НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.ppt
- Количество слайдов: 9
Немецкая классическая философия Кант Гегель Фейербах Различение феноменального и ноуменального миров. Детерминизм в мире явлений. Учение об Абсолютной идее и этапах ее развития. Отрицание развития природы. Антропологический материализм, критика идеализма Шеллинга, отрицание сверхъестественного. Неприятие диалектики Гегеля. Бог Непознаваемая вещь-в-себе. Отрицание доказательств бытия Бога. Рационалистическое понимание религии. Признание онтологического доказательства бытия Бога. Критика католицизма. Источник религии – чувство зависимости. Бог как отчужденная сущность человека. Атеизм. Познание Активность познания (Коперниканский переворот). Анализ познавательных способностей субъекта. Априоризм. Антиномии как признак ограниченных возможностей разума. Познание как самопознание Абсолютной идеи. Рационализм. Создание диалектической логики. Отрицание априоризма. Противоречие – движущая сила познания. Сенсуализм. Природа человека Двойственность в понимании природы человека: человек от природы зол, но вместе с тем обладает зачатками добра. Необходимость морального воспитания. Человек – абстрактный представитель человеческого рода. Природная детерминация психики. Сознание, самосознание и разум как ступени развития человека. Разум, воля, сердце как отличительные признаки человека. Человек как природное существо, как конкретный индивид. Эгоизм. Требование не делать ничего злого. Мораль Автономность моральной воли. Ригоризм. Учение о гипотетическом и категорическом императиве. Мораль неизбежно приводит к религии. Формальный характер этики. Ослабление ригоризма Канта. Единство долга и чувства в морали. Эвдемонизм. Человек человеку – Бог. Попытка создания религии любви человека к человеку. Свобода Дуализм в понимании свободы: признание ее в ноуменальном мире и отрицание в феноменальном. Свобода как осознанная необходимость. Ограничение свободы рамками сознания. Диалектика господства и рабства. Вопрос, как совместить индивидуальные запросы с общезначимыми императивами остается без ответа. История Системный подход к истории. Цель истории – создание всеобщего правового гражданского общества. Всемирный характер истории. «Хитрость разума» как выражение объективного характера исторического процесса. Прогресс как степень осознания свободы. Замена общественных отношений межличностными. Источник развития общества – смена религии. Строгое разделение властей. Теоретик либерализма. Идея вечного мира как императив внешней политики. Идеализация прусской монархии. Государство как шествие бога в мире, условие осуществления свободы. Индивид – средство Мироздание Государство и право
Теория познания И. Канта ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТА ЧУВСТВЕННОСТЬ РАССУДОК РАЗУМ учение об априорных пространстве и времени учение об априорных категориях учение об идеях трансцендентальная эстетика трансцендентальная аналитика трансцендентальная диалектика (как возможна математика? ) 3 основных значения понятия «вещь-в-себе» : 1) объективная реальность источник наших ощущений; 2) непознаваемое (сфера сущностей); 3) объекты умоостигаемого мира (бог, бессмертная душа и свобода). (как возможно естествознание? ) классификация категорий: 1) по количеству: единство, множество, совокупность; 2) по качеству: реальность, отрицание, ограничение; 3) по отношению: субстанция, причинность, взаимность; 4) по модальности: возможность, действительность, необходимость. (как возможна метафизика? ) классификация идей: 1) о душе (против бессмертия души); 2) о боге (отвергает онтологическое и космологическое доказательства бога); 3) о мире - 4 антиномии: - мир конечен или бесконечен в пространстве и времени; - делим мир или неделим до бесконечности; - существует или нет свобода; есть ли в ряду мировых причин некая необходимая сущность или в нем все случайно. Априорные формы пространства и времени обусловливают всеобщность и необходимость математических истин. Априорные категории являются условиями возможности теоретического естествознания. Старая метафизика невозможна, т. к. изучая мир в целом, разум запутывается в противоречиях. Следовательно, то, что невозможно найти в опыте (напр. ,
Философия Гегеля (1770 – 1831) Абсолютная идея абсолютный объективный Идея-в-себе-и-для-себя (дух) субъективный органика физика Идея-в-ином (природа) механика Учение о понятии Учение о сущности Учение о бытии Идея- в –себе (логос)
философия религия объективный искусство нравственность мораль субъективный право психология феноменология антропология Философия духа (по Гегелю) дух абсолютный
Законы диалектической логики (по Гегелю) Законы диалектики противоположностей Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений Закон отрицания Источник развития Механизм развития Направление развития Закон единства и борьбы
Философия Л. Фейербаха (1804 – 1872) Содержание учения Антропологический материализм: Человек – психофизиологическое существо; Сенсуализм Эвдемонизм Разумный эгоизм Отношение к предшественникам: Критика христианской религии: Критика ригористической этики Канта; Бог – отчужденный идеал человека; Критика идеализма и диалектики Гегеля Человек человеку – Бог; Создание религии любви Произведения: «К критике философии Гегеля» «Сущность христианства» «Эвдемонизм» «Основные положения философии будущего»
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.ppt