e2a10bd29eec10ecfb204f7090ee0c83.ppt
- Количество слайдов: 65
Несвиж это небольшой белорусский городок в 100 км от Минска (столицы Беларуси). В Несвиже проживает около 47 тыс. человек. Город стоит в живописном месте, на слиянии двух рек: Уши и Немана.
Дворцово-замковый ансамбль Несвижа заложен 1584 году первым ординатором Несвижским князем Радзивиллом Сироткой. На начальном этапе строился по проекту Д. М. Бернардони. Вобрал в себе черты архитектуры ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна. После того как замок покинул последний отдыхающий санатория, который был развернут в стенах замка в советские времена, очень много воды утекло. . . Уже второе десятилетие замок находится на реконструкции - и конца ей не предвидится. . .
Первые упоминания о Несвиже относятся к 13 веку. Вплоть до 16 века о городе известно мало. Подлинную славу принесли Несвижу князья Радзивиллы. В 1583 году самые знаменитые и самые таинственные белорусские аристократы выбрали тихий и небольшой городок в качестве своей резиденции. Радзивиллы практически заново отстроили Несвиж. В городе были заложены храмы, соборы, монастыри. Здесь князья основали одну из первых в Беларуси типографий, где была напечатана первая книга на белорусском языке. Мост через реку в Несвижском доврцово парковом комплексе
Несвижский Замок Радзивиллов Подсобные помещения Несвижского замка, увитые лозой Самой грандиозной постройкой города стал Несвижский замок – дворец, возведенный по проекту архитектора Бернардони. Этот дворец сохранился в Несвиже до наших дней. Он является одной из составляющих Несвижского дворцово паркового ансамбля. Не так давно эта Несвижская достопримечательность была включена ЮНЕСКО в Список мирового наследия.
Несвиж овеян тайнами и легендами. Своей таинственностью он обязан в первую очередь клану Радзивиллов. Судьба знатного рода тесно переплелась с судьбой города. Среди городских легенд самые известные это история о Чёрной Даме призраке Несвижского замка, и о сокровищах Радзивилов. По слухам, сокровища спрятаны где то в районе замка. Одна из башен Несвижского Дворца
Черная Дама Несвижа Дворец Радзивиллов в Несвиже это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси. Известно, что в замке обитает привидение. Призрак это дух Барбары Радзивилл, супруги польского короля Сигизмунда.
Согласно легенде, Барбара вышла замуж за Сигизмунда в тайне от польского королевского двора. В скором времени после тайной женитьбы, скончался отец Сигизмунда польский король и королевский престол перешел к Сигизмунду. По существовавшим в те времена правилам, Сигизмунд должен был укрепить государство хорошим браком. Двор не знал о женитьбе молодого короля, поэтому придворные незамедлительно стали искать невесту. Возглавила поиски мать Сигизмунда Бона Сфорца "Загадай желание" или "Волшебный камень" в Замковом парке Новость о том, что у короля уже есть жена, была ей неприятна, однако свергнуть невестку законно у Сфорцы не было возможности. Бона поступила как настоящая итальянка. Со всем двором она съехала в Италию, но оставила лекаря, который приготовил доля Барбары яд. Барбару отравили. Ее похоронили в Кракове.
Однако Сигизмунд, сильно любивший Барбару, не желал смиряться с ее смертью. Король решил с помощью алхимиков и магов вызвать душу покойной супруги. По правилам, во время спиритического сеанса, король не должен был касаться призрака Барбары. Когда все необходимые ритуальные действия были закончены, и в комнате появился дух Барбары, король не удержался, кинулся к своей возлюбленной и дотронулся до нее. В тот же момент в комнате что то взорвалось, пошел трупный запах… Говорят, что с тех пор призрак Барбары не мог найти себе покоя. Считается, что призрак после смерти короля поселился в Несвижском замке. Как правило, дух Барбары появляется в Несвижском дворце ночью, в первом часу. По преданию, своим появлением душа Барбары предупреждает о грядущих бедах. Ее видели во Дворце как раз накануне сильного пожара в 2002 году, когда сгорела большая часть дворца.
Современный Несвиж это один из культурных и туристических центров Беларуси. Здесь ежегодно проводятся фольклорные фестивали и недели белорусской культуры.
Несвиж. Городская ратуша в Несвиже построена в конце 16 столетия. Это своеобразный памятник свободам, дарованным городу магдебурским правом. И по сей день это одно и самых высоких строений города. Нетрудно догадаться, что в средние века башня ратуши была одновременно и дозорным пунктом, предупреждающим жителей о приближении вражеских полчищ к стенам города и пожарной каланчой. . . А само здание ратуши - и центром городской власти - здесь был кабинет бургомистра, и "нацбанком" - здесь хранилась городская казна, и "Госдумой" - здесь проходили заседания магистрата, и домом культуры - здесь проходили театральные представления. . .
Фарный костел наисвятейшего божиего тела в Несвиже. Сооружен в 1593 году по проекту итальянского архитектора Джованни Мария Бернардони Первый на территории Восточной Европы памятник архитектуры барокко. Богато и внутреннее убранство костела - особенно восхищают настенные росписи, росписи купола и потолка, выполненные в духе итальянских мастеров эпохи Возрождения! Этот костел является родовой усыпальницей рода Радзивиллов.
Итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони Скульптурный портрет в одном из парков Несвижского дворца
Сымон Будны. (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, — 13. 1. 1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиознонационального движения Великого княжества Литовского. Происходил из среды мазовских или западнорусских мелких дворян. Окончил Ягеллонский университет в Кракове, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Начал деятельность в 1558 в качестве кальвинистского проповедника. Организовал в Несвиже типографию, где в 1562 издал на белорусском языке «Катехизис» и др. книги. Памятник Сымону Будному в Несвиже
Коссово — город, расположенный недалеко от районного центра Ивацевичи, известен памятником архитектуры — дворцом Пусловских. Дворец этот был заложен в 1838 г. на западной окраине поселения как загородный усадебный ансамбль с большим парком. В строительстве дворца и разбивке парка принимали участие архитекторы Ф. Ящолд и В. Маркони. Дворец, обладая широко развитой композицией, свойственной классицизму, наделен крепостными башнями и башенками в духе готической старины, представляет романтическое течение в архитектуре середины XIX в.
Подражательство художественным стилям прошлых веков отчетливо прослеживается на фасадах. Зубчатые завершения многогранных башен, оконные и дверные проемы стрельчатого очертания, щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах, карнизы, похожие на крепостные машикули, и другие детали явились искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья. Во время последней войны дворец сгорел, но и поныне он впечатляет своими размерами и экзотикой декоративных элементов.
Часовня католическая Церковь св. Антония
Город этот расположился на равнинной местности в живописном междуречье притоков Немана — Жижмы, Лидеи (или Лидейки) и Дитвы. Здесь уже в средневековье скрестились важные пути дороги. Они соединяли Лиду с Новогрудком, Вильно, Гродно, Слонимом и Минском. Сегодня это второй по величине город Гродненщины — живет в нем более 100 тысяч человек. Костел Божиего милосердия. Как ни соблазнительно связать название города с некоей романтической женщиной Лидой, скрытой от нас плотной завесой времени, приходится считаться с тем, что имя Лидия (Лида), древнегреческого происхождения, прижилось у нас только в ХІХ веке, когда город давно уже стоял. Означает это имя «рожденная в Лидии» (ныне это территория Турции). Точки над «i» ставит топонимический словарь. Название нынешнего районного центра Гродненщины пошло от литовского слова «лидимас» , по белорусски — ляда, по русски — вырубка, освобожденное от леса место. Хотя в Гамбургской летописи утверждается, что Лида возникла в 1180 году, историки, сопоставив документы, пришли к выводу, что «годом рождения» Лиды следует считать 1380 год. Археологи, за которыми последнее слово, утверждают, что «древнюю Лиду надо еще отыскать» . Как бы то ни было, вот уже на протяжении шести с лишним веков жизнь города связана с его главной исторической достопримечательностью — замком.
Замок и его время Лидский замок возник в те тревожные времена, когда натиск крестоносцев на белорусские и литовские земли достиг наибольшей силы. Обосновавшись в Прибалтике в начале ХІІІ века, Ливонский и Тевтонский ордены образовали в 1237 году конфедерацию, провозгласившую своей целью христианизацию последнего острова язычества в Европе, заселенного балтскими племенами. На протяжении почти двухсот лет исторические хроники изобилуют датами походов как с запада на восток, так и в ответ — с востока на запад. В каменном щите цитаделей — Вильно, Троки, Медники, Крево, Гродно, Новогрудок, — которым отгородилось Великое княжество Литовское от рыцарского воинства, Лидский замок занял свое почетное место. Этот форпост принеманских земель был заложен в 1323 году великим князем Гедимином и строился около 5 -7 лет. За это время было создано могучее сооружение, удобное для надежной обороны. Удачно использовав рельеф местности, строители выбрали болотистую низину. Там, где речка Каменка впадала в Лидею (сегодня Лидея превратилась в ручеек, а Каменка и вовсе пересохла), и был возведен замок на искусственной возвышенности, насыпанной из песка и гравия. Дивясь художественному совершенству, практической целесообразности, редкостному долголетию сооружений минувших эпох, мы зачастую весьма смутно представляем себе технические условия создания этих памятников. А между тем, говоря современным языком, простой арифметический подсчет объема выполненных строительных работ способен зазвучать настоящим апофеозом поистине титаническому труду наших пращуров. Двадцать три тысячи кубометров валунов и около полутора миллионов кирпичей легло в Лидскую крепость! К этому следует добавить, что Лидский замок был в полном смысле каменным — ведь камнем были замощены откосы замкового холма и внутренний двор. Сегодня даже трудно себе вообразить, что являла собой замковая повинность, которая страшным бременем ложилась на плечи оторванных от дома, семьи, хозяйства ремесленника и крестьянина-хлебопашца. Несомненно, замок строили прежде всего сами горожане, а также крестьяне из ближних и дальних деревень.
В плане он напоминает собой трапецию, большее основание которой обращено на север, откуда вероятнее всего было ожидать врага. Широкий и глубокий ров, соединивший речки, отделил замок от города и замкнул вокруг него водное кольцо. Стены толщиной внизу 2, а наверху — 1, 5 м поднимались на высоту 12 м. Они были сложены из больших камней валунов. Углы башен, парапет боевой галереи, архитектурные детали, а также декоративные пояса на стенах были выложены из красного кирпича, что придавало постройке особую выразительность и живописность. Два входа прорезали толщу восточной стены недалеко от северо восточной башни. Малые ворота использовались постоянно. Большие открывались, по видимому, для торжественных встреч князя и его гостей. Был в замке и еще один, запасной выход — на южной стене. Это было наиболее спокойное место, защищенное самой природой, и, судя по всему, к этому выходу гарнизон замка прибегал лишь в критические моменты обороны. Две башни располагались по диагонали в северно восточном и юго западном углах замках. Предполагают, что в юго западной башне со времени ее постройки и до 1533 года находилась православная замковая церковь, перенесенная затем в город. Что же касается северо восточной башни, ныне восстановленной, то она появилась позднее возведения стен — в конце ХІV — начале ХV столетия, уже при внуке Гедимина — великом князе Витовте, перестраивавшем замок накануне Грюнвальдской битвы, в которой принимала участие и Лидская хоругвь.
Нынешнее имя города сложилось под влиянием польского языка в XVII веке. В прошлом он был известен под названиями Новогородок, Новогород и др. Местные жители по старой памяти именуют его Нава'градком. Первое письменное упоминание о нем относится к 1044 году и связано с походом великого князя киевского Ярослава Мудрого «на Литву» . Город занимает центральную часть Новогрудской возвышенности, охваченной с севера рекой Неманом, и располагается на Замковой горе (одной из самых высоких точек Беларуси: 323 м над уровнем моря), а также на прилегающих к ней пригорках. Живописная панорама Новогрудка открывается путнику при подъезде к городу с любой стороны. После переноса столицы в Вильню (1323) Новогрудок, оставаясь великокняжеским доменом, по прежнему продолжает играть важнейшую роль в истории Белорусско литовской державы как оборонительный форпост и как кладезь духовности: здесь располагается кафедра Литовско Новогрудской православной, а затем — униатской митрополии. Велик был вклад Новогрудка и в развитие идей Реформации в Беларуси. В 1507 году город становится центром воеводства. Начиная с 1581 года здесь, попеременно с Минском, проводятся заседания Главного литовского Трибунала — Высшего апелляционного суда ВКЛ. Войны середины XVII — начала XVIII столетия, как смерч, сметают многие свидетельства былого величия Новогрудка, но вопреки всему и сегодня хранит он трепетное дыхание минувших эпох. Руины замка и курганы, памятники архитектуры и старинные кладбища, жилая застройка и планировка древнего города, овеянного воспоминаниями о многих замечательных людях, явь и легенды, строки летописи и предания оставляют неизгладимый след в душе каждого, кто ступает на новогрудскую землю.
Гора Миндовга. По преданию, здесь похоронен Миндовг (1195? 1263) — основатель и первый великий князь ВКЛ. В 1253 году Миндовг, вероятнее всего, в Новогрудке (место в письменных источниках не обозначено) был коронован — принял от папы Римского Иннокентия IV титул «короля Литвы» — первого и единственного. Незадолго до смерти от рук своих политических противников он отказался от католичества, был погребен по языческому обряду под курганом, который впоследствии, в XVIII веках, превратился в общего родское христианское кладбище, где до 1920 х годов хоронили как православных, так и католиков. Некоторые надмогильные плиты уцелели. В 1993 году у подножия Горы Миндовга установлен памятный знак.
Руины замка. Замок — древний центр Новогрудка, резиденция удельных князей, а затем великих князей литовских. В начале XI века он был деревянным; в конце XIV столетия появляется каменно кирпичная башня донжон Щитовка, которая в руинах дошла до наших дней. Рядом с ней — остатки Костельной башни. К началу XVI столетия по кромке Замчища располагались уже пять башен, соединенных стенами из кирпича и камня (Малая Брама, Посадская, Дозорца). Две башни (Колодезная и Местская) стояли у подножия Замковой горы — над колодцем и лицом к городу — месту. Новогрудский семибашенный замок был мощнейшим в ВКЛ, выдерживал осады крестоносцев, монголо татар и галицко волынских князей. Замковые сооружения окончательно разрушены во время Северной войны (1700 — 1721). Внутри замкового двора археологи обнаружили следы деревянных и каменных строений хозяйственного назначения, княжеского дворца, а также церкви. В Замковой церкви в 1414 1415 годах проходили созванные великим князем Витовтом церковные соборы, целью которых было провозглашение не зависимой от Москвы православной митрополии ВКЛ. Впоследствии перестроенный в стиле барокко храм служил местом проведения заседаний Трибунала и просуществовал до середины XIX века.
Фарный (приходский) костел Преображения Господня. Заложен, как полагают, в 1395 году Витовтом на месте языческого капища. Костел долгое время был деревянным; только в первой половине XVII века при нем появились две каменные каплицы. Это — памятник «сарматского» барокко, для которого характерен аскетичный облик сакральных сооружений, подобных крепостям. В 1422 году в Фаре были обвенчаны король Польши Владислав II (Ягайло) и княжна Софья Гольшанская, положившие начало династии Ягеллонов, что правили в Польше, ВКЛ, Швеции, Чехии и Венгрии около 200 лет. В 1799 году в костеле был крещен Адам Мицкевич. В святыне покоятся мощи одиннадцати сестер назаретянок из Новогрудка, причисленных Святым престолом в 2000 году к лику блаженных. В храме можно увидеть мраморный барельеф (1643) в память о новогрудских рыцарях, погибших в битве с турками под Хотином в 1621 году, а также икону Божией Матери Новогрудской (в католической редакции), которая исстари почитается чудотворной.
Курган Бессмертия в честь Адама Мицкевича. Насыпан в 1924 1931 годах почитателями таланта уроженца Новогрудчины. Это рукотворный памятник великому поэту, чей голос слышен людям всего мира, гражданином которого он сам себя называл. У подножия кургана — памятный знак. Курган располагается на так называемом Малом замке, откуда, как установили археологи, «есть пошел» Новогрудок. Некогда это было торгово ремесленное поселение, рядом с которым, на Замковой горе, чуть позднее вырос укрепленный детинец, потому и названный Новогородом, или Новогрудком. Малый замок стал, таким образом, его посадом, или окольным градом. Его возникновение датируется X веком. Здесь селились главным образом мастера ювелиры. Специалисты обнаружили богатую коллекцию предметов труда, быта, украшения, привозные вещи, свидетельствующие о разветвленных торговых связях Новогрудка в X—XI 11 веках. Чрезвычайно интересны выявленные учеными жилые постройки (например, двухэтажный «дом боярина» из дерева и кирпича, площадью до 100 кв. м, остекленный и расписанный внутри фресками). Великий поэт Адам Мицкевич. Памятник установлен в Новогру
Западная Двина в Полоцке Полоцк — один из самых древних городов страны. Впервые о нем упоминается в "Повести временных лет" в 862 г. , но в действительности он гораздо старше. Город возник на месте укрепленного валами городища, расположенного в низовье Полоты — притока Западной Двины.
Полоцк упоминается еще в скандинавских сагах; его считают колонией Новгорода. В летописи Нестора под 862 г. сказано: "Рюрик раздая мужем свои грады, овому Полотск". . . Олег в 907 г. "заповеда даяти уклад и на Полотск". Здесь рано появляется самостоятельный князь. Пробыв несколько лет в XVI в. (1563 - 79 г. ) и в ХVII- (1654 - 1667 г. ) под властью московских государей, Полоцк был во владении Польши до первого раздела (1772), когда был причислен к Псковской губернии. В 1777 г. он сделан губернским городом Полоцкой губ. С 1796 г. Полоцк – уездный город Белорусской, с 1802 г. - Витебской губернии. Ювелирная мануфактура. Но по словам современников Стефана Батория, Гейденштейна, Полоцк состоял из двух замков, верхнего и нижнего, и города Заполотья и был окружен со всех сторон глубоким рвом, высокими валами и деревянною стеною. По сообщению Шереметева в 1655 г. верхний замок был укреплен "тыном стоячим", с 9 башнями, нижний - "рублеными тарасами", с 7 башнями, посад - "надолбами". В 1812 г. город, окруженный двойным палисадом и глубоким рвом, был отлично приспособлен к обороне. В настоящее время следов от замков не сохранилось. В XVI в. Полоцк был богаче Вильни и имел более 100000 жителей: в 1780 г. в нем было только 360 деревянных домов, 437 мещан христиан, 478 евреев и незначительное число дворян и чиновников. Уменьшению числа жителей и упадку города способствовали войны, многочисленные пожары, чума 1566 г. голод 1600 г. и 1741 - 1746 г
ПАМЯТНИК СЕМИОНУ ПОЛОЦКОМУ В современном Полоцке есть объекты, представляющие историко архитектурный интерес. Это — Богоявленская церковь XVIII в. в стиле классицизма и монастырский корпус, так называемый дом Симеона Полоцкого в стиле барокко, построенный в конце XVII в. . Черты, присущие барокко, прослеживаются и в доме Петра I, относящемся к концу XVII в.
Вход в музей белорусского книгопечатания. Музей белорусского книгопечатания разместился в Интерьер научной библиотеки бывшем братском корпусе Свято-Богоявленского монастыря.
Спасо Ефросиньевский монастырь в Полоцке. Собор Спасо Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера. Церковь «Тёплая»
Собор Спасо Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном. Собор Крестовоздвиженский Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в. ) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники. Брама колокольня
Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначальном виде собора сведения имеются самые противоречивые. В одних источниках он указан как семиглавый, в других — пятиглавый. В середине XVIII в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли; появились две башни на новом главном фасаде; храм был превращен в униатскую базилику с барочной обработкой (архитектор И. Глаубиц). От собора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов.
Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.
Этот камень когда то лежал на дне Западной Двины близ собора. И появлялся из воды только в засушливые годы. Вот и ходил народ молиться к этому камню. А это все же язычество поэтому и повелел князь Борис высечь на нем крест и сделать надпись: "Спаси нас господи!" "Борисов камень" В советские времена камень подняли на гору и разместили поблизости от собора Св. Софии. Как ни странно, но практически каждый турист считает своим долгом прикоснуться к этому камню.
Некоторые события в Мире вошли в историю, другие забыты временем и ушли в прошлое, уступив место одной большой и живой легенде - Мирскому замку. Сведениями о точной дате сооружения памятника мы не располагаем. Белорусский археолог М. А. Ткачев в своей книге "Замкі Беларусі" ссылается на 1506 -1510 годы. Иногда в литературе встречаются и 1508 -1510 годы как время строительства замка. Эту дату приводил в 30 -е годы нашего века и местный историк-любитель А. Снежко. В Вильнюсе хранится его обширная рукописная монография по Миру и окрестностям. Однако многие сведения из нее - фантазия автора и исторической достоверности не имеют. Во всяком случае, одно ясно - в самом конце XV века замка в Мире еще не было. В 1495 году во владение Мирским имением вступает Юрий Ильинич, представитель знатного феодального рода. Согласно великокняжеской грамоте, выданной еще его предшественникам, он получал в наследование "двор Мир со всеми пользами, доходами, прибылями и выгодами, со всеми к тому двору принадлежащими полями, лесами, дубравами, рощами, сосновыми борами, пчелиными бортями, платными конными выпасами, лугами, пастбищами, озерами, прудами, реками с рыбной ловлей у берегов. . . " Как видно из текста, замок в грамоте не значится. Наверняка о нем было бы записано в первую очередь.
В XIX веке Мирским замком владели графы и князья Гогенлоэ, Берленбурги, Витгенштейны. В 1891 году замок перешел русским князьям Святополк-Мирским. (Кстати, созвучие названия замка и фамилии новых владельцев совершенно случайное. ) В конце XIX века с южной стороны замка был выкопан пруд, разбит пейзажный парк. В 1905 году рядом с замком была построена фамильная часовня-усыпальница. В 1914 году в замке произошел сильный пожар. После пожара замок практически не восстанавливался. Последним владельцем замка был Михаил Святополк-Мирский. Он жил в замке до 1939 года, обновляя по мере возможностей башни и покои.
Впервые Мирский замок письменно упоминается в 1531 году в судебных актах того времени (Литовская метрика) по поводу спора между сыновьями Юрия Ильинича за право наследования. Из-за неразгаданности символов декоративного убранства Мирского замка уже в XVII веке юго-западную башню назвали не каким-нибудь определенным именем, как тогда было принято, а всего лишь "пестрой". Загадочными остаются и знаки на некоторых кирпичах замка. На них изображен круг, испещренный лучевыми или елочными черточками. Предполагают, что при помощи знаков подсчитывали, сколько кирпича привезли на стройку или сколько его уложили в стену. Но, пожалуй, наибольший интерес представляет следующее объяснение: каждое поколение каменщиков прибавляло внутри знака новую черточку как символ преемственности высокого мастерства. Красота и прочность первоначальных замковых стен убеждают в возможности такого предположения. Достоин восхищения и тот титанический труд, какой вложили наши далекие предки в это каменное сооружение. В настоящее время замок реставрируется. Этому предшествовали работы по всестороннему изучению памятника. В них принимал участие и автор издания архитектор В. В. Калнин. Использовав исторические, литературные источники, архивные документы, а также новые данные научных исследований последних лет.
Вид на замок с запада, со стороны пейзажного парка. Мирский замок Вид на южную часть замка. Парадная
Пройдет немного времени, и посетители замка в Мире смогут ознакомиться не только с экспозициями его музеев, но и с технологией исторических художественных ремесел, с образцами изделий самих учащихся. Особое значение для популяризации и возрождения художественного ремесла, возвращения к новой жизни памятников истории и культуры наверняка будет иметь организация и проведение праздника возрожденных ремесел с веселыми ярмарками, показом интересных работ и памятных сувениров, выполненных руками учащихся и зрелых мастеров. Здесь же проходят театрализованные представления. В музее дворцово-замкового быта можно будет познакомиться с фрагментами интерьеров дворцов и замков Белоруссии, с предметами внутреннего убранства XVI-XIX веков. Особое место здесь займут оригиналы или копии изделий местных мастеров XVIII века. Некоторые экземпляры этих изделий можно увидеть в музеях Белоруссии, Государственном Эрмитаже, Третьяковской галерее и других музеях нашей страны. В годы Великой Отечественной войны много художественных ценностей было уничтожено или разграблено фашистами. Некоторые коллекции оказались разбросанными по свету. Из пяти сохранившихся гобеленов, сделанных в Кореличах, что неподалеку от Мира, четыре находятся в музеях ПНР. Изделия из стекла налибокско-уречских мануфактур можно встретить в музеях Кракова, Тарнува, Варшавы и даже в финском городе Турку. Все эти изделия - часть истории художественной культуры нашего народа.
В живописном уголке Республики Беларусь, в верховьях Немана, на реке Щара, там, где в неё впадает река Исса, около восьми столетий назад возник город Слоним. Это один из наиболее древних и красивейших городов Беларуси с богатой и славной историей. По археологическим данным укреплённое селение на территории современного города могло возникнуть в 1036 году. Но на страницах исторических источников, в Ипатьевской летописи, впервые Слоним упоминается под 1252 годом, как Услоним, Васлоним (от восточнославянского слова «услона» , что означает заслон, форпост). В 1591 году при Слонимском старосте Льве Сапеге (подканцлер, а затем и канцлер Великого княжества Литовского, по инициативе и под редакцией которого был напечатан «Статут Великого княжества Литовского» ) король Жигимонт III подтвердил городу право на самоуправление. Герб Слонима «Лис» официально был утвержден 4 января 1591 года. Он показывает принадлежность города Льву Сапеге, так как герб «Лис» стал родовым ещё в начале 15 века. На голубом поле герба изображен стоящий на задних лапах золотой лев, который держит в правой верхней лапе направленную вверх серебристую стрелу с двумя перекладинами на древке. Название герба «Лис» относится к очень далёким временам. В своей книге «Русская геральдика» А. Лакиер писал: «Лис есть серебряное копьё или белая стрела, положенная в красном поле и перекрещенная двумя белыми перекладинами наподобие секир. На шлеме видна до половины выходящая лисица, обращенная влево» . Как видим, в гербе Слонима нет изображения лисы, оставлена лишь эмблема стрелы. Лису заменил лев — самое любимое животное в гербах по их символическому значению. Он представитель силы, мужества и великодушия. Название этого животного созвучно и с именем самого Сапеги. Через посредство герба и своих дел на благо города Лев Иванович Сапега навсегда вошел в историю города.
"Центральный бульвар Слонима" Центральный - по географическому положению и значимости для города, а название, вполне возможно, он носит и другое. На заднем плане Спасо. Преображенский собор
• • • • Конец 8 века Слоним вошел в состав Великого княжества Литовского 1531 год город получил Магдебургское право. 15. 07. 1410 г. Слонимская хоругва (полк) принимала участие в Грюндвальдской битве по разгрому крестоносцев. 1413 год. Слоним стал центром уезда. 1586 год. Городом стал владеть великий литовский канцлер Лев Сапега, после его подканцлер литовский Казимир Лев Сапега, магнаты Огинские. 1591 год. Утвержден герб Слонима: золотой Лев с двойным серебряным крестом со стрелкой на голубом поле. 18 век. Расцвет Слонима связанный с деятельностью великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского (1728 1800). Около 1770 года. В Слониме создан придворный театр. 1795 год. Слоним вошел в состав России. Сентябрь 1915 январь 1919 года. Кайзеровские войска оккупировали город. 18. 03. 1921 года. По Рижскому мирному Договору отошел под юрисдикцию Польши. 18. 09. 1939 года. Слоним встречал бойцов Красной Армии. Июнь 1941 10. 07. 1944 года. Оккупация гитлеровскими захватчиками. В 1 километре от города на Петралевичской горе расстреляно более 10 тысяч человек, на Чепелевских полях 30 тысяч, в урочище Морги 2 тысячи.
Вид на Слоним с моста через р. Щару Улицы города Одна из площадей города. КАНАЛ ОГИНСКОГО
Герб города Слонима В 1531(2) году великий князь Великого княжества Литовского (ВКЛ) и король Польши Жигимонт I Старый дал Слониму самоуправление по Магдебургскому праву. Одновременно с Магдебургским правом белорусские города получали, как правило, герб и городскую печать. Однако до сих пор неизвестно, каким был герб Слонима 1531(2) года и был ли он вообще. Вполне возможно, что из за засилья слонимских старост горожане не смогли на практике воспользоваться дарованным им правом на самоуправление и оттого город не получил герба. 4 января 1591 г. великий князь ВКЛ и король Польши Жигимонт III Ваза подтвердил городу право на самоуправление и официально утвердил герб Слонима, так называемый герб «Лис» , отображающий принадлежность города владельцу – Льву Ивановичу Сапеге, канцлеру ВКЛ (старосте Слонима с 1586 г. ). В голубом поле "барочного", или "германского", щита изображен стоящий на задних лапах золотой лев, который держит в правой верхней лапе направленную вверх серебристую стрелу с двумя перекладинами на древке (по другим данным – серебряную стрелу в виде удвоенного креста). Герб "Лис" стал родовым гербом Сапег в начале XV века. В 1413 г. его получил Сунигайло, потомком которого в шестом колене был Лев Иванович Сапега. Изображение символа стрелы с двумя перекладинами можно видеть и на личном гербе Льва Сапеги. Он помещен в центре гербового щита на маленьком щитке. Название герба «Лис» восходит к очень отдаленным временам. Объяснение ему и первоначальное изображение герба можно найти в работе А. Б. Лакиера «Русская геральдика» : «Лис есть серебряное копье или белая стрела, положенная в красном поле и перекрещенная двумя белыми перекладинами наподобие секир. На шлеме видна до поло вины выходящая лисица, обращенная влево (оттого и название «Лис» )» . Красное поле щита герба означает пропитанное кровью поле боя (признак храбрости), лиса же на шлеме есть символ ловкости. В гербе Слонима нет изображения лисы, оставлена лишь эмблема стрелы. Лису заменил лев (символ силы, мужества и великодушия). Название этого животного созвучно и с именем самого Сапеги. Голубой фон герба означает величие, красоту, ясность, золотой цвет богатство, силу, верность, чистоту, постоянство, серебряный цвет невинность.
Герб "Лис" 1058 год (первое изображение) Герб г. Слонима (1840 год) Герб "Лис" рода Сапег Герб Льва Сапеги
Усадьба Огинских в Залесье располагалась в глубине обширного регулярного французского парка, который имел форму прямоугольника. Его центральная часть представляла собой так называемый “зелёный партер” со сложным геометрическим узором, созданным из оригинально подстриженных газонов, кустарников и невысоких деревьев. По бокам располагались тенистые липовые аллеи. Усадебный дом был деревянным и почти квадратным в плане. Его отштукатуренные и побеленные стены приятно гармонировали с красной черепичной крышей. Оригинальный вид зданию придавали восемь боковых алькежей (отдельная часть дома, выступающая за общий периметр стен и накрытая собственной крышей) – по два на каждом фасаде. Высокая крыша позволяла разместить на втором “мансардовом” этаже ряд жилых помещений. Центр главного фасада был выделен небольшим ризалитом с парадной двухпролётной лестницей. На тыльной стороне дома находилась просторная галерея.
• Усадебный дом выделялся большим “бальным” залом, домашней часовней с красивым резным алтарём, со вкусом обставленными кабинетами, спальнями, курительными и прочими помещениями. По бокам от основного здания располагались два отдельно стоящих небольших одноэтажных Г образных павильона. Между усадьбой и небольшим озером находились различные хозяйственные постройки. Они были окружены забором, а от глаз гостей их ещё и прятали густо посаженные по периметру деревья. К сожалению, до наших дней этот барочный ансамбль XVIII века не сохранился. Сейчас на его месте обычное колхозное поле. Но уже существует достаточно реальный проект полного восстановления этого чудесного памятника архитектуры, что позволяет нам ещё надеяться увидеть его в прежнем великолепии.
После Парижа и Вены Залесье М. Огинскому естественно показалось довольно глухим и заброшенным местом. Старые деревянные здания уже требовали капитального ремонта, да и не совсем подходили новому хозяину. В итоге, принимается решение о строительстве рядом с прежней усадьбой нового дворцово-паркового комплекса в стиле модного тогда классицизма. Проект был подготовлен профессором Виленского университета М. Шульцем, после смерти которого его завершил губернский архитектор И. Пусье. Первоначально планировалось, что новый дворец будет иметь симметричную композицию: центральный двухэтажный корпус должен был соединяться одноэтажными объёмами с боковыми двухэтажными павильонами. Размеры нового дворца, строительство которого было завершено к 1805 году, Однако по желанию М. Огинского с боку оказались внушительными – 160 на 50 к зданию пристроили вытянутую в плане метров. Внешний декор его при этом оранжерею в виде аркады с большими был довольно лаконичным. Главные арочными окнами. Позднее к этой украшения здания – классический оранжерее перпендикулярно достроили четырёхколонный дорический портик ещё одну – “американскую”, которая с солнечной стороны была полностью перед парадным входом, а также застеклена. Это позволило архитекторам высокая башенка с часами курантами, создать уютный, закрытый с трёх сторон завершённая шаром с колом, над постройками, небольшой дворик, где был центральным корпусом. разбит фруктовый сад.
Этот памятник Клеофасу Огинскому установлен в Молодечно не случайно. Во первых - его имение в Залесье рядом с Молодечно, а во вторых - древнее селение Молодечно некогда принадлежало могущественному магнатскому роду ВКЛ Огинским
В Залесье М. Огинский провёл 20 лет. Именно здесь на свет появились его сын и три дочери, которым он уделял особое внимание. Но это не значит, что он вёл жизнь затворника или вечно скучающего провинциального мелкопоместного шляхтича. Отнюдь нет. Его общественная жизнь была наполнена важными событиями и встречами. Ещё в молодости, будучи послом Речи Посполитой в Голландии и Англии, он наладил дружеские контакты с влиятельными политиками разных стран. Сейчас же этим захотел воспользоваться российский император. М. Огинский становится посредником в переговорах между Петербургом и Парижем, и в 1807 году в Италии его принимает Наполеон I. Аудиенции же у Александра I становятся достаточно регулярными. Император в 1810 году даже пожаловал ему звание сенатора, титул тайного советнику и наградил орденами Св. Владимира и Александра Невского. Огинский подготовил проект частичного возрождения независимости Беларуси в виде создания автомного Великого герцогства Литовского, и только начало войны 1812 года помешало осуществлению этой идеи.
e2a10bd29eec10ecfb204f7090ee0c83.ppt