Скачать презентацию Немецкая классическая философия 1 Специфика немецкой классической Скачать презентацию Немецкая классическая философия 1 Специфика немецкой классической

Немецкая классическая философия. Хацанович..ppt

  • Количество слайдов: 38

Немецкая классическая философия Немецкая классическая философия

1. Специфика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Система и метод 1. Специфика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Система и метод в философии Г. В. Ф. Гегеля. 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Немецкая Классическая философия (НКФ) – высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и Немецкая Классическая философия (НКФ) – высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и философской классики. НКФ – сер. 18 – первая треть 19 вв. Представители: И. Кант И. Фихте Ф. Шеллинг Г. Гегель Л. Фейербах

Специфика немецкой классической философии. vсоздание целостных систем философского знания с тщательно отработанным понятийным аппаратом; Специфика немецкой классической философии. vсоздание целостных систем философского знания с тщательно отработанным понятийным аппаратом; v убежденность в естественной упорядоченности мироустройства, наличии в нем гармонии и порядка, доступных рационально-теоретическому постижению; vисследование познавательных способностей человека и возможностей разума ; vразработка диалектической концепции развития; vисследование человеческой истории, обоснование закономерности исторического процесса; vпонимание особой роли философии в истории человечества: ( «философия есть. . . современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» , «критическая совесть культуры» ).

Иммануил КАНТ (Kant) (1724 – 1804) И. Кант – родоначальник немецкой классической философии, создатель Иммануил КАНТ (Kant) (1724 – 1804) И. Кант – родоначальник немецкой классической философии, создатель системы трансцендентальнокритического идеализма. Вся жизнь Канта была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет, в 1755 начал преподавать в университете, в 1770 стал профессором. Кант читал лекции не только по философии, но также по математике, физике, географии, антропологии. В 1786 он был избран ректором университета.

Основные сочинения • Всеобщая естественная история и теория неба • Критика чистого разума (1781/1787) Основные сочинения • Всеобщая естественная история и теория неба • Критика чистого разума (1781/1787) • Основы метафизики нравственности • Критика практического разума • Критика способности суждения • К вечному миру

И. Кант о главных вопросах философии: – ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ? – ЧТО Я И. Кант о главных вопросах философии: – ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ? – ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ? – НА ЧТО Я МОГУ НАДЕЯТЬСЯ? ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? 7

Докритический период творчества И. Канта. В центре философских интересов Канта – вопросы философии природы Докритический период творчества И. Канта. В центре философских интересов Канта – вопросы философии природы и космологии – происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т. д. Гносеологический оптимизм – уверенность в возможности постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию. «Дайте мне материю, и я построю из нее мир. . . » .

Критический период творчества И. Канта. Критика чистого разума – гносеология Критика практического разума – Критический период творчества И. Канта. Критика чистого разума – гносеология Критика практического разума – этика Критика способности суждения – эстетика 9

Критика чистого разума Чистый разум – способность человека к теоретическому, научному мышлению. Каждое философское Критика чистого разума Чистый разум – способность человека к теоретическому, научному мышлению. Каждое философское исследование должно начинаться с критики: • выяснении познавательных способностей, к которым обращается философия и другие отрасли знания; • исследовании границ, дальше которых не может простираться компетенция разума.

Критический метод проверки наших познавательных способностей И. Кант называет трансцендентальным методом. Суть трансцендентальной философии Критический метод проверки наших познавательных способностей И. Кант называет трансцендентальным методом. Суть трансцендентальной философии не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов, априорных (внеопытных или доопытных) условий возможности познания.

 «Коперниканский переворот И. Канта» Смещение интереса философии с того, что познается на то «Коперниканский переворот И. Канта» Смещение интереса философии с того, что познается на то как и с помощью чего познается, с ОБЪЕКТА познания на СУБЪЕКТ и его познавательные способности.

Структура «Критики чистого разума» Трансцендентальная эстетика Как возможны априорные всеобщие и необходимые суждения Трансцендентальная Структура «Критики чистого разума» Трансцендентальная эстетика Как возможны априорные всеобщие и необходимые суждения Трансцендентальная аналитика Как возможны априорные всеобщие и необходимые суждения Трансцендентальная дедукция Как возможны априорные всеобщие и необходимые суждения в математике? в естествознании? метафизике (философии)? Познавательная способность – чувственность рассудок в разум

Виды и формы познания • априорные формы – чувства пространство и время • априорные Виды и формы познания • априорные формы – чувства пространство и время • априорные формы – рассудок разум категории рассудка • априорные идеи – душа, мир, Бог

ЧУВСТВЕННОСТЬ Всякое познание начинается с опыта, но оно не происходит из опыта полностью. Познание ЧУВСТВЕННОСТЬ Всякое познание начинается с опыта, но оно не происходит из опыта полностью. Познание всегда дополняется доопытным (априорным) моментом. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности – пространство и время. Благодаря этим формам возможны априорные всеобщие и необходимые суждения в математике (Например, прямая есть кратчайшая линия между двумя точками).

РАССУДОК Рассудок – познавательная способность, оперирующая понятиями и категориями. Рассудок подводит многообразие чувственного материала РАССУДОК Рассудок – познавательная способность, оперирующая понятиями и категориями. Рассудок подводит многообразие чувственного материала под единство понятия, осуществляет синтез опыта. Синтетическая деятельность рассудка возможна благодаря: 1. Трансцендентальному единству апперцепции – единству и тождественности самосознания познающего субъекта. 2. Априорным формам рассудка – категориям (количество, качество, отношение, модальность). Благодаря априорным формам рассудка – категориям, возможны законы естествознания (Например, Все тела притягиваются друг к другу силой, прямо пропорциональной произведению их масс…).

Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы…, в силу чего все, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка. И. Кант

ВЕЩЬ-В-СЕБЕ (агностицизм И. Канта) ВЕЩЬ-В-СЕБЕ ЯВЛЕНИЕ (ноумен) (феномен) вещи как они существуют вне нас, ВЕЩЬ-В-СЕБЕ (агностицизм И. Канта) ВЕЩЬ-В-СЕБЕ ЯВЛЕНИЕ (ноумен) (феномен) вещи как они существуют вне нас, сами по себе вещи, какими они являются «для нас» Вещь-в-себе непознаваема явления подчинены априорным формам чувственности и рассудка

ВЕЩЬ-В-СЕБЕ (агностицизм И. Канта) Вещь-в-себе непознаваема, следовательно, человек не может познать сущность мира (агностицизм). ВЕЩЬ-В-СЕБЕ (агностицизм И. Канта) Вещь-в-себе непознаваема, следовательно, человек не может познать сущность мира (агностицизм). Человеческое знание о мире феноменов может расширяться и углубляться, но мир ноуменов (вещи-в-себе) нам недоступен.

РАЗУМ Разум – высшая познавательная способность человека: 1. Разум определяет цели познавательной деятельности; 2. РАЗУМ Разум – высшая познавательная способность человека: 1. Разум определяет цели познавательной деятельности; 2. Рассудок опирается на опыт, а разум выходит за его пределы; 3. Разум направляет и дает принципы рассудку; 4. Рассудок судит, разум – умозаключает; 5. Разум способен к самому высокому обобщению и синтезу знания.

Идеи чистого разума Душа Мир Бог Идеи чистого разума Душа Мир Бог

Если разум начинает делать идеи предметом своего исследования, он неизбежно впадает в противоречия (антиномии). Если разум начинает делать идеи предметом своего исследования, он неизбежно впадает в противоречия (антиномии). Антиномия – противоположность между двумя взаимоисключающими суждениями, каждое из которых представляется логически доказанным.

Антиномии чистого разума (пример первой антиномии И. Канта) Тезис Антитезис Мир имеет начало (границу) Антиномии чистого разума (пример первой антиномии И. Канта) Тезис Антитезис Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве Мир во времени и в пространстве бесконечен

Метафизика (философия) как наука о трансцендентных сущностях (Боге, душе, мире в целом ) невозможна. Метафизика (философия) как наука о трансцендентных сущностях (Боге, душе, мире в целом ) невозможна. Трансцендентный мир «вещей в себе» Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям. Мир опыта (явлений) Поэтому границы опыта суть границы научного знания. остается за границами научного познания. Метафизика как наука возможна только как критика разума, т. е. должна познавать сам разум его природу, источники и границы.

 «Критика практического разума» (этика И. Канта) Две вещи наполняют душу всегда новым и «Критика практического разума» (этика И. Канта) Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.

Практический разум – руководит поступками человека, устанавливает нравственные принципы и регулятивы. 1. Главными постулатами Практический разум – руководит поступками человека, устанавливает нравственные принципы и регулятивы. 1. Главными постулатами практического разума являются Бог, бессмертие души, свобода. Они теоретически недоказуемы, но имеют практическое значение. 2. Необходимым условием совершения поступков является свобода доброй воли. 3. Смысл человеческой жизни заключается в выполнении нравственного долга. 4. Долг человека – осознание необходимости следовать нравственному закону, определяющему поступки людей. 5. И. Кант формулирует всеобщий закон поведения – категорический императив.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (Hegel) (1770 – 1831) Немецкий философ, создатель одной из последних Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ (Hegel) (1770 – 1831) Немецкий философ, создатель одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Основные сочинения • Феноменология духа • Наука логики • Энциклопедия философских наук • Философия права

Основные принципы философии Гегеля v РЕАЛЬНОСТЬ есть МИРОВОЙ РАЗУМ (ДУХ, АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ, БОГ). Мировой Основные принципы философии Гегеля v РЕАЛЬНОСТЬ есть МИРОВОЙ РАЗУМ (ДУХ, АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ, БОГ). Мировой Разум находится в процессе непрерывного саморазвития и самопознания. v. ТОЖДЕСТВО МЫШЛЕНИЯ И БЫТИЯ. Мышление (Абсолютная идея) есть непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого Абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса (бытие). v. ТОЖДЕСТВО СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА. Субъект и объект в процессе познания совпадают, а процесс познания есть процесс становления разумного мира. Человеческое мышление есть лишь одно из проявлений абсолютного, вне человека существующего мышления – Абсолютной идеи.

Панлогизм Гегеля Все действительное разумно, все разумное – действительно. Панлогизм Гегеля Все действительное разумно, все разумное – действительно.

СИСТЕМА Г. ГЕГЕЛЯ Опредмечивание Самопознание Саморазвитие АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ ЛОГИКА (АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ В СЕБЕ) ФИЛОСОФИЯ СИСТЕМА Г. ГЕГЕЛЯ Опредмечивание Самопознание Саморазвитие АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ ЛОГИКА (АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ В СЕБЕ) ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ В «ИНОБЫТИИ» ) • бытие • сущность • понятие • механика • физика • органика ФИЛОСОФИЯ ДУХА • Субъективный дух (АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (ДУХ) • Объективный дух В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ) • Абсолютный дух

СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ ФИЛОСОФИЯ ДУХА АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ В искусстве Дух постигает самого себя в форме СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ ФИЛОСОФИЯ ДУХА АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ В искусстве Дух постигает самого себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – в форме понятия. Философия есть высшее проявление самопознающего самого себя Духа. ФИЛОСОФИЯ АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ

Метод Гегеля – диалектика. Восхождение от абстрактного к конкретному Тезис А Антитезис ~А Синтез Метод Гегеля – диалектика. Восхождение от абстрактного к конкретному Тезис А Антитезис ~А Синтез Вывод ~(~А) ≡ А 1

Принцип и законы диалектики Истинное развитие есть саморазвитие v Источник развития находится не вовне, Принцип и законы диалектики Истинное развитие есть саморазвитие v Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. v «Механизм» развития: развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные. v Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.

Людвиг Андреас ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) (1804 – 1872) Немецкий философ, творчество которого завершает НКФ, разработал Людвиг Андреас ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) (1804 – 1872) Немецкий философ, творчество которого завершает НКФ, разработал концепцию антропологического материализма. Основные сочинения • К критике философии Гегеля • Сущность христианства • Основные положения философии будущего • Сущность религии

Антропологический материализм v. Природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии (материализм). v. Человек как Антропологический материализм v. Природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии (материализм). v. Человек как чисто природное, биологическое, психофизическое существо – наиболее совершенная часть вечной природы и «высший предмет философии (антропологизм). «Истина – не в мышлении и не в знании, как таковом. Истина – в полноте человеческой жизни и существа» . v. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т. е. жизни не только ума, но и сердца. v. Человек осознает себя человеком лишь в общении «Я» с «Ты» . v. Любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования.

Критика религии v. Религия – не просто результат корыстного обмана и невежества. Сущность религии Критика религии v. Религия – не просто результат корыстного обмана и невежества. Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо – БОГА и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку» . v. В результате такого переноса Бог наделяется атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр. v. Противоречие между родовой сущностью и существованием человека ведет к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека и порабощению человека плодом его собственной фантазии. Возникает распространенная иллюзия – подлинный творец Бога – человек рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Любовь к Богу есть лишь форма отчуждения, ложное проявление подлинной любви – любви к другим людям. v. Это «отчуждение» должно быть преодолено верой в Человека как в единственное высшее проявление природы.

 «Мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку как единственную «Мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в бога – веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человечества зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но также единственным богом человека является человек» . Л. Фейербах