Натюрморт. Теория.pptx
- Количество слайдов: 29
Натюрморт Выполнила: Решетникова Ксения 32 гр. ИЗО
Определение Натюрморт (фр. , от лат. «природный, естественный» )- жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, цветов, снеди, различных атрибутов искусства и пр. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрморт. Розовый натюрморт. 1918 К. Петров-Водкин
История натюрморта Голландия, начало XVIII в. Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в. , где он достиг своего наивысшего расцвета в творчестве таких художников, как П. Клас, Г. Виллем, А. Бейерен, И. Фейт Его основными качествами были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность. П. Клас «Завтрак с ветчиной» 1647 А. Бейрен «Натюрморт»
История натюрморта В XVII в. Складываются главные черты натюрмортного жанра. В нем работают такие видные мастера живописи, как Рембрандт, Сурбаран, Переда. Всех их объединяет общее стремление - показать гармонию мира вещей, окружающих человека, красоту их форм и материала. Сформулированные в практической деятельности художников задачи искусства натюрморта существовали и в дальнейшем, но решение их не повторяло прошлого опыта, а осуществлялось новыми средствами в соответствии с новыми требованиями времени. Рембрандт «Натюрморт» Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633 .
История натюрморта Шарден. Франция XVIIв. Значительный вклад в развитие натюрморта внес французский художник XVII в Ж. -Б. Шарден, вошедший в историю мировой живописи как мастер бытовой жанровой картины. Свои натюрморты он пишет с предметов скромного домашнего обихода, привнося в них большую одухотворенность и простоту композиции. Простота и классическая ясность композиции отличает и натюрморты, объединенные под общим названием «Атрибуты искусства» . Характерным для живописи Шардена является совершенство и разнообразие приемов, используемых для передачи материала предметов в их неразрывной связи со световоздушной средой. «Натюрморт с атрибутами искусств» исполнен по заказу Екатерины II в 1766 г.
История натюрморта Импрессионизм XIXв. Начиная с середины XIX в. Сильное влияние на судьбы искусства стал оказывать импрессионизм. К. Моне, А. Сислей и другие художники обратились в своем творчестве непосредственно к работе над природными мотивами, ставили и решали проблему создания живописного изображения спектрально чистым красками. Их главной заботой было воспроизведение на картине быстро меняющегося состояния природы; сам же предмет изображения с его объективными свойствами утратил былое значение, как бы растворился в световоздушной среде. Живописная система импрессионизма, получившая наиболее полное развитие в пейзаже, неизбежно затрагивала и область натюрморта. И здесь художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передать не сами свойства предмета, а мимолетную игру световых и цветовых пятен на его поверхности. Моне «Натюрморт с дыней» 1872 Сезанн Натюрморт с бутылкой и корзиной яблок. 1894
История натюрморта Матисс, Франция Другую ветвь французского натюрморта, резко расходившуюся как с методом импрессионистов, так и с творческими устремлениями Сезанна представляет искусство А. Матисса. Основу его составляет декоративно-плоскостное видение художника. Натюрморт воспринимается им как система плоских цветовых пятен, где предметы как бы проецируясь на плоскость, обозначаются четко очерченными силуэтами. Если Сезанн использует цвет в целях построения объема на плоскости, то Матисс, напротив, решительно отказывается от изображения объема. Разрушение объема сопровождается нарочитой деформацией рисунка. Живописные интересы Матисса не шли дальше нарядно оформленной композиции. Голубой натюрморт. 1907
История натюрморта Кубизм, фовизм, супрематизм. XIX начало. XX в. В конце XIX в начале XX в. художественная культура Западной Европы, а вслед за ней и России сделала резкий крен в сторону субъективных поисков в области формальных средств живописи. Крайним выражением этих устремлений был такие направления как кубизм, фовизм, супрематизм. Пикассо «Натюрморт» 1918 К жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с формой, цветом и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморт выполняется и в строгой реалистической манере, и в декоративной, и в манере кубизма. Х. Грис «Натюрморт в открытом окне» 1922
История натюрморта Русское искусство Изображение прекрасного мира вещей увлекало многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, К. Петров – Водкин, Ю. Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. Кончаловский» Южный натюрморт. Бутылка и кукуруза» 1946 Машков «Натюрморт» 1930
История натюрморта Русское искусство, Коровин Вдохновляющим началом творчества Коровина всегда оставалась натура во всем богатстве ее проявлений. Темами его натюрмортов служат природные формы: цветы, фрукты, овощи, рыба, все, что несет в себе живое дыхание жизни. Он пишет их в различной обстановке и каждый раз обнаруживает удивительно цельное, оптимистическое восприятие мира. Ему свойствен редкий дар извлекать из палитры такие сочетания цветовых оттенков, которыми он мастерски передает красоту и нежность хрупких цветов, сложные состояния освещения. При этом показываемые им предметы не утрачивают своей материальной конкретности: рисунка, контура, объема. Гвоздики и фиалки в белой вазе. 1912
Омские художники работающие в жанре натюрморта Солодухин Иван Васильевич Вид на затон х. м. 90 х80 1991 Собственность музея им М. И. Врубеля Расцвела сирень 2010 90 х100 х. смеш. техника
Омские художники работающие в жанре натюрморта Кичигин Георгий Петрович 1994 Я - маленький голландец холст масло 60 х80 1996 Незаконченная картина холст масло 97 х137
Омские художники работающие в жанре натюрморта Кравцов Петр Александрович НАТЮРМОРТ 69 Х 50 картон, масло Тимофеев Валерий Валентинович Хорошее настроение х. м. , 60 х80. , 2005
Омские художники работающие в жанре натюрморта Маслов Виктор Иванович День рождения. 2003 Холст, темпера. 120 х110
Омские художники работающие в жанре натюрморта Щикалев Анатолий Михайлович Белый букет. 2008. Холст, масло. 80 х100 Красные георгины. 2006. Бумага, акварель. 60 х80
Предметы натюрморта Натюрморт можно закомпоновать из самых разных предметов. Любой предмет, каким бы он простым, или наоборот необычным он не был, представляет интерес для художника. П. Гоген Натюрморт с яблоками, грушей и кувшином. 1889
Фрукты На многих натюрмортах можно увидеть фрукты. Разнообразие их форм позволяют создавать интересные композиционные решения. Цветовые характеристики этих предметов так же различны, да и фактура у каждого фрукта своя. В натюрморте могут присутствовать любые фрукты, что позволяет создавать самые разные композиционные и цветовые решения. Клод Моне «Натюрморт с яблоками, грушей и кувшином. » 1889
Предметы повседневного обихода Для рисования подходят любые предметы, в том числе из повседневного обихода – столовая, и чайная посуда, кухонная утварь, корзины для фруктов, бутылки…Могут пригодиться зонтики, ключи, очки, ботинки или туфли, ремни и П. Сезанн «Натюрморт с часами из любые другие вещи. черного мрамора» 1871
Цветы являются излюбленной и наиболее выигрышной темой натюрморта. Подбирая цветы для своей работы, нужно заранее продумать их компоновку и общее цветовое решение. О. Ренуар «Розы и жасмин в дельфийской вазе»
Дичь и рыба Эти объекты интересны прежде всего с точки зрения разработки фактуры перьев, шерсти и чешуи. Кроме того, битая дичь или уснувшая рыба, неподвижны, не имеют мускульного напряжения, поэтому их легко рисовать. Ж. -Б. Шарден «Скат» 1728
Драпировки используются для создания цветовых оттенков и рефлексов на других предметах, входящих в композицию натюрморта. Изображая драпировки, можно научиться рисовать складки или сборки, а так же передать особую фактуру ткани. Б. К. Хеда «Завтрак с крабом» 1648
Виды натюрморта • «Настольный» натюрморт • Натюрморт в интерьере • Натюрморт на пленэре К. Коровин «Сумерки в комнате» 1880 Грабарь «Утренний чай. » 1917 Ф. Гойя. Натюрморт с фруктами, бутылками и хлебом
«Настольный» натюрморт Большинство натюрмортов представляют собой поставленные на столе в определенном порядке объемные предметы и драпировки. Постановка кадрируется художником таким образом, что зритель видит только верхнюю часть стола, которая является композиционным полем. Всё сюжетное действие ограниченно данным полем, что позволяет сосредоточить внимание на светотональным и пластическим взаимодействием группируемых "Медный котелок, перечница, лук предметов. -порей, три яйца и кастрюлька" (ок. 1732) Шарден
Натюрморт в интерьере Натюрмортные постановки, захватывающие и часть интерьерного пространства, имеют более сложную пространственную организацию, чем натюрморты , ограниченные плоскостью стола. В композицию таких постановок могут быть включены несколько предметов интерьера , стены с окнами и даже анфилады комнат. Анри Матисс «Интерьер с Фонографом» 1924
Натюрморт на пленэре Создание натюрмортов на основе постановок в природной воздушной среде – необычайно трудная задача, с которой справляют не многие. Солнечный свет, проникающий через купол неба, пронизывает и обвалакивает предметы, создавая множество рефлексов от неба, земли, стволов деревьев, листьев. Восприятие постановки постоянно меняется с освещением, это интересно наблюдать, но трудно изобразить. 1905. "Хризантемы" Грабарь
Композиция: гармоничное расположение предметов в пространстве помогает создать интересный натюрморт. Для достижения этой цели существует ряд правил : общая композиционная схема, наличие композиционного центра, использование «золотого сечения» , сохранения равновесия цветовых масс. Композиционная схема: простая фигура-овал, прямоугольник, треугольник и т. д. , - составляющая основ натюрморта, в которую можно включить ряд предметов. Композиционный центр: точка, активирующая наш взгляд, когда мы смотрим на модель. Обычно расположена в зоне «золотого сечения» .
Искусство компоновки П. Сезанн «Натюрморт с зеленым сосудом и оловянным кувшином» 1869 Один и тот же предмет можно расположить по- разному. Здесь огромную роль играет воображение, поскольку речь идёт о компоновке предметов различных размеров, форм, цвета. Для создания интересной композиции можно использовать простую схему размещения, но обязательно с выделением композиционного центра. Предметы должны располагаться таким образом, чтобы создавать единое целое, определяя единство замыла. При их компоновке следует учитывать взаимодействие цветов всех предметов и находить необходимое равновесие.
Перспектива Все предметы постановки воспринимаются в их перспективном сокращении. Для правильного изображения предметов необходимо соблюдать законы перспективы. Имеются три вида перспективы. Линия горизонтавоображаемая линия, проходящая на уровне глаз наблюдателя.
Три вида перспективы 1. Параллельная перспектива. (рис. 1) Эта перспектива, имеющая одну точку схода, является самой простой. При параллельной перспективе все предметы расположены ортогонально, а вертикальные линии, так же как и горизонтальные, параллельны между собой. 2. Наклонная перспектива. Или перспектива с двумя точками схода. При такой перспективе параллельны только вертикальные линии, а остальные сходятся к своей точке схода. 3. Верхняя перспектива. (рис. 2, 3) Или перспектива с тремя точками схода. О такой перспективе говорят при наблюдении за моделью сверху или снизу. Верхняя перспектива самая трудная, но она позволяет лучше передать объемность и глубину изображения. При верхней перспективе вертикальные линии тяготеют к одной точке. , когда как горизонтальные разделяются на две группы, каждая из которых имеет свою точку схода.