19- НКФ (Гегель).pptx
- Количество слайдов: 24
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬ (1770 -1831) ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих немецкий философ, создатель системы «абсолютного идеализма» Основные интересы: Логика, Философия истории, Эстетика, Религия, Метафизика, Эпистемология, Политология Мыслители оказавшие влияние: Аристотель, Ансельм, Декарт, Спиноза, Руссо, Беме, Кант, Фихте, Шеллинг Последователи: Фейербах, Маркс, Энгельс, Бруно Бауэр, Брэдли, Хайдеггер, Сартр, К. Барт, Хабермас, Гадамер и др. 2
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Отождествил бытие и мышление Выдвинул учение об абсолютной идее (теория объективного идеализма) Разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов 3
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ q Феноменология q Наука духа (1807) логики (1812 -1816) q Энциклопедия философских наук ( 1817) q Философия права (1821) 4
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА полное сторон: слияние двух основных гносеологии и онтологии «Все действительное разумно, все разумное действительно» 5
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Исходный пункт - то развивающееся целое, принимаемое им как Абсолютная идея – единственно существующая подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений Мировой Дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Идеальное первоначало – это Бог, философский разум, который в процессе развития достигает совершенства. Идеи развиваются, проходят ступень материального и возвращаются назад. 6
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. 7
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и рассматривающей себя в нем, утверждал, что Категории - объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум» , «абсолютная идея» , или Мировой дух. Это - деятельное начало, давшее импульс возникновению и развитию мира. 8
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, Ø В процессе самопознания Абсолютная Идея проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления Ø Ø (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и истории человечества Ø § ( логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы Ø Ø цель - в самопознании. (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. 9
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Абсолютная Идея «ТЕЗИС-АНТИТЕЗИС-СИНТЕЗ» Осуществляется сначала: Ø Ø Ø Развивается по принципу триады: в виде чистых логических сущностей в формах инобытия идеи –природы в различных формах конкретного духа Соответственно этому возникает три части его философской системы: 1. ЛОГИКА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 3. ФИЛОСОФИЯ ДУХА 10
ЛОГИКА Субъективной логике – предшествует логика объективная - учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной Идеи Предмет - сама Абсолютная Идея, как система саморазвивающихся категорий, составляющих основу всей действительности. Чистые идеи предшествуют вещам (но не как временное, а как логическое предшествование). 11
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА В основе всей диалектики лежит тезис о «ТОЖДЕСТВЕ БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ» : Понять сущность исторического процесса можно лишь тогда, когда он прошел все стадии и дошел до своей высшей точки развития, когда видна логика этого процесса – а логика этого процесса и есть идея, ради которой и развертывается этот процесс. Логика распадается на: Ø Ø Ø логическое предшествует историческому. учение о БЫТИИ учение о СУЩНОСТИ учение о ПОНЯТИИ Каждый раздел делится по принципу триады. 12
ПРИРОДА Рассматривает превращение Абсолютной Идеи – в природу. Природа - есть лишь «инобытие» Абсолютной Идеи В ПРИРОДЕ – Дух начинает существовать как отчужденный от себя Дух. Как среднее звено системы, природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой. природа есть процесс СТАНОВЛЕНИЯ ДУХА приходит к постулату О НЕИЗМЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА (понятие развития применимо лишь по отношению к Духу). 20
ПРИРОДА Движение идеи в природу идет от абстрактного к конкретному ПРИРОДА МЕХАНИКА ФИЗИКА ОРГАНИКА 21
ФИЛОСОФИЯ ДУХА v ИЛИ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ природа является чуждой для Духа сферой, Дух стремится найти себе более адекватное и полное воплощение. три ступени развития: Ø Учение о Субъективном Духе Ø Учение об Объективном Духе Ø Учение об Абсолютном Духе 22
УЧЕНИЕ О СУБЪЕКТИВНОМ ДУХЕ о человеке индивидуальное сознание( «дух для себя» ) АНТРОПОЛОГИЯ Ø ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Ø ПСИХОЛОГИЯ Ø § о душе, где снимаются противопоставления идеального и материального - Свободный Дух 23
УЧЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТИВНОМ ДУХЕ – воплощение (объективизация) духа в мировой истории и гражданском обществе v q «дух общества в целом» . Выражением объектов нового Духа является ПРАВО (абстрактное) – данный свыше, изначально существующий как идея порядок взаимоотношений между людьми. ПРАВО – РЕАЛИЗОВАННАЯ ИДЕЯ СВОБОДЫ. НРАВСТВЕННОСТЬ, q ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, q ГОСУДАРСТВО. q 24
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ Абстрактное право Мораль Ø Семья Ø Гражданское общество Ø Государство ü Полиция ü Бюрократия ü Экономика Нравственность 25
УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОМ ДУХЕ –высшее проявление Духа, вечно действующая истина ИСКУССТВО – непосредственное отображение человеком А. И. Ø реализуется в общественных формах сознания Увидеть и отобразить А. И. – могут лишь талантливые, гениальные люди РЕЛИГИЯ – антитезис искусства. А. И. – открытая человеку Богом в виде откровения. ФИЛОСОФИЯ - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания А. И. Это знание данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми. – ФИЛОСОФАМИ. Философия – Ø Ø полное раскрытие истин, познание Абсолютным Духом самого себя, соединение начала А. И. с ее концом, высшее знание. 26
Мировое развитие есть ничто иное как самопостижение, самопознание Абсолютной Идеи У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт – от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (высшая философия). – осознание идеей самой себя. Гегелевская философия, в глазах мыслителя и выполняет такую сверхприродную роль. 27
установление в философии и общем сознании понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе – не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, Ø нет ничего отдельного, не связанного со всем. Ø Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы. 29
Концепцию философии истории выстраивает на основе принципов Ø историзма Ø объективности (закономерности) Ø монизма 37
«Работать для философии, которая приближается к форме науки (абсолютной), в целях достижения ступени, когда ей можно дать имя любви к знанию, чтобы быть истинным знанием» (Г. Ф. В. Гегель) 38
39