Немецкое искусство XIX века.ppt
- Количество слайдов: 55
Немецкое искусство второй половины XIX века
Бидермайер
Библиография Монографии, альбомы и другие источники: Ю. А. Тарасов. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и послеромантического времени // Вопросы отечественного и зарубежного искусства / Ред. Н. Н. Калитина, И. Д. Чечот. Вып. 4. Л. , 1990. С. 69 -82. Е. Федотова. Бидермайер. М. , 2005. Е. Ходаковский. Немецкая живопись. СПб. , 2004. Немецкое искусство XIX века // Всеобщая история искусства. М. , 1964. Т. 5. С. 258 -290. Электронные источники: http: //www. bhak-bludenz. ac. at. /literatur/biedermeier/
Термир «бидермайер» , как и термин «романтизм» , возник в истории искусства довольно случайно. В 1848 году поэт Й. фон Шеффель опубликовал в мюнхенских «Летучих листках» два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» (порядочного человека. – Ю. Т. ) и «Сетования праздного Майера» . Вскоре другой немецкий поэт Л. Айхродт из существительного бидерман и имени Майер составил псевдоним Бидермайер, под которым стал с 1850 году публиковать в «Летучих списках» свои сатирические стихотворения. Тогда же, с легкой руки Кузмауля, друга и однокашника Айхродта по университету в Гейдельберге, произошла персонификация псевдонима Бидермайер с конкретной личностью провинциального школьного учителя С. Ф. Заутера, издавшего в 1845 году за собственный счет книгу своих юмористических стихотворений. Кузмауль, случайно натолкнувшись на книгу Заутера, отобрал из нее несколько наиболее понравившихся ему стихотворений и, добавив к ним несколько собственных, стилизованных под Заутера, послал их Айхродту. Последний, познакомившись со стихами, решил, что они вполне годны для публикации. И с октября 1854 до начала 1857 года в выходивших еженедельно «Летучих листках» печатались стихотворения швабского школьного учителя Готтлиба Бидермайера и его друга Горация Прямодушного. В 1869 году они были опубликованы в сборнике, озаглавленном «Комические песни Бидермайера» , а затем переизданы в 1911 году под заглавием «Книга Бидермайера. Стихотворения Людвига Айхродта и Адольфа Кузмауля, а также ставшие для них образцом стихотворения школьного учителя Самуэля Фридриха Заутера, собранные и изданные Людвигом Айхродтом» .
<…> Как писал Айхродт во введении к «Комическим песням Бидермайера» , Заутер был образцом «скромного бидермайра, который, довольствуясь своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом местечке, умудрялся отыскать и в участи непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного счастья» . Состояние самоуспокоенности, тяга к созданию «священного» личного мирка, столь ярко воплощенные в образе Бидермайера, отражали явление, характерные для образа жизни и стиля в искусстве Германии и Австрии 1815 -1848 Ю. А. Тарасов. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и послеромантического времени // Вопросы отечественного и зарубежного искусства / Ред. Н. Н. Калитина, И. Д. Чечот. Вып. 4. Л. , 1990. С. 69 -70.
Людвиг Рихтер. Переправа у Шреккенштейна. 1837
Людвиг Рихтер. Свадебное шествие весной. 1847
Людвиг Рихтер. Женевьева в лесу. 1841
Мориц фон Швинд. Свадебное путешествие. 1867
Мориц фон Швинд. Утренний час. 1858
Карл Шпицвег. Бедный поэт. 1839
Карл Шпицвег. Книжный червь. 1850
Дюссельдорфская школа
Вильгельм Каульбах. Разрушение Иерусалима. 1846
Карл Пилоти. Сени перед трупом Валленштейна. 1855.
Реализм в немецком искусстве Адольф фон Менцель
Адольф Менцель. Комната с балконом. 1845
Адольф Менцель. Ангальтская железнодорожная станция при свете луны. 1846
Адольф Менцель. Сад принца Альбрехта. 1846
Адольф Менцель. Железная дорога Берлин-Потсдам. 1847
Адольф Менцель. Театр Жимназ. 1856
Адольф Менцель. Концерт в Сан-Суси. 1852
Адольф Менцель. Вильгельм I уезжает на фронт, 31 июля 1870. 1871
Адольф Менцель. Автопортрет с рабочим около парового молота. 1872
Адольф Менцель. Железопрокатный завод. 1875
Вильгельм Лейбль. Портрет госпожи Гедон. 1868 -1869
Вильгельм Лейбль. Старая парижанка. 1869 -1870
Вильгельм Лейбль. Кокотка. 1869
Вильгельм Лейбль. Деревенские политики. 1877
Вильгельм Лейбль. Три женщины. 1878 -1882
Вильгельм Лейбль и Сперл за охотой на куропаток. 1890 -1895
Макс Либерман. Ощипывание гусей. 1872
Макс Либерман. Урок шитья в приюте для сирот. 1876
Макс Либерман. Изготовительницы консервов. 1879
Макс Либерман. Сапожная мастерская. 1881
Макс Либерман. Дети, купающиеся в море. 1899
Макс Либерман. Игра в теннис у берега моря. 1901
Макс Либерман. По дороге в школу в Эдаме. 1904
Символизм в немецком искусстве
Ансельм Фейербах. Автопортрет. 1854 -1858
Ансельм Фейербах. Паоло и Франческа. 1863
Ансельм Фейербах. Медея. 1870
Ансельм Фейербах. Ифигения. 1871
Арнольд Бёклин. Пан, пугающий пастуха. 1858
Арнольд Бёклин. Остров мертвых. 1880
Арнольд Бёклин. Русалки. 1886
Арнольд Бёклин. Война. 1896
Арнольд Бёклин. Чума. 1898
Франц Штук. Грех. 1893
Франц Штук. Саломея. 1906
Ганс фон Маре – один из самых значительных немецких живописцев второй половины XIX в. и, вероятно, самая оригинальная, проблематичная личность в изобразительном искусстве Германии этого времени. При жизни (он родился в Эльберфельде в 1837 и умер в Риме в 1887) о нем знали лишь немногие: его высоко ценили за подвижническую целеустремленность немецкие мастера, работавшие в Италии, например, А. Фейербах и А. Бёклин. Глубокое уважение питали к нему ученики и немногочисленные друзья. Среди них был философ и теоретик искусства Конрад Фидлер, который покровительствовал художнику и поддерживал его в художественный исканиях. В круг ближайших друзей-учеников входил и выдающийся скульптор, а также теоретик искусства Адольф Гильдебранд. Еще в 1885 году берлинский торговец картинами Фриц Гурлит пытался заинтересовать берлинскую публику картинами Маре, но безуспешно; выставка прошла почти незамеченной И. Д. Чечот «Творчество Ганса фон Маре. От классического искусства к современности» // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Межвузовский сборник под редакцией Калитиной и Чечота. Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 171 -172.
Ганс фон Маре. Купание Дианы. 1863
Ганс фон Маре. Роспись зоологической станции в Неаполе. 1873. Северная стена
Ганс фон Маре. Роспись зоологической станции в Неаполе. 1873
Ганс фон Маре. Геспериды. 1884
Немецкое искусство XIX века.ppt