Скачать презентацию Немецкая классическая философия К середине ХVIII века Скачать презентацию Немецкая классическая философия К середине ХVIII века

Лекция Немецкая классическая философия.pptx

  • Количество слайдов: 33

Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия

К середине ХVIII века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. До этого К середине ХVIII века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. До этого в культурной жизни Запада лидировали Франция (Просвещение) и Англия (Новое время – эмпиризм). Особенно плодотворным был период с 1750 по 1850 год. В этот период происходило развитие немецкой классической философии и немецкого романтизма (Шиллер, Гёте). Основные представители: Иммануил Кант; Иоганн Готлиб Фихте; Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг; Георг Вильгельм Фридрих Гегель; Людвиг Фейербах.

Иммануил Кант (1724 -1804) Основные работы: «Критика чистого разума» (1781) - обсуждается способность познания, Иммануил Кант (1724 -1804) Основные работы: «Критика чистого разума» (1781) - обсуждается способность познания, предмет теории познания ; «Критика практического разума» (1788) рассматривает волю человека, предмет этики; «Критика способности суждения» (1789) исследует эстетическое и телеологическое (целесообразность), их взаимосвязь, учение о прекрасном и возвышенном.

Естественнонаучные исследования (анализ концепции Ньютона, небесной механики) заставили Канта сомневаться в методе мышления рационалистов Естественнонаучные исследования (анализ концепции Ньютона, небесной механики) заставили Канта сомневаться в методе мышления рационалистов и эмпиристов. т. е. в правильности научного склада ума. Эмпиризм основывается на ощущениях, игнорируются теоретические суждения, всеобщие истины (познание есть результат опыта и деятельности чувств, а разум только видимость). Рационализм игнорирует чувственный опыт (все истины находятся в разуме, а деятельность чувств только мешает познанию). Кант создает философию критической направленности. Предшествующие философы исследовали мир с помощью разума (рационализм) и с помощью чувств(эмпиризм, сенсуализм), но способности чувств и границы разума никто не проверял. Критика и есть такая проверка.

Процесс познания по И. Канту. 1 стадия – чувственное познание: доопытные формы созерцания; 2 Процесс познания по И. Канту. 1 стадия – чувственное познание: доопытные формы созерцания; 2 стадия – рассудок: упорядочение чувственного содержания при помощи категорий (качество, количество и т. д. ); 3 стадия - разум: теоретический и практический.

 Теория познания Всякое познание начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, т. к. Теория познания Всякое познание начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, т. к. часть знания порождается самой познавательной способностью, которая дана априорно (доопытно). Такими априорными знаниями для чувственного познания являются пространство и время – субъективные формы созерцания, которые накладывает сознание на внешние предметы, что приводит к упорядочиванию эмпирического опыта. Чувственное познание обладает содержанием без понятий, а рассудок имеет пустые понятия без содержания, поэтому только их соединение дает знание, познание возможно результате в синтеза чувственного содержания и понятий. Рассудок упорядочивает чувственное содержание при помощи категорий. Категории – понятия, которые не могут быть выведены из опыта. Категории присущи рассудку изначально, априорно. Поэтому категории характеризуют не предмет познания, а самого познающего субъекта, его познавательные способности, его структуру мышления.

 Ø Ø Ø Категории делятся на следующие разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество Ø Ø Ø Категории делятся на следующие разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Рассудок не открывает законы природы, а диктует природе их. Знания, основанные на опыте, ограничены. Рассудок формулирует всеобщие суждения, которые не могут быть выведены из опыта. Такие суждения называются априорными синтетическими суждениями (некоторые тела тяжелы). Есть два класса синтетических суждений: апостериорные, т. е. обнаруживающиеся на опыте (пример: некоторые лебеди черны); априорные, не нуждающиеся в опытной проверке (пример: все, что случается, имеет причину). В противоположность априорным синтетическим суждениям аналитические суждения выводятся из опыта и этот опыт объясняют (все тела имеют притяжение).

 Рассудок расширяет наши познавательные способности, но познать «вещь в себе» не может «Вещь Рассудок расширяет наши познавательные способности, но познать «вещь в себе» не может «Вещь в себе» - философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе» ), в отличие от того, какими они являются «для нас» – в нашем познании. Познаваем ли мир? То насколько он познаваем – вещь для нас, а то, что непознаваемо вещь в себе. Вещь для нас – область феноменов, того что ощущается. Вещь в себе – область мышления, того, что не ощущается, а только может мыслиться. То, что может только мыслиться – это трансцендентное. Апперцепция – воздействие всего предыдущего опыта человека на восприятие предметов и явлений. Трансцендентальное – изначально присущее рассудку и чувственному познанию, априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания. Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания и познания (Вещь в себе). Трансцендентальное единство апперцепции – способность сознания объединять представления в единое целое. Изначальное единство сознания познающего субъекта, обеспечивающее (обуславливающее) единство опыта. Учение И. Канта - трансцендентальный идеализм.

Проблема рассудка и разума. Рассудок и разум — два вида мыслительной деятельности человека. Рассудок Проблема рассудка и разума. Рассудок и разум — два вида мыслительной деятельности человека. Рассудок даёт возможность рассуждать, а разум — открывать и целеполагать. Рассудок исключает иррациональные процессы духа, разум творчески включает их через сознание противоречия самого мышления.

Явление и «вещь-в-себе» . Явления • воспринимаемы человеком • составляют содержание человеческого опыта • Явление и «вещь-в-себе» . Явления • воспринимаемы человеком • составляют содержание человеческого опыта • мир познается людьми только в своих явленных формах «Вещи-в-себе» • представляют собой независимую от человеческого сознания сущность вещей • абсолютное их познание человеком невозможно

 Разум – это высшая ступень познавательного процесса. рассматривает вопросы мировоззренческого уровня, впадает в Разум – это высшая ступень познавательного процесса. рассматривает вопросы мировоззренческого уровня, впадает в противоречие, которое называется антиномия. Антиномия – противоречивое положение, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно. Четыре антиномии: 1. Мир конечен или бесконечен в пространстве и во времени? 2. Бессмертна или смертна душа человека? 3. Существует ли в мире свобода или в мире нет никакой свободы? 4. Есть ли сущность мира или в мире нет никакой сущности?

 Ø Ø Ø q q Теоретический или чистый разум запутывается в противоречиях – Ø Ø Ø q q Теоретический или чистый разум запутывается в противоречиях – антиномиях. Поэтому Кант исследует возможности практического разума. Практический разум – понятие, означающее способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов. Практический разум руководствуется нравственными законами (категорический императив). “Звездное небо надо мной и моральный закон во мне”. Категорический императив: Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех. Все поступки д. б. ориентированы на всеобщее благо. Человек – это высшая ценность, его нельзя рассматривать как средство. Этическая норма первична. “Если ты должен, следовательно, можешь!” Заслугой И. Канта является то, что он первым в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания. Недостатки философии Канта: априорность (игнорируется практика познания), агностицизм (вещь в себе).

Иоганн Готлиб Фихте (1762 -1814) Основные работы: «Опыт критики всяческого откровения» ; «Основы общего Иоганн Готлиб Фихте (1762 -1814) Основные работы: «Опыт критики всяческого откровения» ; «Основы общего наукоучения» ; «Основные черты современной эпохи» .

Субъективный идеализм И. Г. Фихте. Отрицает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Субъективный идеализм И. Г. Фихте. Отрицает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Подлинная реальность – это единство субъекта и объекта. То, что отрывает человека от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент его жизни.

Человек в мире активное, деятельностное существо. Его свободная творческая деятельность направлена на свободу. Граница Человек в мире активное, деятельностное существо. Его свободная творческая деятельность направлена на свободу. Граница человеческой свободы — свобода другого человека. Истинно свободен тот, кто всех вокруг себя делает свободными. Ответственность в том, чтобы понять свое место в мире, понять свое назначение и следовать ему, стремиться быть полезным обществу. Девиз Фихте — «Поступай всегда согласно своему назначению» . Надо понимать не только цели своей жизни, но и цели народа, нации и помогать их реализовать, насколько это возможно. Поступая так, человек живет морально.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 -1854) Основные работы: «Система трансцендентального идеализма» ; «Философия искусства» Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 -1854) Основные работы: «Система трансцендентального идеализма» ; «Философия искусства» ; «Об отношении изобразительных искусств к природе» .

Натурфилософия Ф. Шеллинга. Природа есть становление духовного начала. Природа – силовое динамическое единство противоположностей, Натурфилософия Ф. Шеллинга. Природа есть становление духовного начала. Природа – силовое динамическое единство противоположностей, при этом на всех этапах развития наблюдается противоположность объекта и субъекта. В человеке духовное начало осознает себя, в природе оно бессознательно. Материя не существует без духа, как и дух без материи.

Абсолютный разум - единственная реальность, где субъект и объект неразрывно связаны, образуют «целостную неразличимость Абсолютный разум - единственная реальность, где субъект и объект неразрывно связаны, образуют «целостную неразличимость субъективного и объективного» . Разум перестаёт быть чем-то субъективным, а так как объект возможен только по отношению к мыслящему субъекту, то разум перестаёт быть чем-то объективным. Философия приходит к истинному «в себе» сущему, которое есть тождество субъективного и объективного. В абсолюте совпадают все противоположности и в нём же самом кроется начало дифференциации как основа его действительности. Самосознание разума есть самосознание Бога, ибо Бог и есть, по утверждению Шеллинга, разум.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) Основные работы : «Феноменология духа» ; «Энциклопедия философских Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) Основные работы : «Феноменология духа» ; «Энциклопедия философских наук» ; «Основы философии права» .

Диалектика (наука о развитии и метод мышления). «…Диалектика есть движущая душа всякого научного развертывания Диалектика (наука о развитии и метод мышления). «…Диалектика есть движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…» Г. Гегель

Диалектический метод Г. Гегеля. Это живой, постоянно развивающийся процесс сугубо рационального постижения мира, общества Диалектический метод Г. Гегеля. Это живой, постоянно развивающийся процесс сугубо рационального постижения мира, общества и самого мышления. Является вершиной рационального понимания и объяснения мира.

Основные законы диалектики Г. Гегеля. Закон перехода количества в качество и наоборот. Закон единства Основные законы диалектики Г. Гегеля. Закон перехода количества в качество и наоборот. Закон единства и борьбы противоположностей или Закон взаимопроникновения. Закон отрицания.

Философская система Г. Гегеля. Философская система Г. Гегеля.

 Ø Ø Ø Структура философии Гегеля: 1. Логика - работа рассудка, который не Ø Ø Ø Структура философии Гегеля: 1. Логика - работа рассудка, который не идет дальше формально логических определений, поэтому понятия и предметы он принимает за неизменные. Включает учение о бытие: бытие, небытие, становление; учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. ; учение о понятии, возникающем в результате творческой деятельности мышления, которое порождает наличное бытие. 2. Философия природы. Механика, физика и органическая физика. Свойство природы – движение, т. е. способность порождать саму себя. 3. Философия духа- триадичность: субъективный дух – учение о душе (психология); объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах; абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.

 Познание – это способ существования духа. Основная задача духа – самопознание. Дух -> Познание – это способ существования духа. Основная задача духа – самопознание. Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея - это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа). Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство. Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя. Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения. Формы осознания абсолютной идеи: мифология, мировые религии (Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим), наука.

 По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства. Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов. Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям. Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им. Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.

 Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: философию природы; антропологию; психологию; логику; философию государства; философию гражданского общества; философию права; философию истории; диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую. Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д. ) — такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д. , а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей. Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

 Социально-политические взгляды Гегеля: государство — форма существования Бога в мире (по своей силе Социально-политические взгляды Гегеля: государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог); право - наличное бытие (воплощение) свободы; общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса; противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

Людвиг Фейербах (1804 -1872) Основные работы : «История новой философии от Бэкона до Спинозы» Людвиг Фейербах (1804 -1872) Основные работы : «История новой философии от Бэкона до Спинозы» ; «Основы философии будущего» ; «Сущность религии» .

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Антропологизм заключается в понимании человека как высшего продукта природы и Антропологический материализм Л. Фейербаха. Антропологизм заключается в понимании человека как высшего продукта природы и в рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. «Не бог создал человека, а человек создал своего бога!» На смену вымышленному богу должен прийти реальный человек. Основная позитивная идея христианства – идея любви. «Я не предлагаю упразднить религию и бога, я предлагаю сделать их реальными» . Религиозное представление – представления человека о самом себе, которым ошибочно приписано действительное существование. Любовь не к богу (христианство), а любовь к реальному человеку. Бессмысленно рассматривать мышление человека в отрыве от его жизни (что и делал Гегель). Источник духа (сознания) – тело, источник тела – природа, источник природы – материя в целом. Природа – основа духа. Она же должна стать основой философии, призванной раскрыть земную сущность человека. Философия должна начинать не с бога, не с сознания, не с души человека, а с наук о природе, только тогда она не собьется с дороги. Сущность человека выражает не положение “Я мыслю, след. , существую”, а положение: “Я хочу, следовательно, существую”.

Историческое значение немецкой классической философии: систематическая разработка диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о Историческое значение немецкой классической философии: систематическая разработка диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития; переориентация философских исследований на сущность человека, его разум;

 Историческое значение немецкой классической философии: понимание истории как целостного процесса; обоснование идеи социального Историческое значение немецкой классической философии: понимание истории как целостного процесса; обоснование идеи социального прогресса и свободы.

Спасибо за внимание Спасибо за внимание