению эволюционного состояния жизни, без отвлечения сознания на физическую природу в угоду психической и нравственной.
Главным показателем и регулятором этого процесса, согласно теории профессора Бутейко и моим исследованиям служит дыхание человека.
ЗА КЛЮЧЕНИЕ ЗАКЛ ЮЧЕНИЕ В заключении о психо-физических взаимосвязях в общем хочется отметить научно подтвержденное знание, что у певца по роду профессии устанавливается правильное дыхание, и он начинает естественно, эволюционно дышать и как следствие жить. И наоборот, для профессионального роста и развития певца (что подтверждено моим личными наблюдениями и обучения у ведущих педагогов, а так же опыт наблюдений за профессиональными певцами и вообще целостными, удачливыми, гармоническими людьми в самых разных областях жизни) нужно понять, что правильное дыхание это неотъемлемая часть физического, психического, нравственного состояния личности и эволюции в целом.
Поэтому Дыхание как предмет изучения должен присутствовать в жизни каждого сознательного человека, включая детей. Методы контроля и дисциплины дыхания должны быть введены повсеместно, где не чужд дух эволюции и простое человеческое желание быть счастливым, здоровым и развиваться. Контролируя своё дыхание, человек может избавиться от ненужных желаний (как физических, так и психических), нормализовать свое здоровье, достичь глобальных задач и целей человека и осознанности, объединенных понятием Культуры (лат. Почитание Света) в самом широком смысле этого слова, как всем прекрасным, эволюционным, жизненным.
Комплексное стремление к прекрасному, познанию нового, постоянный вдохновенный труд на благо общества, бескорыстные чувства веры, любви, правильное естественное дыхание, легкое редкое, здоровое натуральное питание, очистят тело и сознание человека и помогут достичь самых высоких результатов в осмысленности жизни, ощущении радости в труде и общении.