Неофициальное искусство.ppt
- Количество слайдов: 86
Неофициальное искусство
Неофициальное искусство СССР (1950 -1980 -х годов) отличалось двусмысленностью своей исторической позицией. Художники «андеграунда» видели в «советском» искусстве некое отклонение (заблуждение) от путей развития мирового художественного процесса. Участники «эстетического подполья были решительно анохроничны. Их вторичность вызывает щемящее чувство» (А. Якимович). ОСКАР РАБИН. ТРИ ЖИЗНИ Ретроспектива
Житейская изоляция и невозможность взаимодействовать с западными институциями оказались непреодолимыми. Большинство из неофициальных художников впадали в салонный или мистический авангард. Оскар Рабин. Ура – 2. 1991
В современном искусстве царит синдром бессилия и беспомощности перед лицом действительности. Произведения современных художников посвящены проблеме невозможности, несостоятельности, недостаточности творчества. Такая реальность превращается в фактор развития искусств. Оскар Рабин. Отраженная церковь(Деревня Прилуки). 1966
По мнению Камю, искусство, творчество заключают в себе бунт, проявляющийся в одновременном отрицании и утверждении. Бунт в искусстве, говорит Камю, это созидатель вселенной. Искусство спорит с действительностью, но не избегает её. «Я бунтую, следовательно, мы существуем и будем существовать» . Цель бунта – преображение.
Манера преподнести себя зрителю делается объектом особой заботы неофициального художника. Кардинальная трансформация творческого процесса и всех его компонентов началась со второй половины 1950 -х начала 1960 -х годов. В 1957 -1962 гг. в Москву были привезены выставки американского и французского абстрактного экспрессионизма. ОСКАР РАБИН Скрипка на кладбище. 1970
Традицию коллективного творчества 1920 -х гг. сохраняет коммуна художников «Движения» (1962 -1976). Лев Нузберг, Франсиско Инфантэ считали себя продолжателями супрематизма, конструктивизма, кинетического искусства. Коммуна молодых художников отрицала фигуративность. Зеркальный мир Франсиско Инфантэ-Арана
Инсталляции Франсиско Инфантэ-Арана—отечественный концептуальный художник, родившийся в 1943 -м году в селе Васильевка Саратовской области. С 1956 по 1962 год он учился в Московской средней художественной школе, а с 1962 по 1964 являлся членом Содружества художников геометрического и метафизического направления. В 1968 году Франсиско начал создавать инсталляции в открытом природном пространстве.
Продолжатель дела конструктивизма и глава движения Лев Нусберг (р. 1937) являлся режиссером коллективных «игр» на природе, призванных реанимировать тело и сексуальность. В связи с эмиграцией Нусберга из СССР в 1976 году группа вскоре распалась. С 1981 года он живет в США. Произведение «Просветленная сосредоточенность» (1962, фанера, масло; 100 x 75, 5) указывает на пристрастие к абстрактным композициям. Работы Л. Нусберга: 1. «Духовные страдания» , 1962, «Начало отсчета» , 1961 2. «Пронзающий, как идея» , 1962
Советские модернисты пародировала саму попытку создать «благоденствующее» социалистическое общество. Догадываясь об абсурдности любых причинно-следственных связей, художники, образовали «Клуб сюрреалистов» (конец 1950 -х – начало 1960 -х годов). Юло Соостер. Красное яйцо. 1964
Эстонский художник Юло Соостер (1924– 1970) являлся автором метафизических живописных композиций, включающих мотивы (знаки) – яйцо, рыбу, можжевеловый куст (по Фрейду), указывающих на знакомство с творчеством сюрреалистов (Магритт, Эрнст). «Упаднический диссидент» Юло Соостер, 1963
После освобождения из сталинских лагерей, живя и работая в Москве (1956), создал символы, культурные архетипы, метафоры ( «Красное яйцо» , 1964, картон, масло, 50 x 69. 5). Лидеры «клуба сюрреалистов» , (Ю. Соболев, Э. Соостер, И. Кабаков, В. Пивоваров) укрепляют свои позиции вокруг издательства «Знание» . Юло Соостер. Залитые лунным светом можжевельники. 1967.
Англичане и американцы – истинные пионеры поп-арта. Если поп-арт в Англии оставался некой экзотикой и в США приобрел массовый, коммерческий характер, то в России осмыслился, как особая среда «мира советского человека» . Своеобразной советской экзотикой была оценена убогость барачного быта и коммунального хозяйства. Без названия 1962 Лидия Мастеркова. ''Композиция''. 1968.
Схожий путь в своем творчестве прошла Лидия Мастеркова (р. 1929), которая делала коллажи из цифр и фрагментов церковных риз. Живя в Париже с 1975 года, она сохраняет интерес к первоначально избранному направлению – абстракционизму ( «Композиция» , 1962; 106, 5 x 156, 5). Лидия Мастеркова. Композиция № 186. 1961
«Лианозовская группа» – объединение московских художников-нонконформистов (1956) не имела единой художественной программы, восстанавливала прерванные связи с модернизмом. Члены «Лианозовского круга» В. Немухин, Л. Мастеркова, братья Е. и Л. Кропивницкие, О. Рабин радикальны в «беспринципности» , используют язык барачного фольклора. ВЛАДИМИР НЕМУХИН. Маски, 1968 ВЛАДИМИР НЕМУХИН. Бубновый валет
Живущий в Москве и Дюссельдорфе Владимир Немухин (р. 1925) был участником многих выставок андеграунда (в том числе знаменитой «бульдозерной» ), представлял абстрактные композиции и коллажи с элементами стилистики поп-арта. Уже в 1964 году Немухин ввел в свои работы игральные карты ( «Бубновая десятка» , 1965), которые станут его постоянным мотивом. Владимир Немухин. Композиция с картами, 1965
Художники «Лианозовского круга» (по названии; подмосковной станции, где жило большинство участников кружка) давали примеры отрицания коллективного характера творчества, не сохранения фигуративности в работах. Новое поколение русских модернистов периода «оттепели» общались с поэтами В. Некрасовым, Г. Сапгир, И. Холиным, И. Бродским Лев Кропивницкий
Живописец, график, дизайнер, поэт, стенограф Лев Кропивницкий (1922 -1994) учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства у А. А. Дейнеки (1939 -1941; 19451946), защищал Отечество, был репрессирован (1946 -1954), а затем реабилитирован (вернулся в Москву в 1956). ЛЕВ КРОПИВНИЦКИЙ. Композиция. 1964. ЛЕВ КРОПИВНИЦКИЙ. Год лошади. 1971.
Работал над музейными экспозициями, оформлял выставки в Москве, Чехословакии, США, Франции, организовал офортную и живописную студию «Мансарда» в собственной мастерской. В работах Кропивницкого налицо «жесты освобождения» , тяготение к «культуре отрицания» , сопоставимые с устремлениями художников Западной Европы. Лев Кропивницкий. Лунный свет. Отражение. 1959 Лев Кропивницкий. Белый бык-1. 1964
Лидер «Лианозовской группы» Оскар Рабин (р. 1928) являлся одним из организаторов «Бульдозерной выставки» . С 1978 года живет в Париже. Рабин сохраняет традиционное иллюзионистическое пространство картины, оставаясь в рамках сезаннизма ( «Барак» . 1958, 60 x 80; «Пейзаж с хлебом и кислой капустой, 1991, 54 x 65). Оскар Рабин. Зимний день с апельсинами. 1987
Михаил Рогинский (р. 1931) разработал собственную версию поп-арта, которую можно определить как «картина-объект» . Произведения изображают жалкие и убогие предметы быта советских коммуналок. Знаковую нагрузку в работах Рогинского имеют цвет и фактура. Михаил Рогинский. Спички *Снайпер Павлюченко*. 1966
«Красная дверь» переведена из банального предмета в разряд идеологических знаков советской эпохи. Живописная поверхность его картин имитирует многие слои красок, нанесенных поверх облезлой и облупившейся поверхности стен коммунальных квартир. Не найдя понимания в неофициальной среде, Рогинский был вынужден покинуть страну. С конца 1970 -х годов он живет в Париже. Михаил Рогинский. Примус, 1990 -е. Шелкография. Михаил Рогинский. ''Дверь''. 1965. Дерево, масло, металл.
Наступает время художников-одиночек. Широкое распространение получает жанр ассамбляжа ( «искусство объекта» , комбинация предметов на плоскости или в пространстве). В духе французского «нового реализма» Борис Турецкий (1928 -1997) создает собственную «глобальную помойку» . Борис Турецкий. Плита. 1969 БОРИС ТУРЕЦКИЙ. Продавщица в черных чулках
Ассамбляж «Мусорная свалка» (1974. смешанная техника, или предметы повседневного быта наклеены на картон, 72 x 52, 10) вбирает типичные для советской квартиры вещи, бывшие в каждодневном употреблении. Борис Турецкий. Банки. 1974 Метро в красном. 1972. Бумага, гуашь.
Его единомышленник Михаил Чернышев (р. 1945) демонстрировал на однодневной выставке реди-мейд: первомайский плакат, вставленный в раму, ржавые листы железнодорожных знаков, куски обоев. Ныне он является представителем геометрической абстракции Нью-Йорка, где живет с 1980 года. ( «Удвоение I» , «Удвоение II» ; оба – холст, масло, битумный лак, 150 x 200, 5).
Юрий Злотников (р. 1930) разрабатывает визуальные знаки. Аналитические (абстрактные) листы из серии «Сигнальная система» , (1959 -1960, бумага, темпера, 84 x 60) он перевел в собственную теорию «сигнальной» живописи. ЮРИЙ ЗЛОТНИКОВ. Космическое панно. 1989
Между поп-артом и абстракционизмом нет непроходимой пропасти. Многие будущие художники поп-арта занимались абстрактным искусством и использовали его отдельные приемы. Они искали свою «формулу действия и состояния» : современный «имидж» (образ предмета) и «реализм» предмета, или товар супермаркета, могут тиражироваться, слегка видоизменяться. ЮРИЙ ЗЛОТНИКОВ. Из серии «Коктебель» . 1966– 1981
Нефилософичность поп-арта выражена в некой пародийности, игре по взаимной договоренности, где зритель как бы анонимен, а шутки и смех его не касаются. Чтобы приравнять предметы (их тиражность) к искусству, художник символически окрашивал красками часть своих «экспонатов» . Представители поп-арта отказались от рисования на плоскости и вышли в пространство, забросив традиционные палитры и кисти. ЮРИЙ ЗЛОТНИКОВ. Из серии Москва, 1960 -е.
Российский живописец Владимир Янкилевский (р. 1938) совмещает в своих работах черты абстракции, фигуративной картины и ассамбляжа. В 1970 -х годах он принадлежал к группе художников «Стретенский бульвар» (И. Кабаков, Э. Булатов, Э Штейнберг). Янкилевский исполнил значительное число рельефных и пространственных объектов – полиптихи, в которых уделил значительное внимание поискам в абстрактном и сюрреалистическом ключе. ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ. 1. 1993. Холст, масло.
Автора экспрессивных рисунков (цикл «Адам и Ева» , 1965, тушь, бумага, 50 x 65) и картин, включающих симбиоз человеческого и механического, абстрактного и фигуративного, влечет экологическая тема. В 1970 -е годы «взрывная антропология» приводит Янкилевского к использованию муляжей человеческих фигур. ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ. Адам и Ева. Триптих. Середина 2000 -х
Особенность «подпольного» советского модернизма 1950 -1960 -х годов – коллективность и фигуративность. Западноевропейская и американская абстракция жаждала реализации персональной свободы через жест, становилась знаменем индивидуализма. Это было видно на примере выставок американского и французского абстрактного экспрессионизма в Москве, сыгравших роль катализатора в 1957 -1962 годах. ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ. Серия из четырех декоративных тарелок.
Первая выставка русских абстракционистов состоялась в ноябре 1962 года и получила название «Таганской» . Абстрактная картина в исполнении Злотникова, Слепяна, Мастерковой, Немухина, Тяпушкина, Кулакова. Андреенкова, Белютина, братьев Волковых возобновила интерес к символике, к понятию «энергетическая субстанция» , к цветовой экспрессии. Владимир Янкилевский. Пентаптих № 2: Адам и Ева, ч. 2 и 4. 1980
Михаил Кулаков (р. 1933) в начале 1960 -х годов исполнял экспрессивные абстракции в присутствии зрителей(перформанс). Условно-символические произведения «Композиция (Гагарин)» (1959, 200 x 140) и «Без названия» (1960, картон, акрил, 119 x 237), возникнув спонтанно, подготовили зрителя к рискованному шагу в неизвестность, а художника к подъему на следующую ступень формального эксперимента. МИХАИЛ КУЛАКОВ. Рождение звезды, 1999
Михаил Кулаков. Рождество Христово, 1966 Михаил Кулаков. Троица. 1967. Бумага, темпера. Божественный игры. 2002
Ежегодные выставки устраивались в Абрамцево. Творческие поездки по России студии Э. Белютина ( «Новая Реальность» ) в конце 1950 -х годов и работа в мастерской над проектом реконструкции Москвы позволяли говорить о коллективном сотрудничестве, или «Абрамцевском братстве» (Коллективная работа художников студии «Новая Реальность» по эскизу Э. М. Белютина «Лаокоон» , 2000). Белютин Э. М. Соседки (Ссора). 2007. Холст, акрил БЕЛЮТИН Элий. РАЗГОВОР. КОНВЕРГЕНЦИЯ. 1981. Бумага, смешанная
Творческая группа «Новая реальность» организована живописцем, теоретиком искусства, писателем Элием Белютиным (1925 -2012), бессменным руководителем которой он является с 1954 года. Ученик П. Кузнецова, А. Лентулова, Л. Бруни Белютин формирует новые теоретические положения авангардного искусства для Студии экспериментальной живописи и графики. Элвис Пресли Мадонна
Согласно собственной «Всеобщей теории контактности» искусство призвано удовлетворить общение человека с окружающей действительностью, приводящей к «различным формам эмоциональной и интеллектуальной дисфункции» (с лат. «нарушение» , «расстройство» качества рода деятельности, обязанностей, «исполнения» ). Только вперед. Симвология материнства. 1969
В каталоге выставки 1990 года, проходящей в Центральном выставочном зале Москвы ( «Манежа» ), отпечатаны краткие тезисы данной теории, все ее основные аспекты и принципы. Пик активности студийных занятий отмечен 1960 -ми годами: к примеру, летняя практика 1968 года проведена на пароходе по Волге и Оке, в которой принимают участие 250 художников. Элий Белютин. Крестьянские девушки. 1960.
Персональные выставки Белютина в Париже и Риме, награждения его премией Дженнаццано и золотой медалью Международной бьеннале фигуративного искусства в Италии, а также другие личные достижения создают повод для запретов и угроз (рядом называется другое имя, представляющее опасность для советской культуры – Солженицын). Истоками творчества Белютина названы многие авангардные направления 1910– 1920 годов. соединяющие концепции от экспрессионизма до абстракционизма: В. Кандинского, П. Клее, Р. Делоне, Х. Арпа и других. Элий Белютин. Автопортрет. 1968. Холст, масло.
В творчестве Элия Белютина отмечается беспрерывная попытка воплотить новые пластические решения, темы контактности в искусстве, обращенние к мыслям, эмоциям, образам современности. Сочетание экспрессивного языка пластики с жизнеутверждающей (фовистской) улыбкой, рационального подхода и эмоционального переживания, бесконечного постижения мира и всеобъемлющего желания – всё это перевести в орбиту форм, ритмов, красок. Элий Белютин. Признание. 1980. Цветная тушь, бумага. "Мужчина говорящий" - модуль"
Условное пластическое решение фигуры человека (одной или несколько), дано посредством некоего графического приема в лирической или патетической интонации и является основным мотивом произведений Белютина. Высказывания современных критиков и журналистов обогащают представление о мастере: «Углубленный символизм образов Белютина. . . отражают подсознательные импульсы, которые и составляют содержание произведений. . . » (Франко Миеле, Рим, 1971); «. . . русское искусство характеризует концентрация различных проблем, которые не могут не ощущаться глубоко именно русским художником. . . » (Жан Кассу, Париж, 1973); «Он утверждает соучастие духа и чувства зрителя в своем творчестве» (Ж. Дерваль, Париж, 1971). Ленин в своем ледяном гробу.
Активизируется альтернативное движение – искусство андерграунда или «другое искусство» . «Второй русский авангард» ориентируется на традиции раннего русского авангарда и зарубежные художественные течения: неопримитивизм, ассоциативно-метафизическое искусство, концептуализм. Леонид Соков, «Сталин и Мэрилин» , 2007, бумага, фотокопия, бронзовая краска, гуашь (1992).
Группа неофициальных живописцев организовала 15 сентября 1974 г. на пустыре в районе Беляево-Богородское экспозицию на открытом воздухе. Власть проводила акцию, направленную на подавление движения художников - нонкорформистов, которые не принимали догматов социалистического искусства и отстаивали право на свободу творчества. Леонид Соков Сталин и Монро. 1990 г.
Против этой выставки были брошены бульдозеры, поливальные машины и милиция. Инициаторами нашумевшей «Бульдозерной выставки» стали Рабин, Комар, Меламид, Немухин, Рухин. В. Комар и А. Меламид "Демонстрация" 1972 г. Виталий Комар, Александр Меламид. Пост-арт № 1 (Уорхол). 1973
29 сентября 1974 г. устроили однодневную акцию-выставку в Измайлово (70 художников). С 23 по 27 декабря – экспозицию работ в Ленинграде, во Дворце культуры Газа. Самая продолжительная выставка 88 неофициальных художников открылась в сентябре 1975 г. в Ленинграде, во Дворце культуры Невского района. Виталий Комар и Александр Меламид "Дружба народов" 1974 год
Возникает интерес к теме «двойного» синтеза, перфомансу, театральным и кинематографическим действиям: 1) «Свобода» – не самоцель, а инструмент проверить все ценности жизни; 2) «Свобода» ведёт к «бунту» (экзистенциональное начало); 3) «Абсурд» надо беречь; 4) Двойственность ситуации предполагает выбор (свобода без Бога или путь к Богу). Владимир Яковлев "Портрет мальчика" 1979 Владимир Вейсберг "Портрет Ани Блиновой" 1958 год
Камю отождествляет свободу действия со своим «призраком» (сам ношу свою истину, а небеса «пусты» ). Сартр акцентирует на «уповании смерти» , которую надо впустить в свою жизнь. Хайдеггер видит смысл жизни в сопротивлении к её упрощению. Олег Целков "Портрет Юрия Коренца" 1972 год
Крупнейшие социальные движения в Европе (1968 -1969 г. г. ) привели к осознанию необходимости образовать иные авангардные направления, получившие названия «неоавангард» . Нынешний авангард уже не стремится к всеобщей вовлеченности зрителя в свои акции, он занят самоанализом, новым научным экспериментом. Оскар Рабин "Христос в Лианозово" 1966 год
В книге «Искусство после философии» (1969) Джозефа Кошута (р. 1945) утверждается о наступлении концептуального искусства. Презентация некоего объекта носит название «концепта» , причем сочетание умозрительного построения видимого с ёмкой или менее значительной идеей существенно именно в конкретной ситуации, в данном месте. Важна программа действия, основанная на фактическом материале (документы, книги, предметы и т. п. ). Михаил Шварцман "Прощение" 1972 год Виктор Пивоваров "Полетели, полетели. . . " 1973 год
Парадокс заключается в том, что они используют «старую» традицию авангарда, применяя «нехудожественные материалы» (природные и социальные объекты, явления или ситуацию). Отличие концептуалистов от мастеров поп-арта заключается в отношении к форме. Форма не может быть интересной сама по себе и не является целью творчества — таково кредо концептуалистов. Дмитрий Краснопевцев "Натюрморт с цветочным горшком, обвязанным черной лентой" 1984 год
Особую тенденцию представляет Эд Рейнхард, стремящийся через организацию близких по цвету окрашенных участков холста создать некую концептуальную информацию, оказывая влияние на нынешнее концептуальное искусство, его информативное содержание (семантика) и язык форм (синтаксис). Эрик Булатов "Ели и сосны" 1963 год Владимир Вейсберг "Архитектурная композиция с кубическими формами" 1978 год
«Московский романтический концептуализм» сложился к началу 1970 -х годов. Предметом анализа данного художественного направления сделали метод социалистического реализма. Советское искусство вписали в авангардный проект и выступили с «эгоисторическим» оправданием. Эстетика художников Ильи Кабакова (р. 1933) и Виктора Пивоварова (р. 1937) апеллирует к очередным формам советской идеологии, растворенной в коммунальном быте. «Илья Кабаков. Прогулка на лыжах. 1973 год» .
Созданы новые виды творчества, соединяющие элементы литературы и изобразительных искусств ( «гибридные» формы): альбомы, картины «стенгазеты» , пространственные тексты, литературные комментарии к «коллективным действиям» . Илья Кабаков имеет образование художника-графика, исследует белый лист бумаги или оргалита, написанные от руки фразы, наклеенные предметы. Сюжеты работ ничтожны, неинтересны, противопоставлены пафосу официального советского искусства, признающего «общественно значимые темы» . Илья Кабаков. Шеренга. 1989. Литография
В 1972 году Кабаков изобретает жанр «альбома» (одновременно с Виктором Пивоваровым). Художник демонстрирует пестрое собрание разных «ролей» : скептик, материалист, чудак, мистик, простак. Он вынимает из коробки на пюпитре листы с рисунками и текстами, декларирует их в форме некоего «театра знаков» для немногих, затем обсуждает само комментирование. ВИКТОР ПИВОВАРОВ. Длинный Бык.
Борис Гройс определил в 1979 году истоки творчества «московского романтического концептуализма» . Ими становятся 1930 -е годы, выступающие в новой дидактической художественной форме для массового зрителя: «текстовая инсталляция» в красных уголках, стенгазетах, щитах с объявлениями, досках почета, графиках работы, агитационных стендах. ВИКТОР ПИВОВАРОВ. Калифорния. Диптих. 2007
Традиция репродуцирования апеллирует не к зрительной, а словесной «позиции» , удаляющей тебя от оригинала или предлагающей обратиться к другим свидетельствам подлинника ( «Запись на Джоконду» . 1980, или на дефицитные билеты на выставку, сделанных в форме гигантского приглашения). Позже Кабаков живёт и работает (с 1988 ) в Нью -Йорке. В. Пивоваров "Малевич в снегу"
Зарубежные мастера поп-арта первыми понимают «двойное значение» образов социалистической культуры. Посетив Москву, американец Джордж Сигал предложил «всех загипсовать и выставить» , видя только руины прошлого. Вместо отработанных артефактов предлагаются собственные механизмы «двойников» , героев-знаков, эмблематических композиций. В. Пивоваров "Московская готика" В. Пивоваров. Из цикла "Отшельники"
Муляжам продуктовых изделий на витринах магазинов могут позавидовать поп-артисты. Вожди (Ленин), легендарные герои (Чапаев), коллективные движения ( «стахановское» ) могут именоваться перформансом. Спортивные мероприятия, торжественные съезды, парады, демонстрации напоминают концептуальное искусство. В. Пивоваров из цикла "Стеклянные" Виктор Пивоваров. Лист из альбома Сакрализаторы. 1979
Одна из важных позиций московского концептуализма – это искусство «на уровне персонажа» . Начинается игра в выдумывание фиктивных человечков (гоголевских литературных «героев» ) с типическими чертами советского гражданина, над которым устанавливается тотальный контроль со стороны государства. Виктор Пивоваров Багатели. Сет из семи тарелок. 2007
Другой путь ситуации персонажности выбирают Виталий Комар (р. в 1943) и Александр Меламид (р. 1945), эмигрировавшие из СССР в 1975 году и живущие в Нью-Йорке с 1978 года. Они исполняют произведения от лица вымышленного персонажа, обращая традиционные стили в ироничную противоположность (эстетика постмодернизма отвергает понятие художественной оригинальности). Сталин и Музы.
Комар и Меламид – выпускники Строгановского художественно-промышленного училища (бывшего конструктивистского Вхутемаса) – анализируют традиции советской монументальной пропаганды и предлагают ироническую игру с советской символикой. Термин «соц-арт» зашифрован как симбиоз социалистического реализма и поп-арта. Именно в духе постмодернизма Виталий Комар и Александр Меламид создают «соц-арт» , используя символы 1930 -1950 -х годов. Крест и Молот Сталин Размышляя у бюста Маркса
Соцарт – деконструирование официальных мифов социалистического реализма. Антиутопический проект не следует рассматривать как средства манипуляции общественного сознания, официальной риторики или китча, а в плане образца постмодернизма, цитирующего исторические факты советского времени. Пейзаж с Могилой Ленина (триптих)
Комар и Меламид продолжили свою игру с понятием авторства, присвоили анонимный стиль советской агитации и поместили себя на место советских вождей в «Двойном автопортрете» (1973, холст, масло, диаметр 90 см). В 1980 -е годы их сотрудничество обретает «авторскую» направленность, пародируя героико-возвышенный официальный стиль сталинской эпохи и символику советского режима.
В 1970 -е гг. Э. Булатов и О. Васильев вводят «критику картиной» , т. е. вместо традиционного холста ( «окна в мир» ) предлагают форму «экрана» . Нейтральность художественного языка Булатов находит в ретушированных фотографических открытках или анонимной нехудожественной продукции. Эрик Булатов. Горизонт. 1971 -1972
К числу радикальных явлений подпольного искусства относят «религиозную абстракцию» 1960 х – 1970 -х годов. Эдуард Штейнберг (р. 1937) является представителем метагеометрического направления в живописи. «Не разорвать, а синтезировать мистические идеи русского символизма десятых годов и пластические идеи супрематизма, точнее, идеи К. Малевича» – такова программа художника, живущего в Москве и Париже. Эдуард Штейнберг. Композиция, 1986.
Живописец, график, дизайнер Михаил Шварцман (1926– 1997), заменил картину новой иконой и дал этому явлению собственное наименование «иература» и звание для себя – «иерата» . Автор индивидуального жанра «иератур» – абстрактно-символических и метафизических живописных образов – делил свои творения на «лицевые» и абстрактные. МИХАИЛ ШВАРЦМАН. Вестник белый. 1963
С 1970 -х годов наступает эра постмодернизма. Произведения отмечены «цитатами» из стилей разных эпох, «внешний фасад» особого «сценария» развития разнообразных форм и пространств, всевозможных эффектов и нововведенных элементов. Остроумное соединение монументальности (экскурс в прошлое) и демократичности (современные поиски) есть черта изысканного маньеризма, чем догматического постмодернизма. Дмитрий Плавинский
В постмодернизме присутствует разорванное эклектичное сознание (образ страдающего пессимиста или позднего романтика), аппелирующее к собственному набору коммуникативных знаков, их секуляризация. Толерантная культура постмодернизма отказывается от тотального пафоса событий, идеологий, идей ( «мягкий» модернизм «уставшей» Европы), уравнивая вечные и потребительские ( «гостевые» , пошлые) ценности. Дмитрий Плавинский. Ракушка. 1978
Неоавангардизм как альтернативная культура (взаимоприятие) занят поиском национальной парадигмы (примера, образца), конструкции собственной идентичности. Через абсурд и иронию (по А. Блоку – «изнурительный смех» , 1908) реабилитирована свобода выбора, индивидуальность, плюрализм (множество независимых начал бытия или оснований знания). С другой стороны, плюрализм соответствует (тождественен) неразборчивости, эклектизму в восприятии и усвоении идей, мнений. ДМИТРИЙ ПЛАВИНСКИЙ. Красноперка.
С середины 1960 -х годов французский философ, эстетик, литературовед Жак Деррида (р. 1930) перешёл на позиции постструктурализма и постмодернизма, опираясь на Ф. Ницше и М. Хайдеггера. К понятию «деконструкция» он трансформирует термин «деструкция» ( «разрушение» по Хайдеггеру) как непрерывный процесс, исключающий итог, обобщение смысла, его рассеивание. Дмитрий Плавинский. Дом. 1986. Литография.
Деконструкция означает критическое чтение и последующее «переписывание» прочитанного: «чтение – письмо» , предполагает для нас сосуществование и должествование. «С этого момента основание может быть дано, оно должно быть дано» . Другими словами, «мыслить бытие» – есть задача вечная и неизбывная; поиск того «почему» – процесс бесконечный. Дмитрий Плавинский Москва Черепаха. 1996 Дмитрий Плавинский Дерево. 1962
Жак Деррида, как создатель деконструктивизма, напоминает о спонтанном самопроизвольном событии (самоинтерпритации). У каждого бытия есть своё иное (Гегель). Деррида делает это «иное» множественным, бесконечным, «неразрешимым» . Дмитрий Плавинский Бегущая во тьме. 1972 Трехчастный офорт.
Модернизм – неклассический тип мышления. Зарождение постмодернизма – это 1960– 1970 -е годы (Ж. -Ф. Лиотар). Он логически вытекает из процессов модернизма как реакция на кризис его идей: Бога (Ницше), автора (Барта), человека (гуманитарности). Дмитрий Плавинский Заброшенная церковь. 1975 Трехчастный офорт.
Постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. Истиный идеал постмодернистов – хаос, именуемый Делезом «хаосмосом» . Дмитрий Плавинский Дом. 1986 Литография.
Постмодернистская философия выступает с позиций релятивизма (абсолютизации относительности, условности знаний, отрицание возможности познания объективной истины), противопоставляет себя Гегелю, рационализму, логоцентризму, отвергая известные гегелевские категории: бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истину, разум и т. д. Всё это ведёт к растерянности и смуте умов на рубеже ХХ-XXI веков. Дмитрий Плавинский Носорог. 1986 Офорт.
Чарлз Дженкс в книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) настаивает на создании эстетического артефакта (антиконструктивизма). В настоящее время определены типологические признаки постмодернизма: 1) использование готовых форм ( «художник-апроприатор» – Б. Гройс); 2) маргинальность (сближение с китчем); 3) ирония ( «цитирование» ); 4) синтетичность (сплав, сращение разных приёмов). Постмодернизм реабилитирует традиционность в искусстве (реализм, академизм, классику), поэтому по структуре похож на соцреализм (Эпштейн). Дмитрий Плавинский Старый рыцарь. 1975 Дмитрий Плавинский Старый Тбилиси. Авлабар. 1982
Рубеж веков отмечен ростом интереса к натурализму, как способу научной интерпритации проблем, реальностей, ценностей. Мир полицентричен и полифоничен. Поэтому традиционные архетипы, трансформируясь в настоящее, сталкиваются, переосмысливаются, оспариваются. Дмитрий Плавинский Саранча. 1963
Философы жаждали проникнуть в тайну «изначального» : Ницше писал о прафеноменах современной культуры в архаике, Шпенглер – о прасимволе в каждой культуре, Фрейд и Юнг искали архетипы психики, Гуссерль обращался к первоосновам знания, к миру дологических начал, Хайдеггер – к первослову и первопонятиям. Анатолий Зверев. Натюрморт. 1981
Немецкий философ М. Хайдеггер понимал произведения искусства современности через открытие и одновременно сокрытие истины Бытия, в умении его творца скользить мимо смысла, «застревать» на пути, «между» , «в порыве» , в «ничейном» пространстве, прорываться в космос, к трансцендентальному. Живопись опробует романтическую идею творящегося хаоса, из которого родится космос, а настоящее есть «между» (П. Валери сопоставляет образ творящегося хаоса с настраивающимся оркестром). Анатолий Зверев. Натюрморт.
Авангардисты одержимы будущим: время открытия – это и есть будущее в настоящем. Ницше пишет о сверхчеловеке (убивший в себе Бога), созидающем самого себя и свою судьбу, готов проторить путь в царство иного бытия (духовности человека). Живопись XX века похожа на расширяющуюся Вселенную, в которой проявилась, по Шпенглеру, «пространственная душа» европейского человека. Живописец захочет уподобиться ученому – заглянуть в атом или ген. К. Юнг считал, что «на самом дне» душа суть «вселенная» . Анатолий Зверев. Портреты.
Постмодернист предпочитает игровую комбинаторику и, перемешивая все со всем, не намерен копать вглубь. Он создает «строматы» (греч. – «лоскутное одеяло» ). Автоматические и механические техники письма, позволяющие достичь искомой «объективной случайности» (сюрреалистический термин) и нивелировать авторство. Анатолий Зверев. "Дон Кихот". 1970
Постмодернизм довел до тупикового предела идею «художественного космогенеза» , отбросил программы и утопии, предпочитая ироничное скольжение по поверхности и относительность всего и вся. Синкретизм, ритуальность, размывание авторского начала, принципиальный алогизм указывают на первобытные истоки. Анатолий Зверев. "Жаба". 1986
Постмодернист предпочитает погрузиться бездумно в «хаосмос» , не имеющий ни центра, ни основания, ни цели, ни причины, превращая ритуальность в прием, создание искусственного образа пустой скорлупы – симулакра (копии без образца). АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ. Кошка. 1961. Бумага, гуашь.
Теоретики постмодернизма для объяснения сложной «бесструктурной структуры» современного мышления и творчества введут в употребление понятие-метафору «ризома» . (корневище без корня), которое периодически выбрасывает пучки отростков-новаций. Понятие введено Ж. Делезом и Ф. Гваттари, которые в 1976 г. выпустили в свет книгу «Ризома» .
В постконцептуальном пространстве искусства царят слово (речь) и изображение (лучше «подвижная картина» ). Родоначальник видеоарта Гари Хилл предлагает «рассказпространство» , свой опыт переживания: «Нужно запустить «анестезию» в зрителя» . Важны витальность (эмоциональность), высшая сопричастность человеку, сострадающему и познающему жизнь, и «блокада» , как удивительное «приключение души» , умножающие скорбь и печаль, компоненты духовного восхождения.