Ненаучное познание, Сахарова Д.pptx
- Количество слайдов: 13
Ненаучное познание Сахарова Дарья, школа № 80, 10 «А» класс 2013 год.
До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но с развитием науки даже сегодня, в начале XXI века, большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. На ряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения.
Ненаучное познание Обыденное познание Мифологическое Жизненная мышление практика Народная Художественное Паранаука мудрость и познание здравый смысл Обыденное познание — это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности (в основе — опыт повседневной жизни, жизненная практика или результат коллективного опыта, накопленного поколениями людей).
Мифологическое мышление Мифология — объект исследования многих научных дисциплин(философии, истории, филологии и др. ), включающий древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки и др. Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. • Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Мифологическое мышление Особенности: • Всё происходящее в мире приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения (обязательный рассказ о прошлом, объяснение будущего и настоящего). • Моделирование человеческого поведения в определённых условиях (утверждается принятая в данном общество система правил и ценностей).
Виды мифов: • Мифы этиологические, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. • Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. • Мифы антропогонические повествуют о происхождении человека, первых людей, или племенных предков. • Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. • Мифы тотемические - о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей и видами животных и растений. • Мифы календарные - теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов. • Мифы героические - строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов… • Мифы эсхатологические о «последних» вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.
Жизненная практика Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. • Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, — это знания, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.
Народная мудрость и здравый смысл Обобщенные практические знания составляют основу народной мудрости. • Народная мудрость — это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок. • Здравый смысл — стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причём эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Здравый смысл – явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако всё-таки с течением времени изменения происходят.
Художественное познание Искусство имеет дело с художественным освоением Мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. • Художественное познание - образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Можно узнавать о прошлом с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение даёт эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определённых обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.
Паранаука • Паранаука — обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного обоснования.
Особенности паранауки: • Туманность и загадочность сведений, которыми паранаука оперирует. • Нередко используются сведения, не подтверждающиеся экспериментом. • Претензия на универсальность. • Претензия на исключительность. • Завышенные претензии на внимание к себе. • Всякие предложения провести дополнительные эксперименты или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. • Паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к традиционной науке, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе.
Паранаука Хотя паранаука иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремлений обойти те факты, которые не способствуют или противоречат используемым ею методам.
Благодарю за внимание