Неопримитивизм и неоклассицизм в живописи 1960-1970-х гг. Мастера.pptx
- Количество слайдов: 28
Неопримитивизм и неоклассицизм в живописи 1960 -1970 х гг. Мастера.
В основе неопримитивизма лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию. Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители стремились не к стилизации, не к подражанию народному мастеру, а к выражению существенных сторон народной эстетики. Совокупность художественных приёмов, характерных для искусства конца 19 – 20 века. Для неопримитивизма характерно нарочитое упрощение художественных средств и форм ради наибольшей выразительности. К примеру, применение простой композиции, искажений в изображении, насыщенных, ярких цветов. При этом неопримитивизм исходит из опыта примитивногоискусства (народного, архаических культур прошлого и пр. )
Ларионов, Игорь Николаевич Второй этап Михаила Ларионова стал настоящим прорывом в русской живописи. Уже в первый период творчества появляются картины, написанные в духе примитивизма ( «Купальщицы на закате» , «Цыганка» ), но только с 1907 года это направление стало ведущим и доминирующим. Начинается период знаменитых провинциальных серий: «Провинциальные франты» , «Франтихи» , «Парикмахеры» , «Венеры» , «Солдатская серия» …. Ларионов Михаил "Купальщицы" 1904 Холст, масло Цыганка в Тирасполе. - Ларионов Михаил Федорович
Провинциальный франт. 1907 Франтиха. 1907
Венера. 1912 Парикмахер. 1907
Солдат на коне. 1911 г. Отдыхающий солдат. 1911 Курящий солдат. 1910 Офицерский парикмахер. 1910
Гончарова Наталья Сергеевна В 1907 -1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. Гончарова Н. С. «Урожай» 1911 г.
«Хоровод» 1910 г «Архистратиг Михаил» 1910 г
ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич А. В. Шевченко - из числа тех художников, кто в 1910 -е гг. способствовал радикальному изменению языка искусства, апологет новых форм (автор брошюр "Принципы кубизма и других современных течений" и "Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения", обе 1913). И вместе с тем его не назовешь радикалом - какая-то смягченность черт присутствует в сделанном им. Забота о красоте и тяготение к спокойной гармонии, приводя в некоторых случаях к салонным решениям, чаще сообщают его работам скрытую классичность. Такое стремление ощутимо уже в ранних его работах. Сезаннизм - ядро и основа построений - откорректирован то легкими кубистическими сдвигами, то примитивистской упрощенностью формы, но не в ущерб гармонической красоте; классический репертуар натюрмортных постановок и пейзажей с фигурами сохраняет свою классичность благодаря абсолютному чувству цветового и пространственного равновесия ("Натюрморт с яблоками", "Пейзаж с домом", 1910 -е, и др. ). Образы Шевченко отличает просветленность порой идиллическая, - он тяготеет к обобщенной монументальности силуэтов, к певучести ритмов, основанных на повторе круговых движений, к благородству сбалансированного колорита и композиционной ясности ("Музыканты", "Женщина у зеркала", обе 1913; "Автопортрет", 1920 -е, и др. ). Монументальные тенденции усиливаются в работах 1930 -х гг. , особенно связанных с ориентальной тематикой: в 1929 г. художник был командирован в Батуми, с чего началось его открытие Востока - Аджарии, Дагестана, Азербайджана; здесь Шевченко нашел свой идеал свободного и безмятежного бытия и запечатлел его в эпических по звучанию картинах, литографиях и монотипиях.
"Натюрморт с яблоками" Пейзаж с домами. 1920
«Музыканты» 1913 г
Гладильщица Джаз
Павел Николаевич Филонов Картины Филонова Павла Николаевича оказали серьезное влияние на творчество и умонастроения многих живописцев новейшего времени. Картины художника были не просто результатом смысловых изображений, а представляли собой: • «проектный интеллект» в образе; • утверждение интеллектуальных принципов, взятых из идеологии и теории живописца; • уникальные по своей завершенности произведения
Животные Дома 1925
Марк Шагал Творчество Марка Шагала, охватывающее почти всё XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. Он принадлежит к тому редкому типу мастеров, которые, имея ярко выраженные национальные корни, удивительно естественно чувствуют себя в любой культурной среде, с лёгкостью осваивают традиции разных стран, эпох и стилей, сохраняя при этом свой неповторимый почерк. Уже в ранних произведениях Шагала появляется характерный приём его зрелого творчества — предметы сдвигаются с привычных мест, и на полотне создаётся совершенно особая загадочная атмосфера ( «Смерть» , «Жёлтая комната» , 1908— 1910 гг. ). «Желтая комната» 1911 "Смерть « 1908 год
Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреальносказочные цветовые контрасты его полотен ( «Я и деревня» , 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами» , 1911– 1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма. «Автопортрет с семью пальцами» , ( «Я и деревня» , 1911
Казимир Северинович Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910 -11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи» , членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911 -14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900 -10 -х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма» . На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» ( «Купальщик» , «На бульваре» , «Садовник» , все 1911, Стеделик музеум, и др. ).
На бульваре. 1911 Купальщик. 1911 Садовник. 1911
У неоклассицизма в России в начале 20 века не было строгих концепций, теоретиков, обществ, объединений и борцов. Но, тем не менее, он стал ярким явлением культуры. Неоклассицизм пытался противостоять надвигающемуся хаосу и диссонансу в искусстве и жизни. В России неоклассицизм был призван возродить один закон – закон красоты. И не только поднять его, но и упрочить. Методом для достижения этой цели стал возврат художников к античности, как к способу передачи гармонии. Множество образов и архетипов слились в одном неоклассическом порыве в начале XX века в русской живописи.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам И. Е. Репин, а защиту - А. Н. Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. Сон. 1910
Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоял ось именно в это время. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным. "Играющие мальчики" (1911) "Купание красного коня « 1912
АЛЛА РУСАКОВА - ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА Творчество З. Е. Серебряковой рассматривается в контексте развития неоклассических тенденций первой трети ХХ в. Особенное внимание уделяется портретам, крестьянской серии, изображению обнажённой натуры. Неоклассические влияния проявляются как в выборе сюжетов, в известной идеализации образов, так и в формально-пластических особенностях рассматриваемых произведений.
Автопортрет. За туалетом. 1909 г Купальщица. 1911 г.
Англия. Сельский пейзаж. 1953 г Натюрморт с овощами. 1936 г
Бенуа Александр Николаевич Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: “Франция эпохи “короля-солнца” и “Петербург XVIII – начала XIX в. ”, будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для “Мира искусства”. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98; "Версальская серия", 1905 — 06). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Его первой иллюстрированной книгой стал “Медный Всадник” Пушкина, появившийся в “Мире искусства” в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г. , отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам. иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» . 1904
Свадебная прогулка. 1906
«Служба у капеллы св. Варвары»
Шухаев Василий Иванович — русский живописец, художникпортретист, график, один из самобытных представителей неоклассики. Лариса Михайловна Рейснер, 1915, Портрет Дарьи Каменка, 1924,