Тема 2.4. Классическая наука XVIII-XIX веков.pptx
- Количество слайдов: 26
наука формируется как профессиональная деятельность; научные открытия и методологические парадигмы познания; дифференциация наук и возрастание их социальной роли; развитие физики, а также астрономии, химии и биологии; наука носит объективный характер в исследованиях, как единственно верный способ познания мира, т. е. исследования объекта (предмета) самого по себе.
механицизм - господствующая тенденция в науке; физика всему задавала тон, была образцом, по которому ориентировались все другие науки, в том числе и психология (машиноподобный, технофицированный подход); строгое установление причинно-следственных связей, функция объяснения. Попытки установить причины были и в социальных дисциплинах, так Конт рассматривал социологию как социальную физику, учение об обществе, которое приравнивалось к работе машины.
конец 19 века - завершение периода становления науки как социального института; технические открытия, техническая революция, способствующие развитию индустриализации; размежевание дисциплин на естественные, биологические и все науки о жизни; главной особенностью данного периода можно считать превращение технических знаний в «научные» , и синтез естествознания и технических наук.
В различных странах в 18 веке образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые государством. Примером может служить сообщество немецких химиков – один из первых национальных дисциплинарно ориентированных объединений исследователей, сложившиеся в Германии к концу 18 века. Коммуникации между исследователями осуществляются уже на национальном языке, а не на латыни.
место частных писем, выступающих как научное сообщение, заменяет статья в научном журнале; в отличие от письма, адресованного конкретному человеку, статья была ориентирована на анонимного читателя; в конце 18 – начале 19 в. большинство университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины.
впервые проблематика движения появилась в работах Г. Галилея. Р. Декарт определил природу как протяженную субстанцию; П. Гассенди и Х. Гюйгенс создали атомистическую теорию движения; наука как средство господства человека над природой, идеал науки есть техника, необходимость создания истории науки и техники, а также учета социальной значимости науки (Френсис Бэкон)
Огромную роль сыграли работы И. Ньютона. в своем основном труде «Математические начала натуральной философии» (1687) Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения; Научный метод Ньютона сводится к следующим основным этапам: - проведение наблюдений, опытов, экспериментов, использование сил природы для подчинения их целям людей.
философия способна стать наукой и должна ею стать; «Знание – сила» ; «мы столько можем, сколько мы знаем» ; Наука не может быть знанием ради знания; Конечная цель науки— изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала ее энергии, умножение власти человека над природой.
Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и дал обоснование индуктивному методу как движению мысли от частного к общему. три основных пути познания - паука, муравья и пчелы.
«Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении к фактам. «Путь муравья» - это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы» , который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может быть верным руководителем на дороге к истине.
родоначальником рационализма Нового времени был Рене Декарт; целью Декарта было описание природы при помощи математических законов; центральная проблема метафизики – отношение сознания и материи – получила решение, которое, истинно оно или ложно, остается самой влиятельной доктриной Нового времени;
Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должны быть объединены в единую систему. Их единство мыслитель уподобляет мощному древу, корни которого - метафизика, ствол - физика а ветви - механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) есть фундамент систематического познания; этикой оно увенчивается.
двумя основными путями, ведущими к познанию мира, являются, по Декарту, интуиция и дедукция; Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные для него являлись своего рода машинами. Отличие человека от них виделась ему в наличии у него двух субстанций - телесной и духовной, а также в том, что у человека имеются врожденные идеи.
его философская система двух ученых не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология.
Бэкон и Декарт положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Субъект — это носитель познавательного действия, объект— это то, на что направлено это действие; методология носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не явились бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин.
быстрыми темпами развивалась механика; развитие мат. анализа и теории вероятности; исследовании законов теплоты, электричества и магнетизма; стала развиваться оптика; в области электродинамики важнейшим стало создание теории электромагнитного поля; рентгеновские лучи; периодическая система химических элементов; сформулированы принципы термодинамики.
формирование астрофизики, призванной решить ключевую проблему строения звезд и источников их энергии; переход от алхимии к научной химии; первые идеи эволюции, учение Ч. Дарвина, становление учения о наследственности (генетика).
в середине XIX в. было подготовлено «свержение» метафизического способа мышления, господствовавшего в естествознании. Этому в основном способствовали три великих открытия: создание клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии и разработка Дарвиным эволюционной теории;
доказала внутреннее единство всего живого и указала на единство происхождения и развития всех живых существ, а также единство строения и развития растений и животных;
ранее считавшиеся изолированными силы (теплота, свет, электричество, магнетизм) взаимосвязаны, они переходят при определенных условиях одна в другую и представляют собой лишь различные формы одного и того же движения в природе. Энергия как общая количественная мера не возникает из ничего и не исчезает, а постоянно переходит из одной формы в другую.
растительные и живые организмы не творение бога, как понималось ранее, а являются результатом длительного естественного развития (эволюции) органического мира, ведут свое начало от немногих простейших существ, которые в свою очередь произошли от неживой природы.
общество выступает главным объектом исследования; вершиной классической философии считается социально-историческая концепция Гегеля, основывающаяся на методе диалектики. Естественный и духовный мир природы и человека представлялся им единым и непрерывным процессом развития; Открыв материалистическое понимание истории Маркс и Энгельс увидели в человеке творца своей жизни и истории. Провозгласили первичность общественного бытия по отношению к сознанию.
до конца XIX в. основной тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм; научному естественному познанию и его методам противопоставляются ненаучные, интуитивные, символические методы. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения искусства, музыка, поэзия
в процессе возникновения открытий, наука стала рассматриваться как профессиональная деятельность, включающая не только систематизацию научного знания, выработку единой методологии, но и формированием научного общества; в конце XVIII-начале XIX в. наука стала включать в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социальногуманитарные науки, что завершило путь формирования науки в собственном смысле этого слова.
Классическая наука обязана своими достижения ми отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода по ставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии.