Несуществующее животное.ppt
- Количество слайдов: 11
Несуществующее животное (Проективный тест) Инструкция Вам предлагается: 1. Придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). 2. Назвать животное несуществующим именем. 1 1/31/2018
СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКА Тематически животные делятся на угрожающие (агрессия), аутоагрессивные (чувство вины) и нейтральные. Это отношение к своему «я» , представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Положение в фас трактуется как эгоцентризм. 2 1/31/2018
ВНЕШНИЙ ВИД ЖИВОТНОГО Непосредственное впечатление от рисунка. Прямая и защитная агрессия. Животное может быть нарисовано страшным, злым 3 или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми – это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Боязнь агрессии – гигантские размеры животного или рассказы о большом животном. Присвоение животному больших размеров может являться "простым и незамаскированным исполнением желания быть большим". Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. 1/31/2018
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 4 Детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза Глаза – символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин - женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Уши. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей - разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы - сигнализуруют об остром чувстве тревоги. Рот. Приоткрытый рот с прорисовкой губ - большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный - легкость возникновения страхов, опасений недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитная. Зачеркивание рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности. Рога являются символом защиты и агрессии. 1/31/2018
ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к 5 размерам всей фигуры и форма. Основательность – обдуманность, рациональность принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части это - свидетельство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве. Части над фигурой. Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности. 1/31/2018
Перья. Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или 6 самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически. Грива, шерсть, волосяной покров интерперетируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль. Руки — коммуникативная сфера личности. Если они прорисованы, человек характеризуется как экстраверт. Если руки не прорисованы, то существуют проблемы в сфере общения. Руки могут замещаться крыльями. Крылья — самораспространенность человека с возможным ущемлением интересов других людей. Высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе «места под солнцем» , увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий. Щупальца могут иметь функциональное значение символа ног и рук (выясняется в беседе), потом дается соответствующая интерпретация. Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх, (хвост трубой или морковкой) - уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) - недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетворенность в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью. 1/31/2018
Характер линий. Слабые, паутинообразные линии связываются с слабостью, 7 стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом Важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога. КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. 1/31/2018
НАЗВАНИЕ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий 8 других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия: Псевдонаучные - с латинскими окончаниями это - демонстрация своей образованности и значительности своего интеллектуального уровня. Названия с повторяющимся слогом - инфантильность. Название с ироническим звучанием - ироническое отношение к людям и ситуации тестирования. Название, не имеющее никакой связи с рисунком - несерьезность, поверхность. 1/31/2018
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Анализируется положение рисунка на листе, его направленность, общая 9 динамика. В норме рисунок расположен в центре листа или чуть левее и выше. Если рисунок расположен в верхней части листа, то человек характеризуется высокой самооценкой, неудовлетворенностью своим положением в социуме, считает себя непризнанным окружающими, имеет тенденцию к самоутверждению, претензии на признание, продвижение, предрасположен к конфликтному поведению, агрессии (насилию, хулиганству, притеснению и т. п. ). Если рисунок расположен в нижней части листа, то характеристика имеет обратные показатели: неудовлетворенность собой, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на проблемах; часто это «отверженные» , «изгои» . Справа — экстравертированность, акцентированность на будущем, подчеркивание мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориентация на окружающих, агрессивная сексуальность. Крайне справа — склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальных ситуациях — аутоагрессивность. Если рисунок расположен слева на листе, то для обследуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость. Маленький рисунок в верхнем левом углу — высокая тревожность; часто встречается у личностей, склонных к суициду. 1/31/2018
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ Голова (или заменяющие ее детали) — центральная смысловая часть фигуры. Увеличенный по отношению к фигуре в целом размер головы говорит о том, что клиент ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих. Интерпретация направленности головы вправо: устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно реализует свои планы). Влево: тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый — «не человек действия» . Лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь активного действия. Отсутствуют доминантные черты характера. Дополнительную информацию дает беседа с клиентом после проведения теста, в которой можно выяснить мотивы поведения, а также фобические проявления. Положение фас (голова направлена на рисующего) — эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению). Как правило, такие обследуемые склонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности. 10 1/31/2018
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩНОСТИ НАРИСОВАННОГО 11 Домашние животные. Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою жизненную энергию. Собака — тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением. Кошка — потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному. Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) — тенденция к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных проявлений, нередко присутствует самолюбование. Корова и другие полезные животные, служащие источником питания, — отождествление себя с «кормильцем» или «кормилицей» , стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих в роли должников (часто неосознанно). Вьючное животное — негативное отношение к персонажу ( «на мне все ездят» ). Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу — восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы. Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным причинам. Выбором конформного образа, например голубя — «символа мира» , обследуемый хочет выразить, что он — очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненными проявлениями. Выбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др. ) — представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе. Опасные животные (скорпионы, волки и др. ) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению. Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др. ), — восприятие своих жизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы. Животные — сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа. Стилизованные и фантастические животные — персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки-Маус и т. д. ) — отказ от анализа своих проблем. Изображения конкретных животных, принадлежащих человеку. Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми. 1/31/2018