Наука как генезис нового знания.pptx
- Количество слайдов: 70
Наука как генезис нового знания 1. Ценностное измерение развития научного познания 2. Традиции и революции в науке 3. Дифференциация и интеграция науки
1. Ценностное измерение развития научного познания Познание есть активный творческий процесс, целью которого является достижение истины Понятие истины многогранно Наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская, или классическая, концепция истины Ее основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле: истина есть соответствие вещи и интеллекта В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности Истина — это соответствие знаний о действительности самой действительности
1. Ценностное измерение развития научного познания Истина считается абсолютной, если она содержит полное, исчерпывающее знание об объекте, а также если это знание, хотя и не полно, но точно, неопровержимо характеризует объект в каком-то определенном отношении Абсолютность истины в первом значении недостижима в какой-то конкретный, определенный момент времени, так как и весь мир, и любой его объект бесконечны, неисчерпаемы с точки зрения полноты их познания Достижение абсолютной истины — это вечная цель, бесконечное устремление человеческого познания Во втором значении абсолютно истинным может быть знание четко установленного факта, жестко фиксированного отношения типа «дважды два — четыре» и т. п.
1. Ценностное измерение развития научного познания Большинство научных и практических знаний являются неполными, относительными, в чем-то приблизительными, требующими дальнейших уточнений. Такие знания выступают как относительные истины Под относительной истиной понимается верное, но неполное и не абсолютно точное знание об объекте Некоторые ученые для обозначения относительной истины применяют термин «частичная истина» Разновидностью относительной истины является правда Чаще всего она понимается как «сплав» истины и морали, как то, чем человек должен руководствоваться в своих поступках Критерием правды обычно признается соответствие знаний критерию справедливости Народная мудрость гласит:
1. Ценностное измерение развития научного познания «Всяк правду ищет, да не всяк ее творит» В науке истину и правду следует разграничивать, понимая, что истина — это общезначимое знание, продукт научного познания, а правда — это прежде всего мнение, основанное на моральных ценностях, личная интерпретация человеком тех или иных явлений Проблема истины в научном познании тесно связана с верой В гносеологии вера в отличие от веры религиозной связана с рационально получаемым знанием Вера — это твердая убежденность человека в чем-либо, основанная на знании объективных закономерностей Такая вера восполняет недостаток истинного знания Внутренняя убежденность, уверенность в истинности знания и правильности практических действий необходимы человеку
1. Ценностное измерение развития научного познания Вера в реальность проблемы — источник творческого процесса Она порождает стремление решить проблему Еще требуется вера в возможность ее решения, а также вера в себя, в свою способность решать и решить проблему Здесь уместно вспомнить слова первооткрывателя законов движения планет Солнечной системы немецкого ученого И. Кеплера: «То, что я предсказывал двадцать два года назад, то, во что я незыблемо верил, я, наконец, открыл и убедился в истинности этого» А. Эйнштейн так прокомментировал эти слова Кеплера: «Какой глубокой была у него вера в такую закономерность, если, работая в одиночестве, никем не поддерживаемый и мало понятый, он на протяжении многих десятков лет черпал в ней силы для трудного и кропотливого эмпирического исследования движения планет и математических законов этого движения!»
1. Ценностное измерение развития научного познания В каждой относительной истине есть какие-то элементы точного, неопровержимого знания, элементы абсолютной истины Поэтому бесконечная сумма относительных истин шаг за шагом ведет к истине абсолютной, хотя никогда не исчерпает ее В каждый момент времени доля относительного и абсолютного в знании различна Полнота, глубина точности знаний могут и возрастать, и падать Более того, истинное знание в одних условиях может стать заблуждением в других Это особенно характерно для оценок и выводов в современной науке, которая все глубже проникает в тайны бытия мира Поэтому следует иметь в виду, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна
1. Ценностное измерение развития научного познания Конкретность истины заключается, в том, что ее пределы ограничены: во-первых, конкретной областью изучения (макро- или микромир, живая или неживая природа и т. д. ); во-вторых, условиями места, пространственными границами, в рамках которых существует объект; в-третьих, условиями времени, историческими границами его существования То, что было истинным в науке Нового времени, не может безоговорочно переноситься на современную науку Одной из важнейших в научном познании является проблема критериев истины, путей ее обоснования и доказательства Понятия «истина» и «достоверность» порой употребляются как тождественные или однопорядковые
1. Ценностное измерение развития научного познания Однако более правильным будет их различать Достоверность означает удостоверенность, обоснованность, доказанность положений Могут быть и достоверно истинные и достоверно ложные положения в той мере, в какой это подтвердили теоретические аргументы и практика В определении критерия истины наиболее распространенными являются следующие точки зрения: критерием истины являются показания органов чувств; критерий — только сам разум, его суждения и выводы; только практика является конечным и абсолютным критерием истины У каждой из этих концепций есть свои сильные стороны, но есть и свои трудности Критерий практики, на первый взгляд, более универсален, так как с помощью него можно проверить выводы как чувственного, так и рационального познания
1. Ценностное измерение развития научного познания Однако практика отдельного человека и даже совокупная общественно-историческая практика человечества является не окончательным, а исторически ограниченным критерием истины Общественная практика сама изменяется, расширяется, усложняется, опровергая некоторые результаты прошлой практики Общественно-историческая практика — это процесс, постоянно изменяющийся и сам себя подправляющий критерий истины В ней переплетаются элементы объективного и субъективного, абсолютного и относительного Она конкретна точно так же, как конкретна и сама истина
1. Ценностное измерение развития научного познания Поэтому в научном познании следует постоянно делать поправку на исторический контекст исследуемых явлений, а также аргументов и фактов используемых для доказательства истинности научных положений и выводов В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др. ) категория истины обладает двойственной характеристикой С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум, быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач
1. Ценностное измерение развития научного познания Научное познание предполагает также усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшней практической эффективности получаемых знаний Иначе наука не будет осуществлять своей главной функции — выходить за рамки предметных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты возможностей освоения человеком предметного мира Стремление к этому поиску обеспечивают такие основополагающие установки науки, как самоценность истины и ценность новизны Каждый исследователь должен принимать в качестве одной из основных установок научного познания поиск истины, воспринимая истину как высшую ценность науки
1. Ценностное измерение развития научного познания Ценность в философии рассматривается как качество отношения субъекта (человека, социальной группы, класса, общества, народа, нации, человечества) к объектам окружающего мира (природным, социальным, духовным и т. д. ), которое отражает субъективную значимость (важность, полезность) объекта и выбор способа деятельности субъекта Ценностями в широком смысле называют вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества Ценностями могут быть любые предметы окружающего мира (вода, воздух, природные ископаемые, техника, одежда, деньги), а также различные явления и их свойства (справедливость, красота, свобода, знания, истина и т. д. )
1. Ценностное измерение развития научного познания Определение значения вещи для человека, т. е. ее ценности, устанавливается в акте оценки Оценка — это представление о ценности, выраженное в ее количественной или качественной характеристике Ценность выражает субъектно-объектную природу отношений между личностью и обществом Ценности, относящиеся к одному и тому же объекту, разнообразны Например, компьютер может восприниматься субъектом в разных аспектах: в экономическом — как материальная ценность; в значениях полезности — как социальная ценность; в познавательном — как носитель информации, имеющей научную ценность; с точки зрения красоты дизайна — эстетическая ценность и т. д.
1. Ценностное измерение развития научного познания В деятельности субъекта важную роль играют признаваемые субъектом приоритеты ценностей по отношению друг к другу — так называемые иерархии ценностей Системы ценностей усваиваются человеком в процессе воспитания, а также в ходе практической, познавательной, научной, эстетической и иных видов деятельности Иерархия ценностей человека зависит от интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности В человеческом обществе ценности одного и того же вида носят многозначный характер, что требует выделения критериев для каждой из ценностей
1. Ценностное измерение развития научного познания Например, к ценности свобода применимы различные ценностные критерии — от либерального до монархического Ценности подразделяют на материальные и духовные, личностные и социальные, политические, государственные, экономические, культурные, моральные, религиозные, национальные, общечеловеческие и т. п. В аксиологии применяется понятие «вечные ценности» Ценностное отношение к чему-либо проявляется как связь субъекта с тем объектом, на который направлено его познание и воздействие Фундаментальная постановка проблемы соотношения научного познания и ценностей принадлежит выдающемуся немецкому философу И. Канту
1. Ценностное измерение развития научного познания Кант выступил против созерцательного истолкования процесса познания Он впервые употребил понятие ценности в специальном, узком смысле Предпосылкой аксиологии, теории ценностей, у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала Согласно Канту есть два мира: «мир сущего» и «мир должного» «Мир сущего» — это предметы и явления, на которые направлен теоретический разум с целью их познания Теоретический разум по Канту должен начинать с созерцания и чувственности, от них перейти к понятиям и завершиться основоположениями
1. Ценностное измерение развития научного познания «Мир должного» — это сфера практического разума, который «имеет дело не с предметами с целью их познания, а со своей собственной способностью осуществлять эти предметы (сообразно с их познанием), т. е. с волей» Практический разум — это моральное сознание Под практикой Кант понимал нравственную, а не материальную деятельность людей Путь практического разума таков: от постулируемого морального принципа к подведению поступков под этот принцип, и переход к заключению Здесь у Канта господствует нравственный закон, абсолютная свобода, стремление к добру Принципиальная новизна состояла в том, что практическому разуму, т. е. моральному сознанию, была отведена особая, ведущая роль в человеческой деятельности
1. Ценностное измерение развития научного познания Одновременно по-новому определены место и роль теоретического разума, выяснены и обоснованы его пределы и возможности Кант обращает внимание на опасность скрытых спекулятивных (умозрительных) возможностей теоретического разума Вместо «мира сущего» он может создать иллюзию — реально не существующий предметный образ, порожденный воображением Поэтому человек должен осознавать границы и возможности теоретического разума, в связи с чем возникает необходимость интеллектуальной честности, сознательной моральной направленности самого мышления Это принципиально новый подход к исследованию
1. Ценностное измерение развития научного познания Практический разум как разумная воля, осуществляемая «согласно представлению о законах» , становится осознанным принципом поведения, делает человека независимым от знания, от его способности познавать Исследуя проблему соотношения теоретического и практического разума в целом, Кант приходит к пониманию необходимости их единства и взаимодействия И. Кант поставил проблему методологической роли нравственного сознания, а следовательно, ценностного сознания вообще, в познавательной деятельности субъекта Существующий в нас моральный закон был представлен как условие сохранения интеллектуальной честности Таким образом, взаимосвязь ценностей и научного познания может быть выражена в ряде принципов
1. Ценностное измерение развития научного познания Во-первых, ценностное — это противоположное просто познавательному отношению к объекту Оно отражает установки, интересы, предпочтения субъекта Кроме того, оно эмоционально окрашено Во-вторых, ценностные ориентации формируются в сознании познающего субъекта Они содержат мировоззренческие ориентации научного исследования, логико-методологические параметры, критерии научности, идеалы и нормы исследования В-третьих, ценности в научном познании приобретают статус оценочных категорий по отношению к объективности и истинности результатов исследования Ценностно-нормативные компоненты должны быть включены в познавательный процесс и в само научное знание
1. Ценностное измерение развития научного познания Данные принципы имеют методологическое значение для развития научного познания Они указывают на то, что предпосылки научного познания не исчерпываются гносеологическими параметрами и компонентами Эти предпосылки одновременно представляют собой исторически сложившиеся формы ценностных ориентиров, отражающих социально-культурную обусловленность познания и выполняющих мировоззренческую, методологическую, нормативную, регулятивную и другие функции Регулятивная функция ценностей в развитии научного познания заключается в том, что ценности определяют направленность активности (поведения и деятельности) исследователя
1. Ценностное измерение развития научного познания В конечном итоге предметная определенность ценностей фиксирует стремление исследователя к осуществлению поставленной цели и задач научного познания
2. Традиции и революции в науке Одним из идеалов научного познания является постоянный рост научного знания Он обеспечивается не только творческой активностью отдельных ученых и их сообществ, но и развитием науки в целом Наука прошла большой путь развития от донаучных знаний мыслителей древнего мира до важнейшего социального института человеческого общества, движущей силы общественного развития В мире в настоящее время насчитывается более 5 млн ученых, наука в значительной, если не в решающей, степени определяет уровень развития общества и его перспективы Забота о дальнейшем развитии науки стала важнейшей функцией государства
2. Традиции и революции в науке Развитие научных знаний в мире в целом и в отдельных странах идет неравномерно Периоды бурных научных революций сменяются сравнительно спокойным движением научной мысли В одних странах наука развивается стремительно, в других — совсем наоборот Эти процессы объясняются различными причинами: социальными и гносеологическими, внутренними и внешними В XVII в. произошла первая научная революция Наука стала набирать темпы в Европе, обусловливая развитие промышленности Постепенно пришло понимание того, что наука для своего развития нуждается в определенной духовной атмосфере, демократической обстановке, терпимости, свободе выдвижения идей и их обсуждения Этот вывод был подтвержден развитием науки во всем мире
2. Традиции и революции в науке В духовной атмосфере общества и государства стала приветствоваться рациональность, что благоприятствовало развитию наук Государства стали выделять огромные средства на развитие научных исследований, на образование Там, где эта политика проводилась последовательно, были достигнуты впечатляющие результаты К примеру, СССР благодаря развитию науки в середине XX в. опередил США в освоении космоса, в некоторых отраслях самолетостроения и оборонной промышленности Важными факторами повышения темпов развития науки являются обеспечение качества образования, организация научной деятельности В развитии науки большую роль играет государство, а в настоящее время и частный капитал
2. Традиции и революции в науке Развитие научных знаний имеет и собственно гносеологический аспект в виде внутренних и внешних противоречий, которые обеспечивают продвижение науки вперед К внутренним относятся противоречия, возникающие между новыми данными опыта и старыми теориями, не способными объяснить новые факты Такое положение в науке называют проблемной ситуацией Например, опыты Майкельсона, показавшие, что скорость света не зависит от величины скорости движения источника света и всегда остается постоянной — 300 тыс. км в секунду, вступили в противоречие с законами классической механики Было поставлено под сомнение, а затем отвергнуто представление Ньютона об абсолютности пространства и времени, просуществовавшее почти 200 лет
2. Традиции и революции в науке Теория относительности А. Эйнштейна отразила более глубокие и истинные представления, чем механика Ньютона о пространстве и времени, о связи массы и энергии На место представлений о пространстве и времени как вместилище материи пришло понимание неразрывной связи пространства, времени и материи Внешние противоречия отражают требования практики, не способной без науки решить сложные производственные, экономические, военные и другие задачи Так, знаменитые открытия французского химика Л. Пастера в области микробиологии были инициированы как запросами виноделия, так и шелковой промышленности Франции
2. Традиции и революции в науке В первом случае он открыл, что ненормальное брожение в виноделии было вызвано болезнетворными бактериями, во втором нашел возбудителя болезней шелкопряда, которые могли остановить производство шелка во Франции Развитие научных знаний может быть представлено в виде ряда этапов, циклично сменяющих друга: - постановка научной проблемы, возникающей из проблемной ситуации Рост научных знаний идет от старых проблем к новым Сами проблемы возникают как внутри науки, так и за ее пределами В последнем случае практика апеллирует к науке Решенные проблемы нередко порождают новые проблемы
2. Традиции и революции в науке Так, открытие сложной структуры атома, сделанное Э. Резерфордом, породило многочисленные проблемы новой физики (например, какова природа элементарных частиц, составляющих атом; каков характер закономерностей микромира и т. д. ); - выдвижение предполагаемых решений проблем — гипотез Проблемы мобилизуют творческие усилия ученых, направленные на решение научных задач В процессе научного поиска используется весь арсенал научных методов: логические и эвристические, общенаучные и специальные, всеобщий философский метод Решающее значение приобретает догадка ученого, позволяющая выйти за рамки научного алгоритма, логических рассуждений
2. Традиции и революции в науке Новое знание приходит как озарение (так называемый инсайт), как качественный скачок в процессе научного поиска Догадка является кульминационным пунктом появления нового знания Особенно большую роль в появлении догадки играют аналогии Особая роль в возникновении догадки принадлежит интуиции, т. е. такому мыслительному процессу, который характеризуется внезапностью, быстротой найденного решения, мгновенностью перехода от незнания к знанию
2. Традиции и революции в науке - решение научной проблемы, которое может быть подтверждением гипотезы, ее превращением в обоснованное и доказанное новое научное знание, а может быть ее опровержением В процессе обоснования и доказательств используется весь арсенал логических средств В результате формируются первичные теоретические модели, которые подвергаются научной критике и апробации Устраняются ошибки и рассматриваются вновь открывшиеся аспекты решаемой проблемы - формирование теории, в основе которой лежат полученные новые научные результаты, отражающие закономерности функционирования и развития предметной области исследования
2. Традиции и революции в науке Теоретизацию считают главным элементом науки, ее индикатором Например, для К. Поппера динамика науки состоит в смене одних теорий другими, более совершенными - формирование парадигмы на базе наиболее фундаментальных теорий и их философское истолкование Становление парадигмы в качестве общепринятой в научном мире модели решения научных проблем, определяющей развитие так называемой нормальной науки (Т. Кун) в течение относительно длительного периода Этот период заканчивается новой научной революцией и возникновением новой парадигмы
2. Традиции и революции в науке Представители различных философских школ по-разному представляют механизм развития научных знаний Так, С. Тулмин расширил подход К. Поппера о смене теорий до смены всего корпуса научных знаний: проблем, целей, понятий, гипотез, процедур, методов Т. Кун считает ключевым звеном развития науки смену парадигм И. Лакатос рассматривает развитие науки как смену исследовательских программ, которые представляют собой довольно сложные образования В центре такой программы находится ядро наиболее значимых и устойчивых теорий, а вокруг ядра находится область периферийных знаний, которые непрерывно обновляются, дополняются
2. Традиции и революции в науке П. Фейерабенд включает в научный поток всю систему знаний, рассматривая и ложные теории, так как, по его мнению, они также обладают научной ценностью Он выступает за «анархический плюрализм» , требующий соревнования как можно большего числа конкурирующих между собой теорий В науке, по мнению ученого, «все дозволено» , в этом залог ее успешного развития Отечественный ученый В. Меркулов рассматривает развитие науки в свете соревнования различных теорий, в котором «выживают» наиболее эффективные и продуктивные Все это напоминает теорию естественного отбора, но в науке В. Степин обращает внимание на большую роль в развитии науки гипотетических моделей, которые придают динамику научной мысли
2. Традиции и революции в науке К. Уоддингтон применяет синергетический подход к исследованию динамики научных знаний Для него эта динамика есть синергетический процесс, в котором хаотичность научных исследований в мире в целом весьма плодотворна В ее рамках большую роль играют случайности Хаос в силу своей творческой природы приводит научные направления в точки бифуркации, в которых рождаются новые теории, направления, концепции М. Полани подчеркивает огромную роль выдающихся личных качеств ученых в возникновении и движении научных знаний Процесс развития научных знаний подчиняется определенным закономерностям, которые просматриваются на протяжении человеческой истории
2. Традиции и революции в науке Закономерность проявляет себя в необходимой повторяемости событий, в тенденциях развития научного знания По мнению ученых, в современных условиях развитие науки подчинено действию следующих закономерностей: ускорение темпов развития научных знаний; зависимость от социальных потребностей и условий; сочетание интеграции и дифференциации научных знаний; усложнение структуры научных знаний; развитие формализации и математизации научных знаний; смена лидеров в развитии науки; взаимная связь с техническим прогрессом; развитие технической оснащенности науки; усложнение рефлексии научного познания; взаимодействие с различными направлениями культуры;
2. Традиции и революции в науке В настоящее время существует вполне обоснованная точка зрения, что ход истории ускоряет свой бег, и темпы развития науки обгоняют развитие общества Бурное ускорение истории началось вместе с появлением современной науки 90 % ученых, когда-либо живших на Земле, живут в настоящее время Трудно предсказать все последствия ускорения развития науки, ибо, как показал опыт прошлого, эти последствия носят противоречивый характер Наука способна принести человечеству большие бедствия В то же время она остается ведущим фактором в решении глобальных проблем человечества, угрожающих основам цивилизации
2. Традиции и революции в науке Ускорение развития науки сопровождается расширением фронта научных исследований Идет устойчивый процесс возникновения новых научных дисциплин, предметом научных исследований становятся новые стороны действительности Наука проникает в глубинные основы материального мира, осваивает новые рубежи как микро-, так и мегамира Наука развивается в конкретных социально-экономических условиях, которые влияют на ее характер, темпы развития, успехи и неудачи Динамика науки представляет собой чередование спокойных периодов развития, когда наблюдаются лишь количественные изменения, и революционных, качественных скачков в форме научных революций
2. Традиции и революции в науке Современная наука — это не только колоссальный объем знаний, но и сложный социальный процесс, внутри которого происходят постоянные изменения различного характера, в том числе дифференциация, т. е. возникновение новых научных дисциплин, и интеграция, т. е. их объединение и взаимопроникновение Внутри каждой из наук стали возникать научные дисциплины, способные со временем превратиться в самостоятельные науки Все больше научных исследований появляется на стыках наук в форме междисциплинарных исследований Само научное знание становится более сложным и абстрактным
2. Традиции и революции в науке Таким образом, наука сегодня выступает в качестве важнейшего социального института, который обеспечивает воспроизводство новых научных знаний Темпы развития этого воспроизводства, как и темпы развития самой науки, нарастают Эти тенденции определяются характером внешних и внутренних условий развития науки и находят отражение в закономерностях развития науки Сохранению науки во многом способствуют традиции Важнейшими вехами на пути развития науки являются научные революции Они прерывают сравнительно плавное развитие научной мысли, вызывают глубокий переворот в ее основах, формируют новую научную парадигму, новые методологические и мировоззренческие установки ученых, новые научные традиции
2. Традиции и революции в науке После каждой научной революции возникает новый тип научной рациональности, что накладывает отпечаток на всю духовную жизнь общества Знание диалектики научных традиций и научных революций — важная методологическая предпосылка успешной научной деятельности Большую роль в сохранении и развитии науки играют научные традиции Традиции науки — органичная часть традиций всего человеческого общества Традиции — это формы духовного бытия, универсальные формы «сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека» Традиции включают в себя все социальное, культурное и духовное наследие, которое сохраняется и передается из поколения в поколение в виде устойчивых норм, обычаев, ритуалов
2. Традиции и революции в науке Человек многие духовные и социокультурные ценности получает «по наследству» через восприятие традиций, в которых он был воспитан Традиции бывают политические, религиозные, национальные, профессиональные, научные и т. д. История развития науки позволяет утверждать, что периоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию преемственности научных традиций, когда все научные дисциплины развиваются в соответствии с установленными закономерностями и принятой системой предписаний Возникает общность установок и видимая согласованность действий, которая обеспечивает преемственность традиций того или иного направления
2. Традиции и революции в науке Научные традиции в качестве основного конституирующего фактора развития науки впервые рассмотрел Т. Кун Он обосновал, казалось бы, противоречивый феномен: традиции являются условием возможности научного развития Любая традиция всегда относится к прошлому, опирается на прежние достижения Что является прошлым для непрерывно развивающейся науки? Научная парадигма, которая всегда базируется на прошлых достижениях К их числу относятся ранее открытые научные теории, которые интерпретируются как образец решения всех научных проблем, как теоретическое и методологическое основание науки в ее конкретно-историческом пространстве
2. Традиции и революции в науке Со сменой парадигмы начинается этап нормальной науки Говоря о деятельности ученых в пространстве нормальной науки, Кун утверждал, что они не ставят себе цели создания новых теорий Но если на этапе нормальной науки ученый работает в рамках парадигмы, т. е. традиции, то как происходит научное развитие? Ученый систематизирует факты, дает им объяснение в рамках существующей парадигмы, открывает новые факты, опираясь на положения господствующей теории Вся наука развивается в рамках традиции Традиция не только не тормозит это развитие, но выступает в качестве его необходимого условия Показав, как происходит развитие нормальной науки в рамках традиции, Кун, тем не менее, не сумел объяснить механизм соотношения традиции и новации
2. Традиции и революции в науке Идеи Куна о научных традициях получили дальнейшее развитие, в том числе в отечественной философии науки Наука — это и часть культуры, и социальный институт, который развивается в лоне традиций и обеспечивает фиксацию, сохранение и передачу знаний, методов познания, мировоззренческих установок, идеалов, ценностей и т. п. Но поскольку человечество постоянно углубляет научные знания, осваивая новые методы познания, вырабатывая новые мировоззренческие установки, то на смену одним традициям приходят другие, позволяющие людям более успешно познавать и осваивать мир Эта смена происходит во время научных революций в процессе смены парадигм
2. Традиции и революции в науке Однако далеко не все научные традиции уходят вместе со старой парадигмой, многие из них воспринимаются новой парадигмой и новым сообществом ученых Научные традиции весьма многообразны Они отличаются по содержанию, функциям, выполняемым в науке, способу существования Так, по способу существования можно выделить вербализованные (существующие в виде текстов) и невербализованные (не выразимые полностью в языке) традиции Первые реализованы в виде текстов монографий и учебников Вторые не имеют текстовой формы и относятся к типу неявного знания
2. Традиции и революции в науке Неявное знание — это такое знание, которое принципиально не может быть четко и полно выражено с помощью вербального языка Например, очень трудно выразить в виде словесных правил или предписаний такие бытующие среди ученых действия, как «красивое» решение задач, создание «эстетической» теории, «изящно» поставленный эксперимент и т. д. Не существует четких определений того, что в науке относится к разряду «красивого» Ценностные ориентации ученых также относятся к сфере неявного знания Научная парадигма также является их носителем, т. е. открытой системой, включающей образцы неявного знания, почерпнутого не только из сферы научной деятельности, но из других сфер жизнедеятельности ученого
2. Традиции и революции в науке Многие ученые в своем творчестве испытали влияние музыки, художественных произведений, религиозномистического опыта и т. д. Следовательно, ученый работает не в жестких рамках «стерильной» научной парадигмы, а подвержен влиянию всей культуры, что позволяет говорить о многообразии научных традиций Научные традиции имеют свои сферы применения и распространения Поэтому можно выделять традиции специально-научные и общенаучные Каждая из традиций имеет свое содержание, т. е. то, что она передает новым поколениям ученых, например стремление к объективности в процессе получения новых знаний или к корректности в ходе научной дискуссии
2. Традиции и революции в науке Традиции выполняют различные функции в науке: одни определяют особенности и нормы научного, познавательного процесса, другие — нормы научной этики В целом традиции остаются основным конституирующим фактором науки, а научные революции — основным движущим фактором ее развития В этом их диалектическая взаимосвязь Научными революциями называются этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки Предпосылкой любой научной революции являются факты, которые не могут быть объяснены имеющимися научными средствами и указывают на противоречия существующей теории
2. Традиции и революции в науке Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к научной революции В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (парадигма), способная объяснить и устранить ранее имеющиеся противоречия Т. Кун обосновал модель развития науки, которая предполагает чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами и этапов, предполагающих систематизацию теорий, уточнение понятий, совершенствование техники и технологии По мере развития науки она вновь сталкивается с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира
2. Традиции и революции в науке Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки Последняя может осуществляться в двух разновидностях: как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки Новая картина исследуемой реальности и новые нормы познавательной деятельности, утверждаясь в некоторой науке, затем могут оказать революционизирующее воздействие на другие науки
2. Традиции и революции в науке Поэтому научные революции возможны и как результат внутридисциплинарного развития, когда в сферу исследования включаются новые типы объектов, и как результат междисциплинарных взаимодействий, основанных на «парадигмальных прививках» , переносе представлений специальной научной картины мира, а также идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты ее оснований Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских оснований науки Эти периоды правомерно рассматривать как глобальные революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности
2. Традиции и революции в науке Рациональность (от лат. ratio — «разум» ) в широком смысле означает разумность, осмысленность, противоположность иррациональности В зависимости от содержания этих принципов различают типы рациональности Одним из таких типов является научная рациональность Она соответствует принципам научности, объективности, целесообразности, выступает гносеологическим средством познания и отражения в языке науки сущности, содержания, закономерностей существования и развития вещей и явлений объективного мира Смена типов научной рациональности является результатом глобальных научных революций С глобальной научной революции начинался каждый этап исторического развития естествознания В истории естествознания известны четыре такие революции
2. Традиции и революции в науке Первой глобальной научной революцией была революция XVII в. , которая ознаменовала становление классического естествознания Его возникновение было связано с формированием системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой — осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи Через все классическое естествознание начиная с XVII в. проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности Эти процедуры принимались как раз и навсегда данные и неизменные
2. Традиции и революции в науке Идеалом было построение «абсолютно истинной» картины природы Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, вытекающих из опыта онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты
2. Традиции и революции в науке
2. Традиции и революции в науке
2. Традиции и революции в науке
2. Традиции и революции в науке
2. Традиции и революции в науке
2. Традиции и революции в науке
2. Традиции и революции в науке
3. Дифференциация и интеграция науки
3. Дифференциация и интеграция науки
3. Дифференциация и интеграция науки
3. Дифференциация и интеграция науки
3. Дифференциация и интеграция науки
3. Дифференциация и интеграция науки
3. Дифференциация и интеграция науки