Немецкий романтизм.ppt
- Количество слайдов: 55
Немецкий романтизм
Библиография Монографии, альбомы и другие источники: Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л. , 1973. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб. , 1996. Эстетика немецких романтиков. М. , 1987. Тарасов Ю. А. , Из истории немецкого романтизма. Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге. СПб. , 2006. Ходаковский Е. В. , Немецкая живопись. 1330 -1945. СПб. , 2004.
Шеллингова натурфилософия разработала первоклассно важные для романтизма мотивы. Для нее нет царства застывших форм и очерченных навсегда или хотя бы лишь надолго отдельных явлений. Она всюду видит единую творимую жизнь. Природа и жизнь суть, по Шеллингу, непрерывное творчество, творя самих себя, они себя же самим себе открывают, они возвышаются в своем развитии со ступени на ступень, покамест не кончают миром культуры и человека. В том, что у Шеллинга столь решительно распалась традиционная точка зрения на мир, стабилизующая его сколько возможно, в этом нельзя не видеть прямого воздействия на Шеллинга революционной практики, ничего в мире традиционном не оставившей нетронутым, все пересоздавшей, поднявшей миллионы людей на творчество новых жизненных условий. Позиция романтиков, покамест они оставались романтиками, всюду одна и та же: творимая жизнь – в природе, в истории, в обществе, в культуре, в индивидуальном человеке. Творимая жизнь – в ней первоосновной импульс к эстетике и к стилю романтиков, к их картине мира. Связь с идеей творчества как с универсальнейшей из всех идей указывает и на внутреннюю связь романтиков с революцией, независимо от того, что они сами могли думать и утверждать по этому поводу. Идея творчества имела свои вековые традиции и связи, но романтики впервые для себя освоили ее и превращали в свое духовное достояние через революцию, которой они были живыми свидетелями. Философия природы Шеллинга далеко выходила за пределы осмысления каких-либо специально обособленных областей бытия. Ей присущ был характер всеобщего учения о том, на каких основах движется мировая жизнь, об изменчивости, переворотах, о переходах от низшего к высшему как о главных ее законах. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л. , 1973
«Когда от меня требуют, чтобы я дал определение романтизма, то для меня это непосильно. Я не знаю никакого различия между поэтическим и романтическим» . «Но поэзия есть и всегда остается поэзией, она все та же, называйте ее как хотите, классической или романтической. Уже сама по себе она романтическая, и нет иной поэзии, нежели романтическая. Указать на различия я не могу» . «Многие современные поэты объявили себя романтиками, другие старались создавать поэзию антиромантическую. И те и другие все равно романтики, если только они в самом деле поэты. Так называемая поэзия современных противников романтизма есть не что иное, как отсутствие поэзии» . Людвиг Тик
Едва ли весь ранний романтизм сводится к делам и дням иенской школы, сложившейся в Германии на самом исходе XVIII столетия. Она же, иенская школа, были и высшим расцветом романтики. Историю немецкой романтики давно принято делить на два периода: расцвет-упадок. Расцвет приходится на иенскую пору. За иенским романтизмом стоит некая коллективная личность школы и биография школы, и с них нужно начинать. Город Иена оказался резиденцией школы по некоторым особым обстоятельствам. Пользовался славой его университет, где преподавал еще недавно Шиллер и продолжал преподавать Фихте. Там скопилась молодежь, на лад романтиков настроенная, по словам злого современника, кроме вопроса: что есть истина, пренебрегавшая всеми вопросами чуть поменьше. Вблизи Иены находился Веймар, место жительства Гете и Шиллера, Гердера и в силу этого столица немецкой культуры. С Веймаром у романтиков были свои отношения, не всегда дружелюбные, но всегда живые, порой до остроты живые, и побудительные для них. В стареющем Гете они надеялись найти богапокровителя. Гете охотно принимал от романтиков из необыкновенно рьяное поклонение, примеров которому в Германии до них никогда не было, но от других способов сблизиться с ними Гете воздерживался. Он мог благосклонствовать Августу Шлегелю как знатоку метрики или Шеллингу как натурфилософу, строго, хотя и не возбуждая обид, соблюдая должную дистанцию между собой и романтическим движением как таковым.
Август Шлегель первым поселился в Иене, еще в 1790 году, а с 1798 по 1800 год стал профессорствовать в Иенском университете. С этого же года по 1803 -й там же действовал и Шеллинг. Были попытки и со стороны Фридриха Шлегеля овладеть университетской кафедрой. Дом Августа Шлегеля в Иене стал местом романтических сборищ. Одни наезжали в Иену, другие жили там – в 1799 году в Иене поселились Тик и Фридрих Шлегель с Доротеей, ставшей его женой. В среде романтиков царило величайшее оживление, они создавали новую литературу, новую философию, безжалостно рассчитывались с неугодными современниками, пародировали, передразнивали, насмехались и забавлялись. Один из свидетелей жизни в доме Августа Шлегеля заявил, что она невыносима, - слишком много в этом доме комикуют и острят, слишком много расходуют здесь ума и игры ума. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л. , 1973.
Назарейцы
Петер фон Корнелиус. Свидание Иосифа с братьям. 1816 -1818
Иоганн Фридрих Овербек. Продажа Иосифа в рабство. 1816 -1818
Иоганн Фридрих Овербек. Портрет Франца Пфорра. 1811
Иоганн Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1812 -1828
Иоганн Фридрих Овербек. Торжество религии в искусстве. 1840
Петер фон Корнелиус. Фауст и Мефистофель у Равенштейна. 1809 -1811
Мюнхенская глиптотека
Мюнхен. Старая пинакотека.
Петер фон Корнелиус. Апокалипсические всадники. 1843.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Брак в Кане. 1819
Мюнхенский королевский дворец
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Росписи Мюнхенского дворца. 1827 -1848
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Росписи Мюнхенского дворца. 1827 -1848
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Библия в картинках. 1860 -е.
Стасов о назарейцах: «Они вышли все подражателями и маньеристами, несовершенными по художественным свои средствам и еще блее несоврешенными по коренному духу своему. Все равно, к чему ни направлялись их усилия: к грандиозному ли, как у Корнелиуса и Каульбаха или притворносентиментальному и старообрядческому, как у Овербека…»
Филипп Отто Рунге 1777 -1810
Урок соловья. 1802
Сладостной флейтой по началу то громче, то тише, Пой, пока вдалеке не затихнет звук твоей флейты, А потом затруби, чтобы гулко верхом дерев лес тебе вторил Потом сладостной флейтой запой, пока не затухнут звуки в бутончиках розы.
День. 1803
Вечер. 1803
Малое утро. 1809 -1810
Большое утро. 1809 -1810
Автопортрет. 1802
Портрет Луизы Пертес. 1805
«Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров, у них бездонные глаза, они посвящены во многое, о чем и не догадываются, о чем уже забыли, если когда-то знали, обыкновенные зрители, стоящие перед картиной» Филипп Отто Рунге
Романтизм установил культ ребенка и культ детства. XVIII век до них понимал ребенка как взрослого маленького формата, даже одевал детей в те же камзольчики, прихлопывал их сверху паричками с косичкой и под мышку подсовывал им шпажонку. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. Если говорить языком Фридриха Шлегеля, то в детях нам дана как бы этимологизация самой жизни, в них ее первослово. В том же смысле высказывался Новалис: «Каждая ступень развития начинается с детства. Поэтому земной человек, обладающий наивысшим развитием, так близок ребенку» . В детях максимум возможностей, которые рассеиваются и теряются позднее. Внимание романтиков направлено к тому в детях и в детском сознании, что будет утеряно взрослыми. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л. , 1973. С. 31
Портрет детей Хюльзенбек. 1805
Мы втроем (Автопортрет с женой и братом Даниэлем). 1805
Портрет родителей. 1806
Цветовой шар. 1810
Каспар Давид Фридрих 1774 -1840
Библиография Монографии, альбомы и другие источники: Тарасов Ю. А. , Из истории немецкого романтизма. Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге. СПб. , 2006. Ходаковский Е. В. , Каспар Давид Фридрих и архитектура. СПб. , 2003. Вольф Н. , Каспар Давид Фридрих, 1774 -1840. . художник спокойствия. М. , 2006. Электронные источники: http: //www. caspar-david-friedrich-gesellschaft. de/
Туман. 1807
Крест в горах. Теченский алтарь. 1808
Утро в Исполинских горах. 1810 -1811
Монах у моря. 1810 -1811
Аббатство в дубовом лесу. 1810 -1811
Вид гавани. 1815 -1816
На паруснике. 1818 -1819
Странник над облаками. 1818
Меловые скалы в Рюгене. 1818
Женщина, созерцающая заходящее солнце. 1819
Полярное море. 1823 -1824
Крушение во льдах. 1798
Луга близ Грейфсвальда. 1820 -1822
Ступени жизни. 1835
Немецкий романтизм.ppt