Немецкая классическая философия.ppt
- Количество слайдов: 44
Немецкая классическая философия Основные концепции сер. ХVIII в. - 70 -е годы ХIХ в.
Исторические условия • Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-историческими условиями страны. • Германия была экономически и политически отсталой раздробленной страной, разделенной почти на 300 небольших самостоятельных государств. • Прогресс науки, опыт французской революции 17891794 годов создавали предпосылки для развития философско-теоретического мышления. • Но в Германии общественно-политические вопросы получали свое отражение не в открытой идейнополитической борьбе, а • в отвлеченной форме философских систем и теорий.
Духовный подъем • Неприглядная германская действительность породила немецкую мечтательность, выразившуюся в подъеме немецкого духа, в создании философских теорий и великих литературных произведений (И. Шиллер, И. Гете и др. ).
Классическая немецкая философия • Выдающиеся умы человечества: И. Кант (17241804), И. Фихте (1762 -1814), Ф. Шеллинг (17751854), Г. Гегель (1770 -1831), Л. Фейербах (1804 -1872). • Первых двух чаще всего относят к субъективным идеалистам, двух последующих – к объективным идеалистам, а последнего – к материалистам. • Классическая немецкая философия возникла и развивалась в общем русле западноевропейской философии Нового времени. • Немецкие классики пытались преодолеть недостатки и односторонность эмпиризма и рационализма, материализма и идеализма, скептицизма и логического оптимизма и т. д.
Иммануил Кант • Прежде чем познавать мир, надо выяснить - можем ли мы его в принципе познать. • Необходимо установить возможности нашего познания, его границы. • Главное познавательное орудие – это разум
Ноумен и феномен • Ноумен – это то, что существует само по себе и непознаваемо - «вещь в себе» • Феномен - это то, что видим мы, что представляется нам реально существующим - «вещь для нас» . • Данные две области жестко разграничены, видимое нами – совсем не то самое, что действительно есть.
Априорные (доопытные) формы сознания • В нашем уме содержатся некие врожденные или априорные (доопытные) формы сознания, под которые мы как бы подгоняем окружающий мир, втискиваем его в них • Мир существует в нашем представлении совсем не в том виде, каков он на самом деле, а в том, каким он только и может быть в данных априорных формах.
Априорные (доопытные) формы сознания • Мы воспринимаем окружающий мир именно таким, каким он должен быть по нашим представлениям, то есть • не сознание сообразуется с реальными вещами, познавая их, а наоборот, вещи – с формами сознания. • Мы наделяем мир изначальными, врожденными, доопытными знаниями и постигаем в действительности то, что сами в нее вкладываем.
Понятие времени • Время существует только в человеческом уме, являясь специфическим термином • Понятия времени нет ни у какого другого живого существа. • А если бы не было на земле человека, кто тогда говорил бы о времени, поскольку в данном случае данного понятия нигде, никак и никогда не могло быть. • Что же тогда такое «время» : • реальность или же – наша выдумка, которой мы пытаемся наделить реальность?
Идея развития материи за счет уплотнения первичных распыленных частиц • Космогония — наука о происхождении и развитии небесных тел. • Вселенная сначала состояла из первобытного хаоса, частицы которого были твердыми и неподвижными. • На основе закона всемирного тяготения, хаос приобрел движение и массы частиц стали соединяться, образуя такие небесные тела, как Солнце и планеты с их спутниками. • Разная скорость движения частиц и сгустков первичной материи при столкновениях вызвала вращение небесных тел. • Солнечная система представляет собой раскаленную, но постепенно остывающую массу. Солнце со временем должно совсем погаснуть.
Звездное небо надо мной и моральный закон во мне • Звездное небо надо мной – это намек на механику И. Ньютона, которая была для И. Канта предпосылкой теоретической философии (космогоническая теория Канта. Лапласа) • Моральный закон во мне – стимул разработки моральной философии или практической философии (от праксис – поведение, действие) – принцип категорического императива
Категорический императив • Как существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в себе» , тогда как остальные животные суть лишь простые «средства» • И. Кант провозглашает свободу «доводом существования» нравственного закона • «Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство»
Иоганн Фихте
«Весь мир – есть Я» • Окружающий мир существует через мое восприятие • Если я наблюдаю определенный предмет, то вижу не непосредственно данный предмет, но собственное представление о нем, которое есть частица меня.
Субъективизм • Если я вступаю в некие отношения с людьми, вижу не столько их, как таковых, но – собственное восприятие их, собственное о них представление, также являющееся частицей моего «Я» • Следовательно, внешний мир существует как бы через меня, из-за меня, для меня и во мне
Моральная задача человечествапреобразование природы и общества • Человек должен сделать природу и общество идентичным с собой, со своим внутренним естеством само-сознающего существа, которое способно преодолеть условия своих побуждений, инстинктов • Человек является «сам себе целью, должен определять сам себя и не позволять определять себя ничем внешним»
Сущность человека - свобода • По своей изначальной сущности человек свободен. Но он находится в полной зависимости от своей природы. Чтобы стать действительно свободным, он должен вырваться из своего косного состояния. • Как это сделать? И. Фихте призывает действовать. • Деятельность не может быть злом. • Зло – бездеятельность. • Преодоление косности, лени и т. д. Фихте видит в самоотвращении человека к самому себе • человеку нужно попытается взглянуть на себя как бы со стороны.
Ф. В. И. Шеллинг • Он создает учение – натурфилософия. • Потребность философского обобщения естественнонаучных материалов, накопившихся к концу ХVIII в. К этому времени в науке прочно укоренилась мысль, что природа в целом существенно изменяется. Развитие природы от низшего к высшему поставило вопрос об источнике этого движения. • Развитие природы от низшего к высшему есть постепенное восхождение от бессознательного к сознательному. Но весь этот процесс рассматривается Ф. Шеллингом как диалектическое саморазвитие мирового духа.
Мировой дух Все качества природы являются лишь • ощущениями мирового духа, Абсолюта, его самосовершенствованием. • Многообразие видов в природе объясняется тем, что мировой дух делает множество попыток создать совершенный организм. • Низшие формы природы стоят от идеала далеко. Высшие – близко.
Природа стремится к идеалу • Природа стремится к идеалу, но действует слепо, без разумно поставленной цели, она создает все новые и новые формы и виды живых существ. • В этом проявляется «хотение» и «действование» мирового духа, стремящегося к преодолению материи и • порождению мыслящего существа - человека
Георг Гегель
«Все действительное разумно, все разумное действительно» • Окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем.
Условие целесообразности и гармонии • Могла ли физическая природа, будучи неразумной (отсутствие духа есть свойство материи), так правильно и разумно устроиться самостоятельно? • Необходимо предположить реальность некого разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел материальное в состояние целесообразности и гармонии.
«Все действительное разумно, все разумное действительно» • Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, и является некой невидимой нами реальностью. • И поскольку это разумное представляет собой не выдумку, не фантазию, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, мы говорим, что оно действительно, что оно есть
Абсолютная Идея • Материальный мир создан какой-то духовной реальностью и является ее реализацией. • Г. Гегель называет высшую духовную реальность Абсолютной Идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. • Абсолютная Идея – безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах или проходящим в саморазвитии три основных этапа.
Логика • Первый этап– существование Абсолютной Идеи исключительно в идеальной сфере, когда она является самою собой, находится в области чистого духа, совершенного мышления. • Логика в учении Г. Гегеля –это ни в коем случае не наука, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью.
Природа – «застывшая мысль» • Второй этап - Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический или материальный мир • Природа – в чувственном или телесном виде существующий дух, т. е. инобытие Абсолютной Идеи • Видимый нами мир – проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. • Нам только кажется, будто природа существует самостоятельно, в действительности она лишь воплощение идеального Бытия.
Природное инобытие Абсолютной Идеи • Механика - пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение • Физика - небесные тела, свет, теплота, химизм и т. п. • Органика - геологические реалии, растительный и животный мир
Бытие Абсолютной Идеи в человеческом духе • Третий этап - Абсолютная Идея переходит из области физического или природного в сферу человеческого сознания. • Абсолютная Идея существует в мышлении • Формы ее Бытия в человеческом духе: • субъективный дух (антропология, феноменология, психология) • объективный дух (право, нравственность, государство) • абсолютный дух (искусство, религия, философия).
Три стадии саморазвития Абсолютной Идеи - триада • Тезис - существование Абсолютной Идеи в собственном лоне • Антитезис - переход в форму чувственного мира, в предметы и вещи, отпадение Абсолютной Идеи от самой себя (изменяет собственной идеальной природе). • Синтез - новое воплощение Абсолютной Идеи в различных видах человеческого сознания, т. е. вновь обретение духовности и возвращение к себе.
Г. Гегель
Людвиг Фейербах: «новая философия» • Понятия «Бытие» , «Природа» , «Реальность» тождественны • Зачем сочинять еще какую-то реальность, помимо ощущаемой нами?
Философия будущего • Прежняя философия прибегала к представлениям о высшем и запредельном, потому что люди мало знали и многого не понимали • теперь мы значительно продвинулись вперед в области познания – пришло время отбросить вымыслы и объяснить мир из него. • Материализм и атеизм должны стать главными чертами Новой философии
«Созерцайте же природу, созерцайте человека! Здесь перед вашими глазами вы имеете мистерии философии» • Мир - многообразен, постоянно меняется, эволюционирует. • Живая природа возникла из неживой • Почему теперь мы не видим, чтобы гденибудь или когда-нибудь из неживого происходило живое? • Для этого нужны определенные условия, которые имели место миллионы лет назад и отсутствуют сейчас, отчего мы и лишены возможности непосредственно наблюдать подобный процесс.
Религия - «бессознательное самосознание человека» • Бог – это представление человека о себе, только более совершенном • Собственную сущность мы непроизвольно доводим до абсолюта, до возможного предела желаний • Затем получившийся результат отрываем от своего реального существования (отчуждаем) и помещаем на Небо. • Будучи не в состоянии что-либо существенно изменить в земной жизни, мы уповаем на потустороннюю и запредельную сферу божественного
Атеизм: человек сам творец своей судьбы • Человек должен собственную сущность, отчужденную в Боге, вернуть к себе и на Земле осуществить то, что он перенес в выдуманный, сверхъестественный мир. • Невозможно стать бессмертным, • но можно увековечить себя собственными деяниями, внести собственной жизнью вклад в общий путь человечества, • Оказаться пусть маленьким, но звеном в неразрывной и бесконечной цепи мироздания и преодолеть смертность и обрести вечность.
Человек – совершеннейшее создание природы • Разумная природа (человек) много тысячелетий назад выделилась из живой, и по тем же причинам этого не происходит сейчас. • Человек, наделенный разумом, является самым совершенным созданием природы. • Природа есть единственная реальность. • Предметом философии может и должно быть не что иное, как физический мир и человеческое сознание.
Философская антропология • Основным объектом философии становится человек • Главный вопрос - установление нашей сущности, общих черт, объединяющих людей • Наиболее существенные свойства человеческой природы: • любовь к жизни, • инстинкт самосохранения, • эгоизм (восприятие мира через себя) и • стремление к счастью, состоящее из множества слагаемых (наиболее важным из которых является жажда любить и быть любимым).
Человеческая природа не является ни дурной, ни хорошей • Каждого делают хорошим или плохим условия человеческой жизни, то есть нейтральная в моральном смысле наша природа • Если вы хотите, чтобы человек был хорош, создайте ему такие условия, в которых его неизменная (от него не зависящая) природа проявилась бы наилучшим образом. • Если подобные условия отсутствуют, не удивляйтесь тому, что человек плох и не обижайтесь на него. • Наши пороки – это неудавшиеся добродетели, они превратились бы в добродетели, если условия нашей жизни оказались иными.
К. Маркс и Ф Энгельс: «Идеальное - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» • Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана Гегелем: • весь путь движения духа от начала и до конца он рассматривал в саморазвитии, от низшего к высшему, от абстрактного к конкретному, от чувственной достоверности к абсолютному духу, к абсолютной истине. • К. Маркс и Ф. Энгельс перевернули диалектику Гегеля. Они рассмотрели в диалектическом развитии природу, материю.
Философия истории • Обосновывалось положение о первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, к общественным идеям. • Сознание надо объяснять из противоречий материальной общественной жизни, а не наоборот. • Однако общественные идеи могут оказывать и оказывают свое позитивное или негативное воздействие на бытие людей. • Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами
Теория революционного преобразования действительности • Сокрушение старого, несправедливого общественного порядка и построения новой социальной реальности, которая обеспечит процветание общества и благополучие каждого его представителя. • К. Маркс и Ф. Энгельс считали утопичным самостоятельное нравственное перерождение каждого • Вполне осуществимо организованное коренное изменение общественного строя и создание условий, в которых каждый человек неизбежно станет лучше в моральном отношении. • Поэтому главное - не отвлеченные размышления о причинах несовершенства нашей жизни, а активная деятельность по ее преобразованию. • «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» .