НЕОКЛАССИЦИЗМ
НЕОКЛАССИЦИЗМ (NEOCLASSICISM) - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ГОСПОДСТВОВАВШЕЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ В КОНЦЕ 18 ВЕКА - НАЧ. 19 ВЕКА, КОТОРОМУ БЫЛО ПРИСУЩЕ ОБРАЩЕНИЕ К АНТИЧНОСТИ, И ОТЛИЧАВШЕЕСЯ ОТКЛАССИЦИЗМА 17 ВЕКА - НАЧ. 18 ВЕКА. ВО ФРАНЦИИ В РАМКАХ НЕОКЛАССИЦИЗМА ВОЗНИКЛИ СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XVI, РЕГЕНТСТВА, ДИРЕКТОРИИ И АМПИР; В АНГЛИИ - СТИЛЬ АДАМА, ХЕППЛУАЙТА И ШЕРАТОНА В МЕБЕЛЬНОМ ДЕЛЕ.
НАИБОЛЕЕ ЯРКО НЕОКЛАССИЦИЗМ ПРОЯВИЛСЯ, В АРХИТЕКТУРЕ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ РАБОТАМИ БРАТЬЕВ АДАМА ДЖОНА НЭШЕЙ, АЛЕКСАНДРА ТОМПСОНА В АНГЛИИ; ЛАНГХАНСА В ГЕРМАНИИ, ЖАН-ФРАНСУА ШАЛЬГРЕНА, АЛЕКСАНДРА-ТЕОДОРА БРОНЬЯРА, ЛЕДУ ВО ФРАНЦИИ И АНДРЕЯНА ЗАХАРОВА В РОССИИ. СРЕДИ ПИОНЕРОВ НЕОКЛАССИЦИЗМА СЛЕДУЕТ НАЗВАТЬ ЖАКА АНЖА ГАБРИЕЛЯ, СПЛАНИРОВАВШЕГО ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ В 1754 Г. , А ЕГО МАЛЫЙ ТРИАНОН В ВЕРСАЛЕ СЧИТАЛСЯ САМЫМ СОВЕРШЕННЫМ ПРИМЕРОМ "АТТИКИ" ВО ФРАНЦУЗСКОЙАРХИТЕКТУРЕ. КОНЕЧНО, НЕЛЬЗЯ НЕ УПОМЯНУТЬ СУФЛО, КОТОРЫЙ ВНЁС ЭЛЕМЕНТЫ НОВОЙ ЭСТЕТИКИ В ПЛАНЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ПАРИЖА.
ЕСЛИ ВО ФРАНЦИИ НЕОКЛАССИЦИЗМ НАШЁЛ СВОЁ ВЫРАЖЕНИЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В ПРОЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ, ТО В АНГЛИИ АРХИТЕКТОРЫСТРОИЛИ В ЭТОМ СТИЛЕ ЧАСТНЫЕ УСАДЬБЫ И ГОРОДСКИЕ ДОМА. САМА ИХ МАНЕРА ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ ФРАНЦУЗСКОЙ. ВО ФРАНЦИИ НЕОКЛАССИЦИЗМ ПРИОБ РЁЛ СУРОВЫЕ, ПОДЧАС ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ФОРМЫ, В АНГЛИИ ЖЕ, НАОБОРОТ, ВСЕ ПОСТРОЙКИ БЫЛИ БОЛЕЕ ЛЁГКИМИ И ИЗЯЩНЫМИ. ОСОБЕННО ЗНАМЕНИТЫ АНГЛИЙСКИЕНЕОКЛАССИЦИСТИЧЕ СКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ: ВСЕГДА ЯРКИЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ, ОНИ СЛОВНО ЖЕЛАЛИ ПОНРАВИТЬСЯ ВЛАДЕЛЬЦАМ ДОМОВ И ИХ ГОСТЯМ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕОКЛАССИЦИЗМА (КАК ПРОГРАММНОГО ОБРАЩЕНИЯ К ИСКУССТВУ ПРОШЛОГО) ОБУСЛОВЛЕНО СТРЕМЛЕНИЕМ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ НЕКИЕ "ВЕЧНЫЕ" ЗСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ТРЕВОЖНОЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ИДЕЙНОМУ И ФОРМАЛЬНОМУ СТРОЮ ТЕЧЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ПОИСКАХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО СООТВЕТСТВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, В НЕОКЛАССИЦИЗМЕ ПРОТИВОСТОЯТ ИДЕАЛЬНОСТЬ И ВЕЛИЧАВОСТЬ ФОРМ И ОБРАЗОВ, "ОЧИЩЕННЫХ" ОТ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО, СОДЕРЖАНИЯ. В АРХИТЕКТУРЕ НЕОКЛАССИЦИЗМА ВЫДЕЛЯЮТСЯ 3 ПЕРИОДА: ПЕРВЫЙ (ОКОЛО 1910 - СЕРЕДИНА 1920 ГГ. ), ВТОРОЙ (В ОСНОВНОМ 1930 -Е ГГ. ) И ТРЕТИЙ (НАЧАВШИЙСЯ В КОНЦЕ 1950 -Х ГГ. ). В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОРМЫ И ЕЁ ЛАКОНИЗМ БЫЛИ ВЫДВИНУТЫ КАК АНТИТЕЗА СТИЛИСТИЧЕСКОМУ ПРОИЗВОЛУ И ИЗБЫТОЧНОЙ ДЕКОРАТИВНОСТИАРХИТЕКТУРЫ ЭКЛЕКТИЗМА И СТИЛЯ МОДЕРН.
В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ 1910 -Х ГГ. ПРЕОБЛАДАЮЩИМ БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ УТВЕРДИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КЛАССИКИ (И. А. ФОМИН. И. В. ЖОЛТОВСКИЙ. В. А. ЩУКО И ДР. ), ХОТЯ В ТЕ ЖЕ ГОДЫ К СТИЛИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКИХ МОТИВОВ ОБРАТИЛИСЬ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО МОДЕРНА (Ф. О. ШЕХТЕПЬ, Ф. И. ЛИДВАЛЬ, С. У. СОЛОВЬЕВ И ДР. ). В США, ФРАНЦИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ НЕОКЛАССИЦИЗМ 1910— 30 -Х ГГ. РАЗВИВАЛСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В ОФИЦИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ И ОТЛИЧАЛСЯ ПАРАДНОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОСТЬЮ И ПОДЧЁРКНУТОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬЮ.