Немецкая социология_3.ppt
- Количество слайдов: 36
Немецкая социология XIX - нач. ХХ веков Лекция 3
Социология Карла Маркса (1818 -1883) • Экономическофилософские рукописи (1844) • Тезисы о Фейербахе (1845) • Немецкая идеология (1846) • Манифест коммунистической партии (1848) • Капитал, Т. 1. (1867) • Гражданская война во Франции (1871) • Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1885)
Социология К. Маркса: человек и общество • Человек – это, прежде всего, «homo faber» , человек производящий. • Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой. • Общество - это «продукт взаимодействия людей» ; при этом люди не свободны «в выборе той или иной общественной формы» . • Личность – продукт социально-исторического развития общества. • Социальность проявляется не только в форме «непосредственной коллективности» , когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.
Социология К. Маркса: формационный подход • Формации - это «ступени» развития общества, от наименее прогрессивной - к наиболее прогрессивной. Определить, к какой формации относится то или иное общество, значит определить его возраст. • Общественная формация - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия.
Социология К. Маркса: формационный подход
Социология К. Маркса: формационный подход • Производительные силы и производственные отношения находятся в состоянии соответствия и взаимодействия; • Ведущую роль играют производительные силы; • Производительные силы и производственные отношения – это базис; • Юридические и политические отношения и институты, мораль, наука, религия, искусство – надстройка.
Социология К. Маркса: формационный подход В общественную формацию входят и такие компоненты, как: • структура социальных классов, групп и слоев, • форма семьи, • образа жизни, • повседневная жизнедеятельность людей, • Потребление.
Социология К. Маркса: классификация формаций В основе классификации - различия в способе производства. 1. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4. Буржуазная 2, 3 и 4 формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер 5. Коммунистическая формация
Социология К. Маркса: теория классов • В широком смысле: Классы – это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя сословия и любые более или менее значительные социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы. • В узком смысле: Классы – это социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства.
Социология К. Маркса: теория классов 1. «класс в себе» 2. «класс для себя» - это класс, осознавший себя как особую социальную группу со своими собственными интересами, противостоящую другим группам «класс в себе» «класс для себя»
Социология К. Маркса: теория классов Дихотомическое деление общества на классы: 1. Непроизводительные, господствующие, угнетающие, эксплуатирующие классы (Буржуазия) 2. Производительные, подчиненные, угнетаемые, эксплуатируемые классы (Пролетариат) Буржуазия Пролетариат
Социология К. Маркса: теория классов • Борьба между классами – это выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. • Пролетариат и буржуазия - последние классы-антагонисты. • Будущая коммунистическая формация - это бесклассовое общество.
Социология К. Маркса: идеология и наука • Идеология – сознательное и бессознательное мифотворчество, призванное, во-первых, заменить подлинную социальную практику, вовторых, замаскировать свою связь с этой практикой. • Наука - антипод идеологии.
Социология Макса Вебера (1864 - 1920) Основные труды: • «Протестантская этика и дух капитализма» • «Класс. Статус. Партия» • «Хозяйство и общество» • «Наука как призвание и профессия» • «Политика как призвание и профессия» • «О некоторых категориях понимающей социологии» • И др.
Социология М. Вебера: социальное действие • Действие – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. • Социальное действие – действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. • Мотив – некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия. • Цель и средства.
Социология М. Вебера: идеальные типы социальных действий 4 типа социального действия (идеальные типы): 1) Аффективное (в основе эмоциональное состояние актора) 2) Традиционное (в основе длительная привычка) 3) Ценностно-рациональное (в основе вера в ценность определенного поведения как такового) 4) Целерациональное (в основе рациональный расчет)
Идеальные типы социальных действий Тип Цель Целерациональ- Ясно осознается. ное Предвидятся последствия. Средства Характеристика Целесообразные Полностью рациональное действие. Ценностнорациональное Само действие Адекватные как заданной цели самостоятельн ая ценность Рациональность может быть ограниченной – иррациональностью (ритуал, этикет, . . ) Традиционное Минимальное Привычные целеполагание (осознание цели) Автоматическая реакция на привычные раздражители Аффективное Не осознается Стремление к немедленному удовлетворению страсти Подручные
Социология М. Вебера: рационализация Аффективн ое Традиционно е Ценностнораци ональное Целерациональное
Социология М. Вебера: рационализация • Рационализация социального действия — это тенденция исторического процесса. • Рационализация выражается в увеличении доли целерациональных действий и в усилении их значимости с точки зрения структуры общества в целом. • Т. е. рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление, образ мышления. • Усиливается социальная роль научного знания. • Рационализация проявляется во всех сферах жизни. • Рационализация – процесс, посредством которого сфера человеческих отношений становится предметом расчета и управления.
Социология М. Вебера: «Понимающая социология» Категория «понимание» • Социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. • Суть «понимания» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям, по своему убеждению, служат.
Социология М. Вебера: понимание социального действия ( «Понимающая социология» ) Не всякое действие является социальным! Социальное отношение – поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на него. Важность категории «понимание» в социальных науках: социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Понять – выяснить субъективный смысл действия. Суть понимания – узнать, какое именно значение действующий придает своим действиям, раскрыть субъективный смысл действия.
Социология М. Вебера: идеальный тип Идеальный тип – некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон» (эталон для сравнения, а не стремления к нему). Идеальные типы – гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений, и имеющие объяснительную ценность. «Идеальный» = «чистый» , «абстрактный» . Примеры идеально-типических конструкций: типология действий, типология легитимного господства, бюрократия, капитализм, секта, ремесло, церковь и т. д.
Социология М. Вебера: концепция господства Отношения господства-подчинения: В основе взаимные экспектации: со стороны управляющего ожидание того, что отдаваемое распоряжение будет непременно исполнено; со стороны управляемого ожидание того, что управляющий имеет право на отдание таких распоряжений.
Социология М. Вебера: концепция господства Власть ≠ Господство. Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная. Легитимность порядка может быть гарантирована: 1) Аффективно 2) Ценностно-рационально 3) Религиозно Три идеальных типа господства: 1. Легально-рациональное (в основе легитимности убежденность в законности установленных порядков); 2. Традиционное (в основе легитимности убежденность в святости традиций); 3. Харизматическое (в основе легитимности убежденность в особых качествах управляющего).
Социология М. Вебера: бюрократия Понятие «бюрократия» имеет два смысла: 1) определенный способ управления; 2) особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления. Бюрократия – рациональная организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия – некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами. Бюрократия: 1) в позитивном смысле (западная рациональная система управления); 2) в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), т. е. система управления, в которой инструкции, приказы, задания и формальные атрибуты власти становятся самоцелью.
Социология М. Вебера: бюрократия Принципы бюрократической концепции организационной структуры: • иерархическое построение организации; • иерархия приказа, построенная на легальной власти; • подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных; • специализация и разделение труда по функциям; • четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов; • система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами; • ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.
Социология Георга Зиммеля (18581918) Основные работы: • «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» • «Философия денег» • «Социология. Исследование форм обобществления» • «Основные вопросы социологии (индивид и общество)»
Георг Зиммель: понятие «взаимодействие» Взаимодействие есть «жизнь как процесс» . «… общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или определеных целей» . Общество существует там, где во взаимодействие вступает множество индивидов, а также групп индивидов. Наличие устойчивых форм взаимодействия → определение форм взаимодействия: формы социации (обобществления).
Георг Зиммель: понятие «взаимодействие» • «Все то, что наличествует в индивидах в виде влечений, интересов, целей, стремлений, психических состояний и движений, то, из чего формируется воздействие на других людей или что способствует восприятию этих воздействий, я обозначаю как содержание, т. е. материю обобществления» . • «форма есть взаимодействие элементов, благодаря которому они и образуют единство»
Георг Зиммель: метод, предмет и задачи социологии Социология состоит из трех частей: 1. Общая социология – занимается изучением уже устоявшихся аспектов общественной жизни. 2. Чистая (формальная) социология – описание и систематизация чистых форм обобществления. Выполнение методологической функции. 3. Философская социология – привносит в науку об обществе элементы теории познания и метафизики. Суть социологического метода – вычленение в их совокупном предмете особенного ряда факторов, становящихся собственным предметом социологии, — «чистых форм социации» .
Георг Зиммель: формальная социология Форма определяется по задачам, которые она выполняет: 1) форма соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство; 2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний; 3) форма структурирует содержания. Содержание – «материя» социального.
Георг Зиммель: формы взаимодействия 1. Социальные процессы: мода, конфликт, сотрудничество, свидание, разделение труда, соперничество, господство, образование партий и т. д. 2. Социальные типы: циник, кокетка, бедняк, аристократ и. т. д. 3. Модель развития: увеличение размера группы ведет к дифференциации и увеличивает способность к ассоциациям.
Георг Зиммель: характеристики форм взаимодействия 1. Количество участников. Определенные формы обобществления возможны уже и для одного человека, это одиночество и свобода. Начиная с группы в три человека, можно говорить об обобществлении в полном смысле этого понятия. 2. Отношения между участниками. Благоприятные отношения между взаимодействующими людьми описываются посредством понятия «сплоченности» . Наивысшая степень сплоченности – любовь. 3. Пространство взаимодействия. «социальное пространство» - сфера, которую участник общения считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей или социальных групп.
Георг Зиммель: концепция понимания Понимание – метод, характеризующий только и исключительно социальное познание, ибо на место формальных общенаучных критериев адекватности выдвигается новый, содержательный, социальный по самой своей природе критерий. Процесс понимания проходит 2 ступени: 1. Понимание объективного действия, а не действующего лица (я понимаю не говорящего, а сказанное), 2. Понимание мотивов и чувств самого действующего индивида. Итог понимания – не обнаружение каких-либо звеньев причинно-следственной цепи, а открытие смысла действия.