философия лекция 8.ppt
- Количество слайдов: 79
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И. Г. ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ
Г. В. Ф. Гегель • Человек – единственное существо, способное созерцать бытие в его логическом основании
Основа бытия, абсолют открывается человеку: • Как источник системы необходимых связей (человек – часть системы, всецело определен извне) • Как цель, предмет высшего желания (человек свободно стремится к благу как к основе собственной сущности, и, в конце концов, познает ее совпадающей с абсолютом. • Свобода – познанная необходимость (Г. В. Ф. Гегель)
Немецкая классическая философия • • В основе бытия – необходимость ( теоретическая философия, наука) В основе бытия – свобода (практическая философия, этика)
Немецкая классическая философия • Иоганн Готлиб ФИХТЕ • 1762 -1814
И. Г. Фихте: возможность философии как науки • а) дедукция основных положений из одного единственного принципа • б) устранение "вещи в себе" • а) философия, как и наука в целом, должна представлять собой систему; • б) она должна покоиться на одном единственном, абсолютно достоверном принципе, невыводимом из какого-либо другого положения и лежащем в основе гармонической связи всего ее системного целого.
Философия - «Наукоучение» • Наука о науке, занимающаяся проблемами достоверности первого принципа или основоположения и непосредственно вытекающих из него положений, а также выявлением способов их связи
Самоочевидность системы «Наукоучения» • Система должна быть замкнутой, или иметь структуру круга, т. к. , движение в сторону завершения есть в то же время возвращение к первому положению, но уже как к последнему результату.
Первый принцип: Идеализм или материализм? • Самостоятельность Я, свобода субъекта. «вещи в себе» . • Субъект – причина • Субъект – только так называемой следствие «вещи в себе» , независящей от него объекта, свободен, причины, от «вещи в независим от себе» , несвободен. объекта
Исходный принцип «Наукоучения» • Идеализм – интеллигенция в себе (сознание - первично) • Физический мир должен рождаться из Я
Что первично в сознании: • Я Созерцающее внешний мир, как данность сознания; теоретическое • Я Действующее на основании внутреннего, заложенного в нем закона морали; практическое
В первую очередь очевидно не созерцание, а действие: сначала очевидна цель, а не содержание сознания • Деятельностно-практическое Я становится у Фихте предшествующим теоретическисозерцательному. • Человек сознает себя прежде всего как свободный, деятельный, творческий дух. • Как созидающий, порождающий сам себя сообразно своему внутреннему (нравственному) закону, преследуя свою цель
Обоснование единства субъекта и объекта. Диалектика Фихте: тезис, антитезис, синтез • • делимость индивидуального Я на Я и Не-Я Я есть Я; Я полагает Я Я полагает Не-Я Абсолютное Я – источник индивидуальных Я, распадающихся на Я и Не-Я
Я и не-Я оба полагаются через Я, взаимно определяя и ограничивая друга, стремясь к единству • когда Я определяет не-Я, т. е. поступает, действует, полагает не-Я как определенное через Я, это последнее полагает себя как практическое Я • когда Я определяется через не-Я, т. е. материальный мир противостоит Я как самостоятельный, независимый объект, оно есть теоретическое Я, оно полагает само себя как определяемое через не-Я
Круг замыкается на боге. • Деятельность Я оказывается самодостаточной, абсолютной деятельностью, которая сама обеспечивает себя задачами, хотя и делает это совершенно бессознательно. • Я (Не-Я), которое ставит "препятствия" и Я (Я), которое их преодолевает, не знают друг о друге, борются друг с другом, но тем самым все больше приближаются к абсолютному тождеству в Я. • Индивидуальное Я и абсолютное Я в пределе совпадают.
Немецкая классическая философия • Фридрих Вильгельм Йозеф ШЕЛЛИНГ • 1775 - 1854
Ф. В. Й. Шеллинг • Фихте: как соотносятся между собой субъект и объект, что первично? • Шеллинг: философия должна дать ответ на два вопроса: • 1. каким образом от бессознательной природы (отчужденного духа) происходит переход к сознанию • 2. каким образом сознание, которое само по себе есть субъект, становится объектом (бессознательной природой).
Ф. В. Й. Шеллинг Этапы творческой эволюции • 1. Наукоучение фихтеанского типа (задача – построить систему «трансцендентального идеализма» , которая была намечена Кантом) • 2. Натурфилософия • 3. Новая версия «трансцендентального идеализма» • 4. Философия тождества • 5. Философия Откровения
1. Шеллинг – фихтеанец Задача – дать более полную характеристику Не-Я • Фихте основное внимание уделил Я • Для создания «системы трансцендентального идеализма» необходимо создать также теорию Не -Я, природы • Она должна стать альтернативой материалистической системе природы, представленной Ламетри, Дидро, Гольбахом (линия Декарта)
2. «Идеи к философии природы» 1797 г • Следует начать с природы, изобразив ее внутреннее движение к раскрытию в себе духовного начала, к самосознанию
Динамическое воззрение на природу • Природа в своем развитии (потенцировании) проходит ряд качественно отличных ступеней: механическую, физическую, химическую, органическую. • Движущий принцип развития от механизма к химизму и т. д. - принцип полярности. Столкновение противоположных сил – условие перехода одной формы движения в другую
• Для Шеллинга важен Лейбниц: его понимание сил природы как проявлений активности духа в природе. • Материя сама не может быть активной, не может двигаться. Силы природы – деятельность в материи «мировой души» Источник активности Не-Я тот же, что и источник активности Я: духовное начало бытия. • Утверждение единого – духовного основания бытия.
Каким образом дух становится внутренним источником движения материи? • Полярность – «подлинная мировая душа» природы, источник всякого движения. Дух (единая сила) разделяет себя на противоположные силы. • И. Кант: о единстве сил притяжения и отталкивания в неорганической природе (в механике). • И. Ф. Кильмейер – о значении противоположных сил в органической природе
Для чего единая энергия духа разделяется на противоположные силы? • Результат разделения – борьба природных сил: положительных и отрицательных зарядов электричества, противоположных магнитных полюсов, кислот и щелочей, возбуждения и торможения… субъективного и объективного
Диалектика: развитие – результат борьбы • Фихте обнаружил диалектическую противоположность в деятельности человеческого сознания • Шеллинг – разработал диалектику природы. • Он утверждал, что природе свойственно развитие, а также дал объяснение причин и целей ее развития
Уровни природы – различные результаты борьбы • Если борьба сил в продукте «угасает» в результате уравновешивания сил – продукт механичен (неорганическое тело) • Если силы – в неравновесном состоянии, продукт – химически активное тело • Если процесс достижения и разрушения равновесия сил перманентен – тело – живой организм.
Жизнь – универсальная сущность всякого бытия (неорганические тела – результат угасшей жизни) • Мир – единый организм. Дух – его творческое начало. Он стремится к материальному воплощению и производит все новые виды природного бытия. (природа – результат нисходящего движения духа) • Восхождение природы по ступеням своей организации до человеческого сознания – возвращение духа Я из Не-Я
Противоположность трактовок природы • Шеллинг – идеалистическое телеологическое, финалистское объяснение движения в природе. Природа движется духом, и для того, чтобы понять себя, как дух • Гольбах – материалистическое и казуальное объяснение природы.
Как дух конструирует материю? • Шеллинг (как Декарт): сущность материи – протяженность – способность образовывать пространственную трехмерность. • Пространство создают силы: магнетизм, электричество и химизм. • Идея единства динамических и пространственных определенностей материи
• Магнетизм: противоположные полюса магнита создают активность «по прямой» - условие длины в построении материи • Электрические заряды: их действие осуществляется не по прямой, а под углом (отличным от 180) – динамическая основа ширины. • Химические взаимодействия: совершаются во всех направлениях – делают реальностью высоту.
ПОТЕНЦИРОВАНИЕ – переход на высшую ступень • Триада: магнетизм, электричество, химизм – существование неорганической природы • Переход от неорганической к органической ступени: преобразование названных сил в триаду чувствительность, раздражимость, стремление к воспроизведению • Человек разумный – появляется на высшей ступени развития природы
Рождается ли дух из природы? • Природа в своем развитии, в "потенцировании" не до конца проявляет тенденцию к появлению субъективности. • На уровне механизма природа выглядит как чистый объект. • На уровне живого организма природа приобретает уже черты субъекта: активность, произвольное движение, некоторые формы сознания. • Казалось бы, ещё один шаг, ещё одна "потенция", и природа породит свой "высший цвет" – мыслящий дух. Но Шеллинг не делает этого шага. Он не видит возможности объяснить рождение духа из материи на пути эволюции. • «Дух - остров, на который нельзя попасть без прыжка» .
• Механизм, химизм, организм и, наконец, дух – это, согласно Шеллингу, не различные ступени развития природы. • Природа всегда существовала и существует во всех своих "потенциях", но актуализирует их поочередно, то в одной, то в другой, то в третьей форме. • Поэтому наше мышление, или дух не появляется впервые в результате развития природы. Дух человека - проявление высшей потенции, высшего Духа, которую последний всегда имеет в себе.
• Умозрительные идеи Шеллинга о единстве природы и всех ее сил вдохновили Эрстеда на поиск связи между электричеством и магнетизмом. • Сам Шеллинг спекулятивным путем осуществил своеобразный синтез корпускулярной и волновой теорий света Ньютона и Гюйгенса, что только через 100 лет экспериментально подтвердил Луи де Бройль.
Противоречие с Фихте • Фихте: Я первично, оно производит природу, Не Я; Я полагает ей предел. Субъект порождает и определяет объект. • Шеллинг: пытаясь объяснить, что такое Не Я, пришел к тому, что Я производно от Не Я, и вовсе не полагает ему предел. Шеллинг утверждает реальное существование природы, и переходит на позицию объективного идеализма.
• существует некая основа мира, которая есть природа и человеческий дух одновременно. • Шеллинг выдвигает концепцию, сходную с пантеистической концепцией бога Спинозы.
3. «Система трансцендентального идеализма» 1800 • • • СТРУКТУРА Теоретическая философия Практическая философия Философия природных целей Философия искусства
• Если смотреть на мир, исходя из природы, то очевидно, что её необходимой тенденцией является одухотворение. • Если смотреть на мир, исходя из субъекта, то очевидно стремление к объективизации себя, к воплощению своего внутреннего мира, т. е. к опредмечиванию духа.
• интеллект теоретический (копирующий) • Интеллект нравственнопрактический (полагающий цели) .
Теоретическая философия: сознательное (дух) определяется бессознательным (природой) • • Развитие самосознания: от ощущения до созерцания От созерцания до рефлексии От рефлексии до акта воли (практическая философия)
Практическая философия: бессознательное (природа) определяется сознательным(духом) Мир сознательно преобразуется в соответствии с нравственными целями. Я утверждает себя как свободный субъект.
Философия природных целей • Природа должна выступать в качестве целесообразного создания. Но она не является целесообразной в отношении способа своего создания. • «Природа, будучи созданием слепых сил, в ней действующих, все же сплошь и сполна проникнута целесообразностью» • Причина: в самом Духе, творящем природу, есть сознательное и бессознательное, субъект и объект
Завершение «Системы» : конечный результат опредмечивания духа – искусство • Именно искусству удается достичь невозможного – снять в конечном продукте бесконечную противоположность между теоретическим и практическим, сознательным и бессознательным, свободой и необходимостью.
От рационализма к иррационализму • Художественный гений творит свои произведения не столько на основе разумного замысла, но, прежде всего, на основе бессознательного вдохновения, непосредственно связывающего с бесконечным абсолютом. • Абсолют невыразим в конечных формах рассудка. Но выразим в художественных произведениях. • Искусство – «от века существующее откровение»
Интеллектуальная интуиция • «Здесь (говоря об основе мира) г-н Шеллинг расстается с философским путем и стремится, посредством некоей мистической интуиции, достигнуть созерцания самого абсолюта: он стремится созерцать его в средоточии, в его существе, где нет ничего идеального и где нет ничего реального – ни мысли, ни протяжения, ни субъекта, ни объекта, ни духа, ни материи, а есть… кто его знает что!" Г. Гейне
4. Философия тождества(1801 -1804) • Понятие абсолюта – исходное • Природа (Объект) = Дух(Субъект)
• Выходит, что существует некая основа мира, которая есть природа и дух одновременно. • Шеллинг выдвигает концепцию, сходную с пантеистической концепцией бога Спинозы.
Философия тождества • Будучи тождеством субъективного и объективного, абсолют не есть ни дух, ни природа, а безразличие обоих - тотальная индифференция (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита), содержащая в себе возможность и духа и природы. • Полная развернутость и осуществленность возможностей абсолюта - это Вселенная, которая есть и абсолютный организм и абсолютное произведение искусства.
Философия тождества • Шеллинг отличил от бога его «основу» - то, что в самом боге не есть бог. • «Основа» – темное, иррациональное хотение, порождающее «зло» - стремление отделения от бога. • Отделенные от бога природа и человек возникают из основы.
5. Философия Откровения • Шеллинг делает вывод о невозможности рационально объяснить происхождение мира. • Он считает, что бог в своей основе - иррационален, он в первую очередь, не разум, а воля. • Свою рациональную философию (Шеллинг называет ее негативной наукой разума) он считает необходимым теперь дополнить так называемой позитивной, в которой первичным становится уже не само сущее, а его основание - воля. • Воля постигается только в «опыте» • «Позитивная философия» : «философия мифологии» и «философия откровения» .
Формы религии • Естественная религия — начало религии; она несвободна и преисполнена суеверий; она есть религия мифологии. • Религия Откровения "Под откровенной, в противоположность мифологии или язычеству, мы понимаем христианство " (Шеллинг) • Первая и вторая вместе создают возможность "религии свободного философского понимания". Поэтому должны быть рассмотрены не только мифология, но и Откровение — с тем, чтобы достичь рубежей "третьей религии".
• Главной задачей поздней философии Шеллинга оказывается раскрытие внутреннего смысла христианской религии, подлинности христианской веры и обнаружение того, как эта вера с помощью "нашей науки" приводит в связь другие, божественные, природные и человеческие вещи. • Подразделы философии откровения : Христос как Логос; предсуществование Христа; очеловечение Христа; о смерти Христа; о воскрешении Христа; о деяниях Христа; главные идеи в истории христианской Церкви.
Немецкая классическая философия • Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ • 1770 -1831
Система абсолютного идеализма (Энциклопедия философских наук или Система философии) • Бытие в своей основе идеально: Источник всего существующего Мировой разум, Логос, Дух, Субъект, Сознание – Абсолют. • Важнейшее свойство Абсолюта – творческая активность, развертывание, раскрытие своего содержания • Цель Абсолюта - самопознание
Триада Абсолюта
Процесс самопознания Абсолюта – замкнутый круг. • Из Абсолютной идеи рождается Природа • Абсолютная идея, познав собственное содержание, «решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве Природы» • Из Природы рождается Дух. Абсолютная идея покидает природу, преодолев собственное инобытие и возвращается к себе самой в качестве Абсолютного Духа.
Стадия Характеристика развития Абсолюта Абсолютная «бытие-в-себе» идея Части философии Природа философия природы Дух Инобытие, или «бытие-длядругого» «бытие-в-себе-идля-себя» логика философия духа
Начальная стадия: Абсолютная идея. Диалектическая логика • Диалектическая логика – принцип самодвижения абсолюта. • Всякое понятие на самом деле – триада: тезисантитезис-синтез • Каждый объект пребывает в становлении, развитии. При этом он сохраняет свою самотождественность и в то же время нетождественен себе: утрачивает одни свойства и обретает другие. • Тождество и различие не существуют отдельно. Они – стороны одного понятия. • Направление движения: от чистой формы (наиболее общих понятий - минимум содержания) к обогащению содержания (к более конкретным понятиям)
свет состоит из мельчайших частиц свет имеет волновую природу квантовая природа света • Отрицание почки цветком, а цветка плодом есть необходимые моменты произрастания растений.
Логика. Первая триада • Тезис Бытие – «чистое бытие» , лишенное • • всякой определенности нечто, обладающее только свойством «быть» , т. е. , оно отлично от Ничто. Антитезис Ничто – порождение «бытия» . Тезис порождает антитезис. Синтез Становление – третий член триады. Наделен новыми свойствами. Сохраняется ряд свойств антитезиса. Восстанавливается ряд свойств тезиса, утраченных при первом отрицании – в антитезисе.
Первая триада (элементарная, или первого порядка)
Первая триада (как целое) – тезис. Порождает вторую триаду - антитезис • (элементарную, или первого порядка)
Третья триада Синтез первой и второй триад (тезиса) (антитезиса) • (элементарная, или первого порядка)
Триада второго порядка «Качество»
Триада третьего порядка «Бытие»
Бытие – первый член триады четвертого порядка – Абсолютной идеи: Бытие Сущность Понятие
Триада четвертого порядка «Абсолют»
Философия Природы абсолютная идея в своем инобытии • 1) Механика (пространство, время) • 2) Физика (земля, вода, электричество) • 3) Органика (растительный и животный мир, человек)
Философия Духа (Философия истории) • Дух раскрывается в истории. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. • Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
Философия истории • Античность — тезис. • Средневековье — антитезис, поскольку оно отрицает Античность. • Новое время — синтез Античности и Средневековья.
Ступени познания мира: Философия Духа • 1) Субъективный (индивидуальный) дух: психическая жизнь индивидуума через все ступени развития до осознания тождества с мировым духом • 2) Объективный (всеобщий) дух: право, моральность, нравственность: семья, гражданское общество, государство • 3) Абсолютный (божественный) дух: искусство, религия, философия
Стадии субъективного духа • • • 1. Антропология: 1. 1. Природная душа 1. 2. Чувствующая душа 1. 3. Действительная душа 2. Феноменология: 2. 1. Сознание 2. 2. Самосознание 2. 3. Разум 3. Психология: 3. 1. Теоретический дух 3. 2. Практический дух 3. 3. Свободный дух
Стадии объективного духа • 1. Право: • 1. 1. Собственность • 1. 2. Договор • 1. 3. Право против нарушения права • 2. Мораль: • 2. 1. Умысел и вина • 2. 2. Намерение и благо 2. 3. Добро и зло 3. Нравственность: 3. 1. Семья 3. 2. Гражданское общество 3. 3. Государство
Стадии абсолютного духа • 1. Искусство • 2. Религия • 3. Философия
• «Хитрость мирового разума» заключается в том, что он пользуется человеческими интересами и страстями для достижения собственной цели. • История является эволюционным процессом. • Конечная цель исторической эволюции – достижение истинной свободы.
Движение внутри Абсолюта: от бессознательности к осознанию; от необходимости к свободе • Абсолют – источник и творец всего сущего (как Бог в христианстве). • На стадиях Абсолютной идеи и Природы Абсолют – не личность, не сознает себя как воля и разум (личностное сознание – только на уровне человека). • Деятельность Абсолюта – несвободна, необходима - детерминирована внутренними неосознанными законами. • На уровне человеческого духа Абсолют сознает себя – становится сознательным и свободным.
Выход из кризиса внутри установок Нового времени • Философские концепции Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля можно назвать вершиной и триумфом философии Нового времени. • Но в рамках этих систем обозначились вопросы, в ответе на которые дальнейшее движение философии покинуло эту вершину, и более того, отказалось от базовых интуиций. Появились различные направления философии: Марксизм, Позитивизм, Философия жизни
МОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ. ПРЕДПОСЫЛКИ • 1) идея о самодостаточности человеческого разума (исключение из философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума человеческого); • 2) складывание представлений о креативной природе человеческого разума, с одной стороны, и о его ограниченности - с другой