Немецкая классическая философия.ppt
- Количество слайдов: 41
Немецкая классическая философия
n Понятие немецкая классическая философия было введено Энгельсом для обозначения той линии философии 2 -ой половины 18 – нач. 19 вв. , которая была представлена учениями Канта, Гегеля, Фейербаха, Шеллинга.
Основные черты n n n Преемственность Все философы, кроме Фейербаха, были идеалистами Чёткая постановка основного вопроса философии Элитарность (философия не для народа) Большой вклад в развитие всей философии будущего Умеренные взгляды в социальной философии (отсутствие революционных взглядов, консерватизм)
Немецкая классическая философия этого периода представляет собой: n n n Преемственный ряд систем идеализма, органически связанных между собой. Относительно целостное, единое духовное образование. Сходное понимание роли самой философии в обществе; Формирование качественно нового облика самой философии; Ориентация на создание целостной диалектической концепции развития; Наличие ряда общих принципов в трактовке социально-исторической проблематики.
Иммануил Кант n n немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. (1724 -1804)
Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» . n
n n n I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами: разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности ( «Всеобщая естественная история и теория неба» , 1755 год); наметил идею генеалогической классификации животного мира, т. е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
n Главные открытия: 1. Гипотеза возникновения Вселенной из пылевого облака. n 2. Гипотеза приливов и отливов n 3. Ограниченность классической метафизики, необходимость развития нового метода философствования. n
II этап n (начинается с 1770 или с 1780 -х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики. n
n Философия Канта имела 3 части: n Гносеология ( «Критика чистого разума» ) Этика ( «Критика практического разума» ) Эстетика ( «Критика способности суждения» ) n n Главное требование базировалось на том, что каждое философское учение надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.
«Учение о познании» . По Канту существует 3 способности познания: n Чувственность n Рассудок n Разум Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, воздействия внешних вещей на органы чувств человека: ощущения являются в виде образов – «вещи для нас» .
Кантовский переворот в философии n Традиционная точка зрения, что знания должны соответствовать предметам, упускает из виду возможность существования идеальных объектов, которых нет в природе, но без которых невозможно ее познание.
n n Целесообразно поэтому исследовать обратную точку зрения: если разум создает объекты, которых нет в природе, без которых невозможно ее познание, значит, не вещи, а разум диктует природе условия всеобщности и необходимости. Разум диктует свои условия вещам посредством определенных априорных форм познания, поведения и оценки.
n «Критика чистого разума» исследование априорных форм чувственности, рассудка и разума Отвечает на вопрос «Что я могу знать? » n «Критика практического разума» исследование априорных форм нравственного поведения. Отвечает на вопрос «Что я должен делать? » n «Критика способности суждения» исследование априорных форм эстетической и целеполагающей способности суждения. Отвечает на вопрос «Почему природа прекрасна и целесообразна? »
Критика чистого разума n Существует различие между вещами, существующими сами по себе (вещи в себе), и вещами, какими они нам являются в нашем восприятии (вещи для нас, явления).
Только вещи для нас , или явления, могут быть предметом научного знания. Вещи в себе научному знанию не доступны. n Существуют три объекта классической философии в себе и требующие изгнания из чистого разума в качестве его целей, -- душа человека, мир (Вселенная) и Бог. Они – иллюзии и заблуждения разума , возомнившего себя независимыми от опыта. n
И. Кант «Критика практического разума» Поведение людей определяется их волей. Но чем определяется сама воля? – Возможные ответы: 1. Религиозным страхом наказания за плохое поведение и надеждой на награду за хорошее. 2. Стремлением к удовольствию, основанном на любви к самому себе. 3. Ожидаемой полезностью (выгодой). 4. Моральным законом.
n Только моральный закон определяет волю как свободное основание действия, не смешанное ни с какими приводящими условиями. Все остальные мотивы субъективны и не могут претендовать на статус всеобщего морального правила.
Категорический императив n (априорная форма всеобщего марального закона) n Поступай так, чтобы максима (субъективное правило) твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»
n n n Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, воздействия внешних вещей на органы чувств человека: ощущения являются в виде образов – «вещи для нас» . Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе без познающего субъекта – «вещь себе» . Она не познаваема, вещь для нас есть явление. На лицо разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Возникает вопрос: что я могу знать? Кант склонен к агностицизму, отказывая мышлению, сознанию в возможности полного познания окружающего мира.
n n n Антиномии - суждения, которые взаимоисключают друга: Мир имеет начало во времени и пространстве и мир во времени и пространстве безграничен Всё в мире состоит из простого и нет ничего простого – всё сложно В мире существует свобода и нет никакой свободы, т. к. всё совершается по законам природы Бог есть необходимость и безусловная сущность и Бога в мире нет.
n n «Категорический императив» - этическое правило Канта – «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу всеобщего законодательства» . Это значит: не превращай другое разумное существо только в средство реализации целей. В этой этике Кант выступает как противник эндомонима. Принцип удовольствия против принципа морали: Кант отвергает рациональные доказательства существования души, поэтому сфера нравственного действия оказалась отделённой от научного знания и поставлена выше его. Идеал государства – республиканский строй, но возглавлять его должен монарх. , который будет управлять согласно общей воле граждан, а общую волю граждан должны выражать философы. Кант являлся противником революционных изменений: надо повиноваться ныне существующей власти, каким бы не было её происхождение.
n n n Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, воздействия внешних вещей на органы чувств человека: ощущения являются в виде образов – «вещи для нас» . Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе без познающего субъекта – «вещь себе» . Она не познаваема, вещь для нас есть явление. На лицо разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Возникает вопрос: что я могу знать? Кант склонен к агностицизму, отказывая мышлению, сознанию в возможности полного познания окружающего мира.
Фридрих Георг Вильгельм Гегель 1770 -1831
Объективный идеалист, создатель диалектического метода. u Его мировоззрение проникнуто противоречием: учение о развитии и консерватизм (его идеальная система). Гегель признавал не природу, а дух – абсолютную идею u Идея у Гегеля и есть настоящая действительность. Мир и природа – это отражения абсолютной идеи. u
u В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
Абсолютная идея в своём развитии проходит 3 периода : u Становление и развитие понятия, что соответствует логике u Мир природы (философия природы) u Развитие идеи завершается полным совпадением мирового разума с сотворённой им природой и тождеством идей.
u u u Ступени познания мира (философия духа): субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), абсолютный дух (искусство, религия, философия).
Ступени идеи и права u Абстрактное право: свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). То есть абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности.
u u Мораль: умение отличать законы от нравственного долга; свобода совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). Нравственность: умение следовать нравственному долгу в рамках законов; человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Объединения, формирующие нравственное сознание: семья, гражданское общество и государство.
u u Гражданское общество (или буржуазное общество) — это объединение индивидов «на ) — основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности» . Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).
u u Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности — неприемлемо для государства. Подлинной свободой обладает лишь всеобщая воля (а не индивидуальная). Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности — согласована с необходимостью. Подлинная свобода людей была в прошлом.
Фейербах, Людвиг Андреас u выдающийся немецкий философметафизик
u u Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.
Начинал как ученик Гегеля и Шеллинга. Затем стал их критиком. Он пишет, что обе разновидности идеализма совершают одну и ту же ошибку: бытие у них отсутствует, подлинного бытия они не знают. Становится на позиции материализма. Считал, что идеализм есть рационализированная религия. Смысл познавательной деятельности видел в изучении природы. Природа чувственна, материальна, вещественна. Материя есть причина сама себе. .
Познание делится на 2 ступени: Чувственная (деятельность сердца) u Деятельность головы u Материализм носит созерцательный (пассивный) характер
• Природа существует независимо от философии. • Она есть основа, на которой выросли люди - продукты природы. • Вне человека и природы нет ничего. • Высшие существа созданы нашей религиозной фантазией. Бог есть отражение нашей собственной сущности.
Атеизм • Атеизм – важная концепция Фейербаха. • Он сводит религиозный мир к его земной основе, • сущность религии к сущности человека. • Но религия не злокозненный обман, а необходимая и важная форма духовности человека. • Религия порождает чувства зависимости от природы, а затем возникает чувство взаимозависимости людей. • Страх не единственная причина возникновения религии. • Вторая причина – возникновение чувства взаимозависимости.
Материализм Фейербаха носит название антропологического. u Он ушёл от абстракций Гегеля к человеку. u Он подчеркнул природнобиологический характер человека. u
u u Антропологический материализм базируется на его антропологическом принципе: объект познания и его понятие формируются в опыте человеческого общения. Поэтому первый объект познания - сам человек. Любовь к другому человеку есть путь к познанию. Вместо религии должна появиться новая мораль – альтруизм.
u Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения