Скачать презентацию Немецкая классическая философия конец XVIII-XIX вв Вопросы Скачать презентацию Немецкая классическая философия конец XVIII-XIX вв Вопросы

8. Немецкая классическая философия.ppt

  • Количество слайдов: 54

Немецкая классическая философия конец XVIII-XIX вв. Немецкая классическая философия конец XVIII-XIX вв.

Вопросы: 1. 2. 3. 4. Общая характеристика немецкой классической философии. Философия И. Канта. Философия Вопросы: 1. 2. 3. 4. Общая характеристика немецкой классической философии. Философия И. Канта. Философия Г. Гегеля. Философия Л. Фейербаха.

Общая характеристика n n n Рационализм, унаследованный от философов эпохи Просвещения. Критика материализма XVIII Общая характеристика n n n Рационализм, унаследованный от философов эпохи Просвещения. Критика материализма XVIII в за его механицизм. Систематическая разработка диалектики, диалектического метода. Переориентация философских исследований на сущность человека, его разум. Разработка философии истории и периодизации истории.

ДУАЛИЗМ И. Кант ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Г. Гегель Ф. Шеллинг СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И. Фихте МАТЕРИАЛИЗМ ДУАЛИЗМ И. Кант ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Г. Гегель Ф. Шеллинг СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И. Фихте МАТЕРИАЛИЗМ Л. Фейербах

Иммануил Кант (1724 -1804) n n n Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, Иммануил Кант (1724 -1804) n n n Немецкий (прусский) философ, основоположник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского университета. Дуалист; Совершил «революцию» в философии.

Периоды творчества Канта: 1. 2. Докритический: (до нач. 70 -х г. 18 в. ): Периоды творчества Канта: 1. 2. Докритический: (до нач. 70 -х г. 18 в. ): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа); «Критический» (1770 -1804 гг. ), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения.

n n n Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности n n n Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ( «вещей в себе» ); Сформулировал моральный закон ( «категорический императив» ); Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Главные вопросы философии по Канту: 1) 2) 3) 4) Что я могу знать? (метафизика, Главные вопросы философии по Канту: 1) 2) 3) 4) Что я могу знать? (метафизика, или онтология); Что я должен делать? (мораль); На что я смею надеяться? (религия); Что такое человек? (антропология).

Главные произведения Канта: 1) 2) 3) «Критика чистого разума» (1781 г. ) – в Главные произведения Канта: 1) 2) 3) «Критика чистого разума» (1781 г. ) – в нём Кант исследует возможности и границы человеческого познания. «Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности). «Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение).

 «Критика чистого разума» : Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены. n Как только «Критика чистого разума» : Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены. n Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии: n (С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий). n

Антиномии n n n Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Существуют Антиномии n n n Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Существуют только простые элементы и то, что состоит их простых Существует не только причинность по законам природы, но и свобода n n n Мир не имеет начала во времени и безграничен В мире нет ничего простого Свободы не существует. Всё в мире совершается по законам природы (т. е. причинно обусловлено).

Существование антиномий, по Канту – доказательство наличия границ познавательных способностей человеческого разума. n Однако, Существование антиномий, по Канту – доказательство наличия границ познавательных способностей человеческого разума. n Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – антиномии (неразрешимые противоречия), но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема: n

n n Мы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления, возникающие n n Мы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления, возникающие в разуме на основе ощущений есть лишь образы ( «вещи – для - нас» ), которые имеют мало общего с реальным миром. Реальный мир, его объекты являются «вещью в себе» . «Вещь–в-себе» внутренняя сущность, причина, закон существования каждой конкретной вещи. Она непознаваема для человеческого разума и науки.

Классификация знания по Канту: n n Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате Классификация знания по Канту: n n Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки» . Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр. : «Все тела имеют массу» , «Жизнь протекает во времени» ). Оно абсолютно достоверно и надежно.

Структура мира по Канту (3 уровня): 1. 2. 3. Трансцендентный мир – Мир души, Структура мира по Канту (3 уровня): 1. 2. 3. Трансцендентный мир – Мир души, Бога, Свободы, мир без условностей. Наука и философия неправомочны говорить о нем, т. к. он запределен, непознаваем для человеческого разума. Он создает условия для всего что есть в нашем мире. Трансцендентальный мир – Мир Чистого Разума, или мир философских категорий, являющихся руководящими моментами процесса познания. Это априорные (доопытные) формы, своеобразные инструменты, благодаря которым человек познает окружающий мир и знает о нравственном законе. Материальный мир (мир явлений).

Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы: 1) 2) 3) Категории чувственного Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы: 1) 2) 3) Категории чувственного познания; Категории рассудочного (логического) познания; Категории Разума.

1) 2) Категории чувственного познания (пространство и время). С их помощью сознание упорядочивает ощущения, 1) 2) Категории чувственного познания (пространство и время). С их помощью сознание упорядочивает ощущения, размещая их в пространстве и времени. Категории рассудочного (логического) познания. С их помощью рассудок «располагает по полочкам» все ощущения и обретает способность к упорядоченному мышлению. (Всего их, по Канту, 12 4 класса по 3 в каждом):

(4 класса категорий рассудочного или логического познания): 1. 2. 3. 4. Категории количества (пр. (4 класса категорий рассудочного или логического познания): 1. 2. 3. 4. Категории количества (пр. : единство и множество); Категории качества Категории отношения (пр. : причина и следствие); Категории модальности (пр. : необходимость и случайность)

3) Категории разума – предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира 3) Категории разума – предельные, высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира и т. д. ). Философия – наука об этих высших идеях.

 «Критика практического разума» n n (под «практическим разумом» Кант понимает нравственность). Во всем «Критика практического разума» n n (под «практическим разумом» Кант понимает нравственность). Во всем человечестве, у всех народов можно обнаружить представления о нравственности, которые имеют очень много общего. Следовательно, существует единый для всего человечества моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Его наличие можно объяснить только если признать

Кант назвал этот моральный закон n Категорическим императивом Он имеет две формулировки: «Поступай так, Кант назвал этот моральный закон n Категорическим императивом Он имеет две формулировки: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» (чтобы твои поступки могли быть образцом для всех); 1)

2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и 2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда – как к средству» .

Георг Гегель (1770 -1831) n n n Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из Георг Гегель (1770 -1831) n n n Профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых авторитетных философов своего времени; Идеалист; Оказал огромное влияние на последующее развитие философии.

Вклад Гегеля в философию: Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой является Абсолютная Вклад Гегеля в философию: Выдвинул собственную концепцию объективного идеализма (основным понятием которой является Абсолютная идея или Мировой Дух); n Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законах и принципах. n

Важнейшие философские труды: «Наука логики» n «Философия природы» n «Феноменология духа» n Важнейшие философские труды: «Наука логики» n «Философия природы» n «Феноменология духа» n

Учение Гегеля о бытии (учение об Абсолютной идее): n Существует единое духовное начало (это Учение Гегеля о бытии (учение об Абсолютной идее): n Существует единое духовное начало (это Мировой Дух или Абсолютная идея). Это единственная подлинно существующая реальность, первопричина всего. Она обладает самосознанием и способностью творить.

n n Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных составляющих n n Абсолютная идея потенциально содержит в себе всё и состоит из противоположных составляющих (бытие и ничто, единство и множество и т. п. ). В определенный момент Абсолютная идея начинает развиваться через диалектическое взаимодействие этих противоположностей, что ведет к количественным и качественным изменениям в ней.

Абсолютная идея проходит определенные ступени развития. n Природа, человек, человеческое познание и общество проходят Абсолютная идея проходит определенные ступени развития. n Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития). n

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: n Существует определенный тезис Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: n Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия). n Данному тезису находится антитезис – его противоположность. n В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое становится тезисом, но на более высоком уровне развития. n Данный процесс происходит снова и снова.

n n n В качестве первого тезиса Гегель выделяет тезис «бытие» . Его антитезис n n n В качестве первого тезиса Гегель выделяет тезис «бытие» . Его антитезис – «небытие» . Бытие и небытие дают «становление» .

Ступени развития Абсолютной идеи: 1. 2. Ступень логики (этап развития Абс. идеи «в себе Ступени развития Абсолютной идеи: 1. 2. Ступень логики (этап развития Абс. идеи «в себе самой» , процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира). Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Так как природа материальна, а Абсолютная идея – дух, это ступень «инобытия» Абсолютной идеи.

3. 1) 2) 3) Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни: Субъективный 3. 1) 2) 3) Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни: Субъективный дух – сознание человека; Объективный дух – право, мораль, нравственность, т. е. общественная жизнь (семья, государство); Абсолютный дух – искусство, религия, философия.

n Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью» n Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью» , соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Именно в философии Абс. идея возвращается к себе самой, познаёт саму себя.

n При этом философия не может существовать без религии, она содержит её внутри себя. n При этом философия не может существовать без религии, она содержит её внутри себя. Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога.

n n Целью развития природы, человека, общества является познание Абсолютной идеей самой себя. Через n n Целью развития природы, человека, общества является познание Абсолютной идеей самой себя. Через процесс самопознания Абсолютная идея осуществляет, реализовывает себя. Человек, по Гегелю, является носителем Абсолютной идеи, его сознание – частица Мирового Духа. Это «конечный дух» Мирового Духа. Через мышление и деятельность человека осуществляется круговорот Мирового Духа к самому себе.

n Познание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способно достигать апогея n Познание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способно достигать апогея (пика и конечной цели развития).

n Целью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, что материальный мир n Целью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, что материальный мир (объект познания) на самом деле не является чем-то независимым от сознания, был в нем самом (был им). Тогда исчезает различие между субъектом и объектом познания и разум становится «знающим себя» , неограниченным ничем внешним и поэтому абсолютно свободным.

Т. о. , один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между Т. о. , один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля: «Всё разумное действительно, а всё действительное разумно» . n

n n Т. к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей n n Т. к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей наукой является его, Гегеля, философия (т. к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии). Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т. к. она появилась одновременно с его философской системой.

Взгляды Гегеля на историю: n История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи). Т. к. Взгляды Гегеля на историю: n История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи). Т. к. Абсолютному духу присущи такие качества, как разумность и свобода, вся история есть процесс обретения человечеством всё большей и большей разумности и свободы.

Этапы истории по Гегелю: 1. 2. 3. Восточная эра (Др. Египет, Др. Китай и Этапы истории по Гегелю: 1. 2. 3. Восточная эра (Др. Египет, Др. Китай и т. п. ) – период истории, когда в обществе осознает себя и в полной мере свободен только один человек – фараон, император, а остальные – его рабы или слуги. Антично-средневековая эра – стала осознавать и чувствовать себя свободной небольшая группа людей (аристократия, феодалы); Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда осознают себя и свободны все.

Диалектика Гегеля n n n Гегель по праву считается основоположником современной диалектики. Диалектика – Диалектика Гегеля n n n Гегель по праву считается основоположником современной диалектики. Диалектика – (по Гегелю) – основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики: все в мире содержит в себе противоположные начала (+ и -, день и ночь и т. д. ), которые противоречат другу, но одновременно едины по своей сути. Взаимодействие этих начал – основа развития и функционирования всего в

Людвиг Фейербах (1804 -1872) n n Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма. Философия Людвиг Фейербах (1804 -1872) n n Немецкий ф-ф, атеист. Автор концепции антропологического материализма. Философия Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Основные работы: «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) n «Сущность христианства» (1841) n Основные работы: «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) n «Сущность христианства» (1841) n

Людвиг Фейербах: Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в его философии Людвиг Фейербах: Поначалу был последователем Гегеля, потом стал её критиком (видел в его философии много недостатков - отрицал тождество бытия и мышления, Абсолютную идею и диалектику); n Одна из главных тем творчества – критика религии и обоснование принципиально новой, антропологической философии. n

Антропологический материализм Фейербаха: n n Идея существует не сама по себе, это продукт сознания Антропологический материализм Фейербаха: n n Идея существует не сама по себе, это продукт сознания человека; Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена; все, что нас окружает - различные проявления материи.

n Человек должен стать главным интересом философии (т. е. философия, по Фейербаху, по сути n Человек должен стать главным интересом философии (т. е. философия, по Фейербаху, по сути должна стать антропологией): «Новая философия превращает человека…в единственный универсальный и высший предмет философии, превращая… антропологию, в т. ч. и физиологию, в универсальную науку» .

n n Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность. n n Основной фактор развития человека и общества - любовь. Это изначальная человеческая потребность. История человечества связана с большим или меньшим преобладанием любви. Чтобы изменить общество, необходимо осознать роль любви, что она – основа человеческого существования.

Взгляды Фейербаха на религию: n n Атеизм Фейербаха существенно отличался от атеизма французских материалистов Взгляды Фейербаха на религию: n n Атеизм Фейербаха существенно отличался от атеизма французских материалистов 18 в. , рассматривавших религию только как плод невежества и обмана. Разгадку существования религиозной веры, по Фейербаху, следует искать в глубинах человеческой психики. Он видит в религии выражение реальных человеческих потребностей, страдания, надежды, стремления к счастью.

n «Человек верит в Бога… потому, что у него есть стремление быть счастливым, он n «Человек верит в Бога… потому, что у него есть стремление быть счастливым, он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным, он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умирать» .

Т. о. Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы видеть себя Т. о. Бог – проекция идеального образа человека, того, каким хотел бы видеть себя человек. В действительности же Он – творение человека, его разума. n Любовь к Богу – та же любовь человека к человеку, перенесенная на небеса. n

n Т. о. , (с т. зр. Фейербаха), подлинный объект религиозного поклонения находится внутри n Т. о. , (с т. зр. Фейербаха), подлинный объект религиозного поклонения находится внутри человека. Это его, человека, сущность. Бог – совершенный человек! Познание Бога – процесс самопознания человека.

n n n Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна n n n Религия - основа связей между людьми в обществе. Но она должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Бога), а на других принципах: Необходимо вернуть человеку его отчуждённую сущность: заменить традиционную религией любви людей к другу (перенести отношение к Богу обратно на отношения между людьми); Любовь к ближнему, добро, справедливость (превращённые религией в средство достижения загробного блаженства), должны стать целью сами по себе.

Значение философии Фейербаха: n n Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование марксистской философии; Значение философии Фейербаха: n n Философия Фейербаха оказала значительное влияние на формирование марксистской философии; Её также считают предшественницей современной философской антропологии.