18 -НКФ (Кант).pptx
- Количество слайдов: 28
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIX ВЕКА: - НКФ –( КОНЕЦ XYIII– 1 - ПОЛ. XIX В. ) - МАТЕРИАЛИЗМ (СЕРЕДИНА И 2 -Я ПОЛ. XIX В. ) - ИРРАЦИОНАЛИЗМ (2 -Я ПОЛОВИНА И КОНЕЦ XIX В) НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: --КРИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ КАНТА, --СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ФИХТЕ, --ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ШЕЛЛИНГА --АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ -- МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА
ЗНАЧЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др. ) к исследованию человеческой сущности Особое внимание уделила проблеме развития Значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии Взглянула на историю как целостный процесс 3
ИММАНУИЛ КАНТ (1724 -1804) немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма Основные интересы: Теория познания, Метафизика, Этика Значительные идеи: категорический императив, трансцендентальный идеализм, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир Мыслители оказавшие влияние: Платон, Секст Эмпирик, Беркли, Вольф, Монтень, Юм, Декарт, Лейбниц, Локк, Ньютон, Руссо, Спиноза Последователи: Якоби, Мендельсон, Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гельмгольц, Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт, Риль, Кассирер, Гуссерль, Хайдеггер, Пирс, Витгенштейн, Апель, Стросон, Куайн и мн. др. 4
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755) «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология) «Критика практического разума» (1788) — этика «Критика способности суждения» (1790) — эстетика 5
ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ПО 1770) ярко выраженный естественно-научный и натурфилософский характер “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755) обосновывается космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. 6
КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (С 1770) вопросы гносеологии (в особенности процесс познания) размышления над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами: - бытия, - познания, - человека, - нравственности, - государства и права, - эстетики. 7
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Отвергал догматический способ познания нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании: способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек изучении отдельных способов человеческого познания. 9
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ не разделял безграничной веры в силы человеческого разума совершил коперниканский переворот в философии: для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте 10
СХЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Внешний мир первоначально осуществляет воздействие ( «аффицирование» ) на органы чувств человека Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; Человеческое сознание приводит полученные разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; Это есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром; Реальный мир является «вещью в себе» – субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом; Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе» , но не их внутреннюю сущность; 14
НЕПРОНИЦАЕМЫЕ ГРАНИЦЫ, НА КОТОРЫЕ РАЗУМ НАТАЛКИВАЕТСЯ ПРИ ПОЗНАНИИ Внешние границы – внутренняя сущность вещей в себе Собственные (внутренние для разума) - за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий: üОграниченность и неограниченность мира во времени и пространстве üПростое и сложное üСвобода и причинность üБытие Бога и его отсутствие 15
СТРУКТУРА ЧИСТОГО РАЗУМА Мы можем знать лишь мир явлений, но не то, что является в нем. В то же время явления - это не только данные опыта, но и формы познания, в которых они закреплены. Необходимое и всеобщее в явлениях есть выражение априорных форм познания, а разнообразное и изменчивое в них относится к данным опыта (апостериорное знание). 16
СТРУКТУРА ЧИСТОГО РАЗУМА Являющийся нам мир предстает в качестве целого, проникнутого законом и порядком, источниками которых являются априорные формы познания. Истоки законосообразности мира, как он нам дан в опыте, заключены в самом нашем уме. 17
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОСТИ Общая логика кантовской аргументации заключается последовательном доказательстве предшествования в нашем уме пространства и времени (как целого) по отношению к отдельным временам и пространствам, что свидетельствует об их непонятийной природе, о том, что они являются общими формами нашего созерцания. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. 18
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАССУДКА Категории- предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений. Количества (единство, множество, цельность) Качества (реальность, отрицание, ограниченность) Отношения (присущность и самостоятельность; причина и следствие; взаимодействие) Модальности (возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность) Каждая из 4 -х групп заключает в себе по три категории и, таким образом, общее их число равно 12, по числу логических видов суждений. 19
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАЗУМА Окончательные высшие идеи (чистые понятия разума (трансцендентальные идеи: души, мира, Бога) Если рассудок направлен на чувственность, то разум, или способность умозаключения, направлен лишь на рассудок. Разум, имеющий доступ не к опыту, а только к рассудку, предписывает ему правила и требует от него абсолютной завершенности опытного знания. 20
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАЗУМА Трасцендентальные идеи, в отличие от категорий пространства и времени, не относятся непосредственно к опыту. В нашем созерцании не может быть адекватно дан ни один объект, который бы соответствовал трансцендентальным идеям: мы никогда не сталкиваемся в нашем опыте с миром как целым – в лучшем случае речь может идти лишь о каком-либо его фрагменте 21
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАЗУМА Кант показал, в какие иллюзии и заблуждения впадает разум, пытаясь познать то, что выходит за границы нашего опыта. В подобные заблуждения человеческий разум впадает по необходимости, исходя из своей природы(внутренние и внешние границы разума). Как и вещи в себе, мы сами себе только являемся. Каковы же мы суть сами по себе, нам не может быть известно. Философия является наукой о высших идеях разума (психология, космология, теология) 22
АПРИОРНЫЕ ФОРМЫ РАЗУМА Разум диалектичен (противоречив): его заключения не подкрепленные опытом, иллюзорны. Но именно разум выполняет высшую регулятивную функцию по отношению ко всем познавательным способностям человека. Трансцендентальные идеи разума - хотя и не доказуемы, должны быть приняты на веру. Это моральная вера, составляющая основу человеческой нравственности 23
УСЛОВНАЯ СХЕМА ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 24
ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Основано на принципе долга. В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения: - Человек как явление; - Человек как вещь в себе. Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить другу и возникает «антиномия практического разума» . 25
ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Категорический императив - предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). Есть три формулировки категорического императива: 1) "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". 2) "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству". 3) "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы". 26
Что я могу знать? Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё. Что я должен делать? Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы. На что смею надеяться? Надеяться можно на себя и на государственные законы. Что такое человек? Человек — это высшая ценность. 30
Памятник И. Канту расположен рядом с корпусом факультетов биоэкологии и географии и геоэкологии РГУ им. И. Канта (ведущий университет Калининградской области) 31
ИММАНУИЛ КАНТ НА ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ОФИЦЕРОВ — МУЗЕЙ КАНТА, КЕНИГСБЕРГ Кант прожил долгую жизнь и оставил глубокий след в истории философии. И при этом Кант говорил, что не устает удивляться двум вещам : звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас. 32
ВЫСКАЗЫВАНИЯ *** Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни. *** Имей мужество пользоваться собственным умом. *** Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды. 33
ВЫСКАЗЫВАНИЯ Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни. *** Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения. *** Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все - не есть все 34
35