Скачать презентацию НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Тема 5 Лекция 1 Скачать презентацию НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Тема 5 Лекция 1

Tema_5_lektsia_1_Nem_klas_filosofia.ppt

  • Количество слайдов: 55

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Тема 5. Лекция 1. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Тема 5. Лекция 1.

Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв) Материалистическое направление Идеалистическое направление Людвиг Фейербах Иммануил Кант Карл Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв) Материалистическое направление Идеалистическое направление Людвиг Фейербах Иммануил Кант Карл Маркс Иоганн Фихте Фридрих Энгельс Фридрих Шеллинг Георг Гегель

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ o Представляет из себя вершину рационалистического мышления; o Преимущественное развитие идеалистического направления: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ o Представляет из себя вершину рационалистического мышления; o Преимущественное развитие идеалистического направления: представлены обе ветви идеализма: объективный и субъективный; o Главенствующее место занимают гносеологические вопросы;

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ o Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития; o ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ o Развитие диалектики как философского метода и принципа; обоснование идеи развития; o Энциклопедичность, широта охвата, всестороннее изучение предмета исследования; o Подчеркивалось особое значение знаний о человеке в структуре философии (философская антропология);

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ o Превращение философии в науку: четкое определение предмета исследования; строгость метода; обращение ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ o Превращение философии в науку: четкое определение предмета исследования; строгость метода; обращение к конкретным фактам; логичность и точность рассуждений; разветвленность понятийного аппарата; o Разрабатывался и подчеркивался принцип деятельности и свободы (человек – создатель мира культуры, продукт собственной деятельности).

ИММАНУИЛ КАНТ o Гениально одарённый философ. Он полагал, что совершил коперниковский переворот в философии ИММАНУИЛ КАНТ o Гениально одарённый философ. Он полагал, что совершил коперниковский переворот в философии и науке. o Главное внимание уделил объяснению самого трудного для понимания – возможности научного и философского знания. o Разработал последовательную философскую систему и дал ответ на вопросы: «Что я могу знать? » , «Что я должен делать? » , «На что я могу надеяться? » o Домик Канта (1724 -1804)

ТВОРЧЕСТВО КАНТА Основные периоды творчества Докритический до 70 -х г. г. XVIII в Критический ТВОРЧЕСТВО КАНТА Основные периоды творчества Докритический до 70 -х г. г. XVIII в Критический нач. 70 -х гг. XVIII в. - 1804 г

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ o Всеобщая o o естественная история и теория неба (1755) Критика чистого ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ o Всеобщая o o естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДОКРИТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА o Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДОКРИТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА o Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения; o природа находится в постоянном изменении и развитии; o движение и покой относительны; o все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. o Чтение лекций в университете Кёнигсберга

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КРИТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА o В основе философских o o o исследований лежит проблема ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КРИТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА o В основе философских o o o исследований лежит проблема ПОЗНАНИЯ; Интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, логики, этики, социальной философии; Выходят фундаментальные произведения, в связи с которыми этот период получил название: «Критика чистого разума» , «Критика практического разума» , «Критика способности суждения» .

ФИЛОСОФИЯ КАНТА – ЭТО ФИЛОСОФИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО СУБЪЕКТА o Обосновал систему ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО идеализма ( «Трансцендентально» ФИЛОСОФИЯ КАНТА – ЭТО ФИЛОСОФИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО СУБЪЕКТА o Обосновал систему ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО идеализма ( «Трансцендентально» от лат. Transcendentalis - выходящий за пределы) - Сделал предметом философии специфику ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА, который , по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. --- ЗАДАЧА КАНТА: установить различия между объективными и субъективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах; --- Переосмысливает само понятие СУБЪЕКТА и ВПЕРВЫЕ в философии ставит вопрос О ВСЕОБЩНОСТИ СУБЪЕКТА; -- УРОВНИ СУБЪЕКТА: 1 уровень: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) 2 уровень: трансцендентальный (надиндивидуальное начало в человеке, т. е. всеобщее определение человека как такового).

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАНТА ЗНАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ: АПРИОРНЫЕ, т. е. АПОСТЕРИОРНЫЕ (от изначально данные, предшествующие опыту. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАНТА ЗНАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ: АПРИОРНЫЕ, т. е. АПОСТЕРИОРНЫЕ (от изначально данные, предшествующие опыту. ИСТОЧНИКОМ их являются познавательные способности души (рассудок, способность суждения о прекрасном, разум. ) лат. «a posteriori» - из последующего). Источником их является ОПЫТ, ЭМПИРИЯ. Это знание может быть только предположительным, - необходимо проверить на практике, - не всегда является истинным.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАНТА o Связь априорного и апостериорного знания обеспечивается продуктивным ВООБРАЖЕНИЕМ СУБЪЕКТА. o ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАНТА o Связь априорного и апостериорного знания обеспечивается продуктивным ВООБРАЖЕНИЕМ СУБЪЕКТА. o Сам субъект вынуждает априорное знание ВЫХОДИТЬ ЗА СВОИ ПРЕДЕЛЫ, перешагивать их и объединяться с эмпирическим знанием (трансцендентальным). o СЛЕДОВАТЕЛЬНО: научное знание трансцендентально не само по себе, а лишь в качестве объединяемого с эмпирическим знанием. o ТАКИМ ОБРАЗОМ, благодаря активности субъекта априорное знание как бы накладывается на эмпирическое.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАНТА ВСЕ СУЖДЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ – СИНТЕТИЧЕСКИЕ – в в них ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАНТА ВСЕ СУЖДЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА: АНАЛИТИЧЕСКИЕ – СИНТЕТИЧЕСКИЕ – в в них ПРЕДИКАТ (признак) содержится в субъекте. ИСТИННОСТЬ аналитического суждения следует из него самого них ПРЕДИКАТ не содержится в субъекте, он к нему присоединяется. Присоединение предиката к субъекту обеспечивает рост знания. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И АПРИОРНО, И СИНТЕТИЧНО

Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Отношение между содержанием субъекта и предиката Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения S P Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения S P

Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Примеры аналитических суждений Примеры синтетических суждений Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Примеры аналитических суждений Примеры синтетических суждений Все тела протяжённы. Некоторые тела имеют тяжесть. Целое больше своей части. «Лунная соната» состоит из трёх частей. Столица – место пребывания правительства. Канберра – столица Австралии.

УЧЕНИЕ ОБ АНТИНОМИЯХ РАЗУМА. o причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – УЧЕНИЕ ОБ АНТИНОМИЯХ РАЗУМА. o причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. o Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии).

ВИДЫ АНТИНОМИЙ Ограниченность пространства: o -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. ВИДЫ АНТИНОМИЙ Ограниченность пространства: o -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. o -Мир не имеет начала во времени и безграничен. Простое и сложное: o -Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых; o - В мире нет ничего простого.

ВИДЫ АНТИНОМИЙ Свобода и причинность: o -Существует не только причинность по законам природы, но ВИДЫ АНТИНОМИЙ Свобода и причинность: o -Существует не только причинность по законам природы, но и свобода; o -Свободы не существуют. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. Наличие Бога: o -Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего; o -Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

СХЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ФЕНОМЕН и НОУМЕН) o внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств СХЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ФЕНОМЕН и НОУМЕН) o внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств человека; o органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений; o человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

СХЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ФЕНОМЕН и НОУМЕН) o целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме СХЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ФЕНОМЕН и НОУМЕН) o целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; o реальный мир является совокупностью «вещей в себе» - ноуменов, которые не могут быть поняты разумом; o человеческий разум может лишь познать «вещь для нас» - феномен, но не их внутреннюю сущность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА o. Чувственность – это способность ощущать вещи. o. Формы чувственности: пространство ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА o. Чувственность – это способность ощущать вещи. o. Формы чувственности: пространство и время.

o Рассудок – способность к простым понятиям и суждениям. o Формы рассудка – категории o Рассудок – способность к простым понятиям и суждениям. o Формы рассудка – категории (предельно общие понятия) Категории количества единство; множество; цельность. Категории качества: реальность; отрицание; ограничение Категории отношения: Категории модальности (противоположности): присущность и самостоятельность; причина и следствие; возможность и невозможность; взаимодействие. существование и несуществование необходимость и случайность.

Разум – способность к умозаключениям и высшим идеям. Постулаты практического разума Бессмертие души Свобода Разум – способность к умозаключениям и высшим идеям. Постулаты практического разума Бессмертие души Свобода воли Бытие Божие Психологическая идея Космологическая идея Теологическая идея

ВЫВОД: «Что я могу знать? » И. Кант отвечает на этот вопрос отрицательно – ВЫВОД: «Что я могу знать? » И. Кант отвечает на этот вопрос отрицательно – «мир в принципе непознаваем» . o Познавательные способности человеческого разума ограничены. o Попытка выйти за рамки собственного познания приводит к неразрешимым противоречиям – антиномиям. o Классификация видов знания: апостериорное, априорное, «вещь в себе» . o Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе» , но не их внутреннюю сущность.

 «На что я могу надеяться? » Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – «На что я могу надеяться? » Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон. Нравственные предписания Максимы Императивы личные принципы поведения общезначимые предписания Гипотетические императивы Категорический императив условные принципы поведения безусловный принцип поведения

Категорический императив Формальная законосообразность Первая формулировка категорического императива Поступай так, чтобы максима твоей воли Категорический императив Формальная законосообразность Первая формулировка категорического императива Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы.

Категорический императив Формальная законосообразность Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы Категорический императив Формальная законосообразность Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы или невозможны как совершаемые всеми людьми без исключения.

Категорический императив Человек как цель Вторая формулировка категорического императива Поступай так, чтобы ты всегда Категорический императив Человек как цель Вторая формулировка категорического императива Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Категорический императив Автономия воли Третья формулировка категорического императива Поступай только так, чтобы воля благодаря Категорический императив Автономия воли Третья формулировка категорического императива Поступай только так, чтобы воля благодаря своей максиме могла рассматривать самоё себя также как устанавливающую всеобщие законы.

Антиномия практического разума Требования долга Стремление к счастью Антиномия практического разума Требования долга Стремление к счастью

Ответ на вопрос: «Что я должен делать? » . И. Кант создал этику долженствования. Ответ на вопрос: «Что я должен делать? » . И. Кант создал этику долженствования. o философ считал, что человек наделен изначально злой природой; o видел спасение человека в моральном воспитании и жестоком следование моральному закону; o осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества; o считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Вопрос 3. Философские взгляды Ф. Шеллинга и И. Фихте 3. 1 Философские взгляды Ф. Вопрос 3. Философские взгляды Ф. Шеллинга и И. Фихте 3. 1 Философские взгляды Ф. Шеллинга – «практическая философия» Вопрос для самостоятельного изучения

Философские взгляды Ф. Шеллинга и И. Фихте 3. 2 Философские взгляды И. Фихте «философия Философские взгляды Ф. Шеллинга и И. Фихте 3. 2 Философские взгляды И. Фихте «философия тождества» Вопрос для самостоятельного изучения

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) o Род. 27 августа 1770 г. o o Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) o Род. 27 августа 1770 г. o o o в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете (1788 -1793) Преподавание в Йенском университете (1801 -1807) Директор гимназии в Нюрнберге (1808 -1816) Преподавание в Гейдельбергском университете (1816 -1818) Преподавание в Берлинском университете (1818 -1831) Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине Берлин Гейдельберг Штутгарт Тюбинген Йена Нюрнберг

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ (1770 -1831) o Абсолютный идеализм o o o o Основные произведения «Наука ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ (1770 -1831) o Абсолютный идеализм o o o o Основные произведения «Наука логики» (1812, 1813, 1816) «Феноменология духа» (1807) Энциклопедия философских наук (1817)) «Философия истории» Диалектика – теория развития всего сущего Абсолютная идея – целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей В основе его философской системы лежит учение о тождестве субъекта и объекта

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ. o Идеи «самодвижутся» . o Каждая идея переходит в ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ. o Идеи «самодвижутся» . o Каждая идея переходит в другую идею – ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ОТРИЦАНИЕ. o Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство: «ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС – СИНТЕЗ» o ТАКИМ ОБРАЗОМ, идеям присущи моменты отрицания и преемственности. o УРОВНИ СУЩЕСТВОВАНИЕЯ ИДЕЙ: 1. идеи сами по себе; 2. идеи в природе; 3 идеи в духе.

Наука логика (абсолютная идея сама по Себе) Учение о бытии Учение о сущности Учение Наука логика (абсолютная идея сама по Себе) Учение о бытии Учение о сущности Учение о понятии

Философия Природы (абсолютная идея в природе) Механика Физика Органическая физика Философия Природы (абсолютная идея в природе) Механика Физика Органическая физика

Философия Духа (абсолютная идея в духе) Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух Философия Духа (абсолютная идея в духе) Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух

НАУКА ЛОГИКИ o Гегель переходит от формальной логики к логике ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ, т. е. такой, НАУКА ЛОГИКИ o Гегель переходит от формальной логики к логике ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ, т. е. такой, которая обнаруживает в понятиях реально существующие отношения и многообразие бытия. o Создаёт систему КАТЕГОРИЙ – наиболее широких, общих ПОНЯТИЙ, которые можно определить только друг через друга. o Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны поэтому составляют СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ. o Основной принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному. o ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ. o Основной принцип – движение мысли от абстрактного к конкретному. o Характерна строгая ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ понятий, когда каждое последующее понятие вытекает из предыдущего Категории плавно и органично переходят друг в друга o ТАКИМ ОБРАЗОМ, диалектика для Гегеля движущая душа истинного познания, принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. o

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Чистое есть Трава Лиса Роза Снег Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Чистое есть Трава Лиса Роза Снег S бытие Чистое становление тождественно бытие противоположно ничто зелёная красная хитрая рыжая белый ничто P Чистое бытие образует начало, потому что… первое начало не может быть чем-то опосредованным и определённым. Становление Результат становления представляет собой… наличное бытие. Бытие Ничто Чистое бытие

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Качество есть определённость, тождественная с бытием. Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Качество есть определённость, тождественная с бытием. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть. Становление Бытие Ничто Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием. Иное Наличное Вбытие Нечто себебытие Количество, в отличие от качества, есть такое определение, к изменению которого определённая вещь относится безразлично. Качество Единое Для-себябытие Чистое бытие Количество Многое

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Когда изменяется мера вещи, изменяется сама Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает. Мера есть качественно определённое количество, т. е. количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество. Наличное бытие Бытие Становление сущности Мера Реальная мера Качест. Дляво себябытие Бытие Специфическое количество Чистое количество Количество Опре- Степень делённое количество

Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Мера как единство качества и количества Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Мера как единство качества и количества есть, следовательно, завершённое бытие. Снятое бытие есть сущность. Объективность Субъективность Действительность Понятие Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования. Идея Логика Качество Сущность Явление Основание существования Бытие Мера Количество

ВЫВОД: УЧЕНИЕ О БЫТИИ o Бытие - зачаточный акт движения абсолютной идеи, обретение ей ВЫВОД: УЧЕНИЕ О БЫТИИ o Бытие - зачаточный акт движения абсолютной идеи, обретение ей качественных и количественных характеристик o I закон диалектики – «Закон перехода количественных изменений в качественные» : развитие протекает таким образом, что количественные изменения постепенно накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние. o II закон диалектики: «Закон двойного отрицания: развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, более совершенным и жизнеспособным, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков.

УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ o Сущность – внутренняя, устойчивая сторона предмета, исток и основа ее УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ o Сущность – внутренняя, устойчивая сторона предмета, исток и основа ее существования o Явление – обнаружение сущности предмета o III закон диалектики «Единства и борьбы противоположностей» : развитие протекает через противоположностей разрешения противоречий ними. борьбу путем между

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПАРЫ o Форма и содержание o Необходимость и случайность o Причина и следствие ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПАРЫ o Форма и содержание o Необходимость и случайность o Причина и следствие o Свобода и необходимость o Тождество и противоположность o Единичное и общее

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ o Речь идёт не только о субъективных понятиях. Субъективные понятия по УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ o Речь идёт не только о субъективных понятиях. Субъективные понятия по Гегелю, лишь самая бедная форма понятия. Субъективное понятие, развиваясь, достигает объективного понятия, объекта: ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРИВОДИТ К ПОНЯТИЮ СУБЪЕКТА – ОБЪЕКТА. o Понятие позволяет вскрыть единство общего, особенного и единичного в вещах. o Способствует формированию полного знания о вещах.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ o В «Философии природы» Гегель o o последовательно рассматривает механику, физику и ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ o В «Философии природы» Гегель o o последовательно рассматривает механику, физику и органику. ПРИРОДА: пассивное и мёртвое, воплощение мирового духа. Механика – пространство, время, материя, движение небесных тел, всемирное тяготение. Физика – свет, земля и вода, магнетизм, звук, электричество. Органика – живая природа.

 «ФИЛОСОФИЯ ДУХА» . o СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – личность; o ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – семья, «ФИЛОСОФИЯ ДУХА» . o СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – личность; o ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – семья, гражданское общество, государство; o АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – три ступени развития: искусство, религия, философия.

Структура абсолютной реальности Дух ( «в себе и для себя» ) Скульптура Искус. Архи- Структура абсолютной реальности Дух ( «в себе и для себя» ) Скульптура Искус. Архи- ство тектура Живопись Поэзия Музыка Есте. Абсолют- ственная религия ный Религия дух Критическая философия Философия Мета. Эмпиризм физика открове- Релиния гия ду- Абсолютная религия ховной индивидуальн.

Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом … Гегель вынужден был строить систему, Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом … Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который <…> подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp. : исторический) процесс, <. . . > видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. <…> А именно, нужно было так представить себе Ф. Энгельс. конец истории: человечество приходит «Людвиг Фейербах к познанию <…> абсолютной идеи и и конец классической объявляет, что это познание абсолютной немецкой идеи достигнуто в гегелевской философии» .

Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики Истинное развитие есть саморазвитие. 1) 2) 3) Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики Истинное развитие есть саморазвитие. 1) 2) 3) Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. «Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные. Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.