Неолитическая революция.pptx
- Количество слайдов: 35
Неолитическая революция Источники: История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/Н. В. Загладин, Н. А. Симония. – 10 -е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС» , 2010. – 400 с. ; ил.
Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго. Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX -VIII тысячелетиях до н. э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» – «новый» и «литос» – «камень» ) знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятльности.
• Человек примерно к X тысячелетию до н. э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции – такова была плата за прогресс. • Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Человек и природа: первый конфликт
• Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивающих охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний. • В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях. Человек и природа: первый конфликт
• После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Человек и природа: первый конфликт
• Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. Человек и природа: первый конфликт
• За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников. Человек и природа: первый конфликт
• По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в XV тысячелетии до н. э. , охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. Человек и природа: первый конфликт
• В X тысячелетии до н. э. племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н. э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали овцы и козы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупного рогатого скота. Человек и природа: первый конфликт
Человек и природа: первый конфликт
Человек и природа: первый конфликт
• Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи. Человек и природа: первый конфликт
• Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н. э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи – на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу. Аграрно-скотоводческие культуры
• Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н. э. выращивали фасоль и горох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н. э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н. э. высаживали кукурузу, тыкву, бобы. Аграрно-скотоводческие культуры
• В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены. • На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить. Аграрно-скотоводческие культуры
• Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи. Так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нередко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного города в другой был достаточно распространенным явлением. • Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. • С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Аграрно-скотоводческие культуры
• Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой – самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V-IV тысячелетиях до н. э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного круга изготовлялась глиняная посуда). Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами). Аграрно-скотоводческие культуры
• Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать продукты своего труда на мясо и зерно. Аграрно-скотоводческие культуры
• Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поседениях ремесленники специализировались на оружии, в других – на ткачестве, в третьих – на изготовлении посуды и т. д. Аграрно-скотоводческие культуры
• В поселениях VII-V тысячелетий до н. э. жило от нескольких сот до 2 -3 тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Северной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще всего возводили монументальную постройку, жертвенник духам – покровителям племени. Аграрно-скотоводческие культуры
• Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах. • Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племен – скот, у многих племен бассейна Тихого океана – редкие раковины. У племен Центральной Африки – слоновая кость, в Китае, Абиссинии – соль. Аграрно-скотоводческие культуры
• Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. • Неолитические племена не знали частной собственности. Так, американские индейцы даже в XVII-XIX вв. вели хозяйство сообща и, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени. • Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего ремесла. Аграрно-скотоводческие культуры
• Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья. • Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в его решение внес американский ученый Л. Морган (1818 -1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью других народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий. Переход от матриархата к патриархату
• Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату. • В период, когда основным источником пищи, была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25 -30 лет. • Отзвуком времени, когда от количества мужчин – добытчиков пищи зависело выживание племени, остается особое значение, которое придается у многих народов рождению мальчика. Переход от матриархата к патриархату
• В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг; организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом. • Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений. Переход от матриархата к патриархату
• Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов она постепенно стала главенствующей. • Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т. е. особой роли мужчин в обществе. Переход от матриархата к патриархату
• Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежавшие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно. Переход от матриархата к патриархату
• Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой. • При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи. • Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь. Переход от матриархата к патриархату
• С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друга в случае конфликтов, в неурожайные годы. • Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности. Переход к энеолиту
Переход к энеолиту
• Классификация языков дает материал для определения исходных районов проживания народов, понимания основ их традиций и культуры. Так, родство языков народов, разделенных обширной территорией говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одного географического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов. • Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп. Переход к энеолиту
• Всего на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одного языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгольскую, семитохамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др. ) На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп. • В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, русский и английский), Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV-III тысячелетиях до н. э. проживали в ограниченном ареале – в Юго-Западной Азии, к югу от Причерноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обширных территориях Евразии. Переход к энеолиту
• В это же время в развитии земледельческих в пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др. ) и со временем изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи. Переход к энеолиту
• Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н. э. , но широко они распространяются лишь в IVIII тысячелетиях до н. э. ), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества связанного с появлением первых государств. Переход к энеолиту
• Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? • Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства. • Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату. • Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов? Вопросы и задания: