Скачать презентацию Немецкая классическая философия Современная философия И Кант Скачать презентацию Немецкая классическая философия Современная философия И Кант

Немецкая классическая философия.pptx

  • Количество слайдов: 41

Немецкая классическая философия Современная философия Немецкая классическая философия Современная философия

И. Кант (1724 -1804) (до 1770 г. ) – интерес к естественнонаучным и натурфилософским И. Кант (1724 -1804) (до 1770 г. ) – интерес к естественнонаучным и натурфилософским темам (история Земли, природа землетрясений, теория неба, картина развивающейся Вселенной из материи), научные законы не могут объяснить феномен целесообразности жизни, поэтому не возможно обойтись без понятия Бога (мир не есть случайность), обращается к вопросу границ человеческого познания – метод критического философствования , т. е. исследование границ познания ( – познавательные способности человека определенным образом определяют вещи, объект – это результат восприятия и мышления субъекта, велика роль воображения)

Теория познания Необходимые условия (формы) познания заложены в самом разуме и составляют основу знания Теория познания Необходимые условия (формы) познания заложены в самом разуме и составляют основу знания – воспринимаемые явления вещей (мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) – (вещи сами по себе, умопостигаемая , не данная в опыте сущность) – непознаваемая часть мира, вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом Высшая познавательная способность как способность создания правил – способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога) Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они априорны и упорядочивают впечатления При попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры)

Теория познания Теория познания

Категории Канта Категории (чисто логические формы, характеризующие чистое мышление) даны человеку до всякого опыта Категории Канта Категории (чисто логические формы, характеризующие чистое мышление) даны человеку до всякого опыта – априорные формы (условия возможности явлений) Категории Единство, множество, совокупность (категории количества) Реальность, отрицание, ограничение (категории качества) Субстанция, причина, взаимодействие (отношения) Возможность-невозможность, существованиенесуществование, необходимость-случайность (модальности) Категории – идея свободы, души, Бога

Антропология Канта – самый главный предмет в мире (высшая ценность бытия и цель сама Антропология Канта – самый главный предмет в мире (высшая ценность бытия и цель сама по себе), ибо у него есть самосознание, что делает его личностью Эгоизм – природная способность человека, победить которую может только разум : познание, чувство удовольствие и неудовольствия, способность желания Гений – высший уровень дарования Как , как

 « Этика Канта » Долг - центральная категория этики, долг перед человечеством и « Этика Канта » Долг - центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой Моральный долг (внутренний императив)– желание добра ради него самого, а не чего-то другого (добрая воля имеет цель сама в себе) – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину) Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – « » – необходимое условие морального закона ( «должен, влечет, может» ) в поисках совершенства Религия – нравственное единение людей

Г. В. Ф. Гегель (1770 -1831) « » Представитель объективного идеализма (идея Мирового Разума) Г. В. Ф. Гегель (1770 -1831) « » Представитель объективного идеализма (идея Мирового Разума) – идея, движущая мировым процессом и раскрывающая себя в нем (мышление+самопознание+самопостижение) Природа, мышление, дух, государство, искусство – одежда, в которых является миру Разум Этапы самопознания мирового разума: пребывание абсолютной идеи в собственном лоне (чистое мышление, т. е. – это законы и категории, развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений , развитие идеи в истории человечества (история ). На последнем этапе идея возвращается к себе и постигает себя в форме человеческого самосознания – панлогизм ( все есть мысль) В основе развития лежит синтез противоположностей (триада) –

. .

Идея развития Единство (мир – проявление идеи, духа, мир развивается по законам, присущим мышлению, Идея развития Единство (мир – проявление идеи, духа, мир развивается по законам, присущим мышлению, разуму) Разработал метод восхождения : сущность является, явление существенно (против «вещи в себе» ), мышление находится в постоянном развитии Развитие происходит только в обществе, в духовной сфере (в природе есть только круговращение и повторение),

Логика Гегеля Логика – формы абсолютного мышления или сам Абсолют (бытие + ничто = Логика Гегеля Логика – формы абсолютного мышления или сам Абсолют (бытие + ничто = становление , качество + количество = мера) Истинное понятие содержит 3 момента – единичность, особенность, всеобщность – закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количества в качество и закон отрицания

Первый закон Первый закон

Философия духа Состоит из трех частей: философия субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа Философия духа Состоит из трех частей: философия субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа – антропология, феноменология, психология изучает формы социального бытия человека (мораль + право = нравственность, семья + семья = гражданское общество) (движение человечества к осознанию и реализации свободы), «хитрость» мирового разума направляет вектор движения в нужную сторону Всемирная история – познание мировым духом самого себя (восточный мир – отсутствие свободы, греческий – «прекрасная индивидуальность» , римский – «абстрактная всеобщность» , германский – полная свобода) – искусство (художественные образы), религия (представления), философия (понятия) Искусство – символическое (образ и предмет не связаны), классическое (сочетание), романтическое (невыразимость идеи в образе) – эпоха, схваченная в мысли и высшая форма знания об Абсолюте

Л. Фейербах (1804 -1872) – понимание человека как высшего продукта природы и неразрывно связанного Л. Фейербах (1804 -1872) – понимание человека как высшего продукта природы и неразрывно связанного с ней, дух вторичен, первична природа « » (религия – продукт человеческого невежества, отчуждение человеком своей собственной сущности – попытка найти в природе бога, и чем более совершенен бог, тем менее совершенен человек - религия превратила человека в сосуд греха) Человек стал понимать, что бог – это сущность человека, помещенная на небо и происходит преодоление отчуждения человека от самого себя, сущность человека возвращается к нему самому – это отказ от религии и становление религии человека Человек становится богом для другого человека, в основе лежит чувство любви, мышление вторично по отношению к чувствам « »

Материалистическая философия – наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого Материалистическая философия – наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления – движущая сила развития общества, развитие общества – процесс естественно-исторический, выступал против угнетения рабочего класса Основу развития составляют общественно-экономические отношения Создал теорию (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая), где каждой из них присущ свой Понятие экономического Действительность – многообразие форм движения материи – объективная реальность, данная нам в ощущениях

Современная философия ХХ-ХХI вв. Разрушается общефилософский стержень, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, Современная философия ХХ-ХХI вв. Разрушается общефилософский стержень, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления Отказ от философии абстрактного разума Отказ от понятия философии как всеобщей науки Философию пытаются моделировать по математическому образцу Создаваемая теория не нуждается ни в субъекте, ни в описании путей достижения научного результата, важен лишь результат В науках начинает господствовать принцип относительности

Современная философия Наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с другими способами духовного Современная философия Наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с другими способами духовного постижения мира Соединение науки с техникой и ее ориентация на практическое овладение миром приводят к мысли, что наука вообще лежит за пределами культуры Наука, вмешиваясь в природу, во взаимоотношения людей направлена на конечное овладение миром и его изменение Формируются 2 основных направления в философии –

Антисциентизм критика науки, рассмотрение внерациональных способов постижения бытия, направленность на ненаучный, а индивидуальный, личностный, Антисциентизм критика науки, рассмотрение внерациональных способов постижения бытия, направленность на ненаучный, а индивидуальный, личностный, интуитивный характер философского мировоззрения, наука не является эталоном для других форм познавательной деятельности, отношения человека с миром носят не S-O парадигму, а ценностную, философия исследует систему ценностей в мире.

Сциентизм научное знание – наивысшая культурная ценность, придание философии статуса научной деятельности, рассмотрение ее Сциентизм научное знание – наивысшая культурная ценность, придание философии статуса научной деятельности, рассмотрение ее с позиции строгого логического знания, философия должна отвечать критериям научности и анализировать научное познание, абсолютизация разума, мышление – это единственный критерий определения объекта

Сциентизм - единственный критерий истины – достижение практического результата (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Сциентизм - единственный критерий истины – достижение практического результата (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи) (О. Конт, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап) - философия должна стремиться к познанию действительных законов, явлений, объяснение этих явлений и установление связей между ними, выявление критериев познания (постпозитивизм – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) – поиск методов проверки знания - анализ языковых структур (Ж. Лакан, М. Фуко, К. Леви-Стросс) наука о чистом сознании (Гуссерль)

Неопозитивизм не имеет предмета исследования, может быть доступными логическому исследованию лишь Все суждения делят Неопозитивизм не имеет предмета исследования, может быть доступными логическому исследованию лишь Все суждения делят на (могут быть выражены в логически совершенном языке) и (нарушаются правила логики). Философские высказывания квалифицируют как бессмысленные. 3 типа 1. (если они говорят о фактах и ни о чем более); 2 и построенные в соответствии с правилами логики; 3 (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания);

Неопозитивизм делят на несут содержательной информации) и (не Вопрос об истинности высказываний может решаться Неопозитивизм делят на несут содержательной информации) и (не Вопрос об истинности высказываний может решаться двумя способами: (для аналитических) и (для синтетических). Примеры аналитических высказываний: По определению в квадрате все углы прямые, истинность этого суждения следует из него самого. Примеры синтетических высказываний: Предложение (гипотеза) может быть , если его истинность может быть доказана как с помощью опыта

Антисциентизм - жизнь дана нам в нашем самосознании (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон. Антисциентизм - жизнь дана нам в нашем самосознании (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон. М. , Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель) воля – это абсолютное начало, мир – это воля и представление(А. Шопенгауэр) - философия – это рефлексия, в основе ее лежит вопрос о смысле бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр) - искусство толкования текстов (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. Гадамер) - философия – это не теория, а мыслительный процесс (Лакруа, И. Шмуккер-Гартман) -поиск сущности человека (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез, Р. Барт

Философия существования В центр внимания экзистенциалисты ставили (вины и ответственности, решения и выбора, отношения Философия существования В центр внимания экзистенциалисты ставили (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают , личности, существующей здесь и теперь Бытие ими представляется как некоторая , человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

Экзистенциализм Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти Экзистенциализм Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской. Гносеология экзистенциализма не что иное, как Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. , по их мнению, не гносеологическая категория, а. Самым надежным свидетелем истины оказывается , которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

Мартин Хайдеггер Мартин Хайдеггер

Постмодернизм Термин (post – после) используется как для широкого обозначения специфики ситуации культуры второй Постмодернизм Термин (post – после) используется как для широкого обозначения специфики ситуации культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной следующими мыслителями: постмодернизма выступают: 1. Потеря субъекта (философствование без субъекта); 2. Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох; 3. Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами. Эта эпоха претендует на создание «нового мышления» , «новой идеологии» , задача которой –

Постмодернизм Постмодернизм

Постмодернизм Понятие (резома) становится главным в постмодернистском философском словаре. Только имеет для философов ценность, Постмодернизм Понятие (резома) становится главным в постмодернистском философском словаре. Только имеет для философов ценность, только на поверхности, считают они, появляется смысл, который задается теми, кто пишет на ней, как можно писать по «запотевшему стеклу — так характеризует Делез образ философов. Одна из задач постмодернистов — , показать, что его претензии на познание истины есть гордыня и ложь, которые разум использовал для оправдания своих тоталитарных притязаний, отказ от истины , ибо - это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает

Русская философия языческий уклад Руси( мифология славян, идеи пантеизма), христианизация Руси в X в. Русская философия языческий уклад Руси( мифология славян, идеи пантеизма), христианизация Руси в X в. и знакомство с культурой Византии и греческой философией, формирование идеи политического единства Руси, образование русской национальности. Приобщение к мировой культуре требовали осмысления места и роли русской культуры, создание своей философской картины мира «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (рассматривались вопросы богопознания и особенности русского народа), «Слово о полку Игореве» (12 в. ), «Повесть временных лет» (11 -12 вв. ) – развитие идеи о том, откуда пошла русская земля, в 15 в. появляется идея «Москва – третий Рим» монаха Филофея, 17 в. – русские просветители Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов : о смысле и целях истории, о человеческой природы, о его судьбе и жизненном пути, обусловленном духовными стремлениями, развитие идеи общенациональных особенностей русской души

Основные представители (корпускулярная теория) Славянофилы и западники (определение пути развития России) (этика ненасилия) (природа Основные представители (корпускулярная теория) Славянофилы и западники (определение пути развития России) (этика ненасилия) (природа души человека) (идея всеединства, Софии – мировой души, соборности) (идея свободы и творчества) Русский космизм ( ) Русская философия 20 в.

Николай Бердяев Основное бедствие философии состоит в том, что она утратила свои религиозные корни. Николай Бердяев Основное бедствие философии состоит в том, что она утратила свои религиозные корни. В центре внимания он ставил человека и его. Творчество он трактовал как откровение человека, как совместно с Богом продолжающееся творение. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия» , порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы» . Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри» , «без насилия над ней» , «не отвергая мира свободы» . Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Николай Федоров Главное в учении христианства — весть о Христа, победе над «последним врагом» Николай Федоров Главное в учении христианства — весть о Христа, победе над «последним врагом» — смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть « » . Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям. Он мечтал , не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов» .

Александр Чижевский Изучал , в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, Александр Чижевский Изучал , в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Он сформулировал зависимость между циклами солнечной активности и различными явлениями биосферы, выделил Разработал теорию энергетической связи космических и земных явлений: развил и утвердил парадигму целостности мира; принципы законосообразности, единообразия и детерминизма; глобальный эволюционизм и принцип космического ритма. За разработку этих идей Чижевского относят к основоположникам

Константин Циолковский отстаивал идею , явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. Константин Циолковский отстаивал идею , явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. «Моя заслуга состоит в том, что я …То, что в противоположность авиации, бывшей прыжком в неизвестное, где техника пилотирования отрабатывалась со многими жертвами, полёты на ракете оказались менее трагичными, объясняется тем, что основные опасности были предсказаны и найдены способы их устранения. Практическая космонавтика стала лишь подтверждением теории. И в этом заключается мой главный вклад в освоение Космоса» . , и весь космос — не более чем очень сложный механизм. Циолковский , которые произойдут от людей или уже находятся на других планетах . Скоро на Земле установится счастливое общественное устройство, наступит всеобщее объединение, прекратятся войны. Развитие науки и техники позволит радикально изменять окружающую среду. Изменится и сам человек, сделавшись более совершенным существом. Более совершенные, чем человек, существа, во множестве населяющие Вселенную, вероятно, оказывают некое влияние на человечество.

Павел Флоренский . «То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его Павел Флоренский . «То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познания (познание субъектом объекта), — красота» . — эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь. , которая опирается на церковный авторитет. Центром религиозно-философской проблематики П. Флоренского является концепция “ ”и“. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоев бытия: каждый слой находит себя в другом, узнает, выявляет родственные основания. Наиболее сложным в теологической теории П. Флоренского считается понятие Премудрости Божией, которую он рассматривает как Флоренский определяет Софию как “четвертую ипостась”, как великий корень целокупной твари, творческую любовь Божию. “В отношении к твари, писал он, София есть Ангел. Хранитель твари, идеальная личность мира”.