Не дай мне бог сойти с ума, Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. А. С. Пушкин 1833 г.
«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность» . Новейшая гадательная книга.
Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.
«Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму» . Вот фантазия!. . Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение» . Ф. М. Достоевский «Теперь мне кажется, что история всего мира разделяется на два периода: один период – все то, что произошло от сотворения мира до сотворения «Пиковой дамы» . Второй начался месяц тому назад» , - писал П. И. Чайковский
Карточная игра составила суть жизни русского дворянства в 30 -е годы. Карточная игра сделалась своеобразной моделью жизни: это доказывают примеры: проигрывались миллионные состоянья, дома, в 1802 году в Москве князь Александр Николаевич Голицын, мот, картежник и светский шалопай, проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну (урожденную Вяземскую), одному из самых ярких московских бар – графу Льву Кирилловичу Разумовскому.
Каков же главный герой повести? Что говорит он сам о себе? Что говорят о нём те, с кем он проводит время? Что отличает героя от других участников игры в начале повествования?
“ «Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» . Ф. М. Достоевский
Что заложено от природы «сильные страсти воображение» и Как вынужден жить огненное «сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал» «скрытен и честолюбив» «Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти» «будучи в душе игрок» «никогда не брал он карт в руки» «следовал с лихорадочным «я не в состоянии жертвовать трепетом за различными необходимым в надежде приобрести оборотами игры» излишнее» «игра занимает меня сильно» «Германн – немец: он расчетлив» «лицо истинно романтическое: у «Молодой инженер» него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»
Пушкин почувствовал первые шаги той болезни, которая только проникает в Россию, но ею уже живёт Европа — жажда сиюминутного обогащения, власть денег в обуржуазивающемся мире, где происходит подмена одних ценностей другими. У Пушкина подвержен гибели от испепеляющего могущества золота герой-немец, но предвидения героя оказываются куда шире. Тема “Пиковой Дамы” — губительная сила “золотой лихорадки”.
История Томских - это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.
Княгиня Наталья Голицына Н. К. Загряжская
В молодости княгиня блистала при дворе Людовика XVI, который восхищался её остроумием и находчивостью, играла в карты с французской королевой Марией. Антуанеттой. В 1766 году в Париже "за приятную ловкость в танцах" Наталья Петровна была награждена драгоценным украшением с бриллиантами и именной золотой медалью. Рассказывали, что она была знакома с ловким авантюристом, называвшим себя графом Сен-Жерменом.
Судя по сохранившимся портретам княгини работы французских мастеров, она в молодости была не дурна собой, но и не отличалась особой красотой. К старости она сделалась тугой на ухо. За глаза её называли "княгиней усатой". Известия о смерти близких княгиня воспринимала с удивительным равнодушием. "И в ус не дует", - усмехался Петр Вяземский.
Что заложено природой Как вынуждена жить «с нетерпение ждала своего избавителя» «живо чувствовала свое положение» «была домашней мученицею» «получала выговор за лишний расход сахара» «виновата была во всех ошибках автора» «была сто раз милее «отвечала за погоду и наглых и холодных мостовую» невест» «она была самолюбива» «жалование…никогда не доплачивали. . »
“Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи? . . Лизавета Ивановна была домашней мученицею”.
Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол. Германн обольщает Лизу, пытается обольстить графиню. Наполеон - воплощение стремления к власти, пример того, как человек может возвыситься с самых низов.
В конце повести вместо триумфа — крах! Карта, на которую сделал Германн максимальную ставку, бита — это рушится “формула жизни”, в которой умеренность и трудолюбие давно уступили место расчёту. Первой жертвой падает графиня. Германн не намерен убивать её: его пистолет не был даже заряжен. Но могла ли 90 летняя старуха выдержать внезапное вторжение ночью незнакомого человека?
Спрятавшись в кабинете графини, Германн услышал торопливые шаги Лизы: “В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел”. А после случившегося “ни слёзы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его”. Правда, спустя три дня Германн отправился в монастырь: “Не чувствуя раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести. . . ” Но читатель вслед за автором понимает: это не раскаяние, это всего лишь предрассудок. Германн “окаменел” окончательно: в нём не осталось ни совести, ни жалости.
“. . . Я готов взять грех ваш на свою душу”.
Прежде чем рассмотреть кульминационную сцену, происходящую в барской квартире Чекалинского, уточним правила игры в штосс. Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода — в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево — понтёр.
Почему Германн проиграл? Скорее всего, в новой колоде со свежей краской Германн, найдя туз, потянул и склеившуюся с ним даму. Уверенный в своём выигрыше, он не проверил карту. Покойная графиня (независимо от того, являлась ли она ему как привидение или это был пьяный сон) не обманула, налево действительно выпал туз. Следовательно, Германн проиграл случайно?
Убийство любви → Убийство старухи→ Саморазрушение личности Поставив материальную цель, пренебрегая ради нее духовными ценностями, Герман разрушает свою душу.
Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент «обдернется» , как «обдернулся» Герман, как «обдернулся» Наполеон в момент своей самой азартной ставки. «Наполеон- это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, рождающий безумие Германа» .
«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность» , — гласит общий эпиграф. Эту недоброжелательность проявляет по отношению к Германну графиня, но прежде неё — сам создатель повести. Пиковая дама — символ кары, которая, согласно Пушкину, ждёт тех, кто меняет любовь на пошлость, высокое на низкое, кто предаёт таким образом лучшее в себе.
О чём же думал он? О том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь. . .
“Честь” — слово, являющееся лейтмотивом “Капитанской дочки” (“Береги честь смолоду”), оно же цель жизни Евгения из “Медного Всадника”. Ибо честь — это морально -этическая категория, это норма поведения человека. В повести “Пиковая Дама” такого слова нет. Есть другое, однокоренное — честолюбие: “. . . он был скрытен и честолюбив”.
Подберём синонимы к слову “честолюбие”. Как образовано слово “тщеславие”? “ Честолюбие, тщеславие, стремление к славе”
Германн стремится узнать тайну трёх карт, и этими картами являются “тройка”, “семёрка”, “туз”. В них надежда на счастье, как понимает его герой. Но в начале повести Германн размышляет: “Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал. . . ” Утроит — “тройка”, усемерит — “семёрка”, капитал — “туз”! Что же получается? Тайны никакой не было. Свои счастливые “тройка, семёрка, туз” есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждёт “Пиковая Дама”.
Ф. М. Достоевский считал “Пиковую Даму” верхом художественного совершенства. В переплетении реальности и фантастики — пушкинский психологизм, утверждающий глубину и динамику внутреннего мира человека, который воплощается в действиях и реакциях, иногда приводящих к неправдоподобному успеху, а иногда к катастрофе. Так вводится в логику художественного творения мир страстей и соответствующих им ценностных ориентиров человеческого поведения.